САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Василий Иванов:"Церковище"

Василий Иванов:"Церковище"

« Назад

Василий Иванов:"Церковище" 01.03.2016 10:14

«Церковище» - так в перечне древнейших исторических памятников называется место близ деревни Дреколье Витебского района, которое находится в семи километрах  к северо-востоку от областного центра. Правда, местные жители чаще называют это урочище Сурганами, по имени  небольшой деревеньки, которую  снесли в те достопамятные времена, когда государственная власть сгоняла крестьян с хуторов в колхозы. Так Сурганы переселились в соседнюю деревню Судники, что рядом со станцией Лужесно. Крепкие, сметливые, расторопные и умные крестьяне не посрамили  своей старинной славянской фамилии – говорят, что один из них,  Федор  Сурганов, даже выбился на виднейший  государственный пост в правительстве БССР; в его честь названы Лужеснянский агроколледж и улица в Минске…

Но вернемся к древнему городищу, имени которого сейчас не знает никто. Оно находится между деревнями Дреколье и Пестуница на берегу  небольшой речушки на территории Лужеснянского лесничества в квадрате № 95. Само городище представляет собой весьма крутую овальную горку, со всех сторон окруженную топким болотом, которое, вероятно, в свое время было мелководным озером; только с одной стороны  выходит на поле насыпная дорога. По всему склону, ближе к вершине, городище окружено концентрическим валом, за которым находился укрепленный детинец – кремль. Сам вал был окружен частоколом из толстых, вплотную вкопанных  один к одному заостренных сверху  бревен, высотой не менее четырех метров. На верхней плоской площадке, размером 40 на 50метров, находился кремль с одной или  несколькими башнями, формой и видом хорошо нам знакомыми по истории Древней Руси. Внутри городища располагались тесно скученные жилища, так называемые «зимние избы». Проживали в них не всегда, а только в зимние холода и во время осады неприятеля. В остальное время большинство жителей предпочитало жить на природе, близ мест приложения своих стараний – землепашцы у дальних полей, возделывая  те под овес, жито и ячмень, выжигая и выкорчевывая лес под новые поля. Рыбаки жили  в шалашах близ рек и озер, где ловили немудреную по тем временам рыбу – сомов и налимов, головней и язей, линей и судаков, угрей и щук. Детской забавой были раки да вьюны, ряпушки и бычки, слижики да и те же угри, которые в росные утра охотно выползали порезвиться на пойменных лугах. 

Бортники добывали мед из дуплистых колод, подвешенных на высоких елях у заповедных лугов, благоухающих разнотравьем, среди которого тогда в большом изобилии произрастали  растения, ныне либо бесследно исчезнувшие, либо сегодня занесенные в «Красную книгу». Здесь же  можно было увидеть многие реликты еще доледникового периода; к примеру, нашу  самую красивую северную орхидею – «венерин башмачок», которая была   тогда весьма обычным цветком.

С восходом солнца выходили на благоухающие июньские поля косари, чтобы  холодной и многоснежной зимой было чем прокормить свою «животину» - лошадей, коров, коз и овец душистым сеном, хранящим  в себе силу и аромат лета.

Охотники рыскали по дремучим лесам, сплошь и окрест  окружавшим редкие поселения. Тогда не как сейчас – не возвышались леса среди полей, а  наоборот, поля островками жались к людским поселениям. А кругом шумела могучая  южноевропейская дубово-еловая витебская тайга…

Городище более всего использовалось как база складов и амбаров для зерна, оружия и инструмента. С распространением христианства в центре детинца вместо языческого капища с идолами древнеславянских божеств (Перуна, Велеса, Даждьбога, Ярилы и других) стали возводиться первые очень скромные церкви, на сегодняшний взгляд больше напоминающие часовенки…

Не с того ли времени остались лежать с западной стороны Сургановского «церковища»  два древних каменных креста?  Про такие кресты в народе говорят, что они сами собой вырастают из земли. Не для того ли, чтобы напомнить нам о древней позабытой эпохе, о брошенном городе, где когда-то кипела жизнь, а ныне царит тишина, покой и запустение под сенью разросшихся лип и берез. Тысячелетний сон  стоит над седою горой, и непонятно о чем пытаются рассказать тихо  шелестящие листья  неизвестно  откуда  взявшихся тут  серебристых тополей.

До того, как покинуть эту гору, люди жили тут не одно столетие – по крайней мере, если судить по толщине слоя  черной земли на вершине холма, хорошо видного по свежим раскопам современных кладоискателей. Напрасные старания! Неоткуда было взяться в этой земле кладам и сокровищам, поскольку жили тут люди небогатые – в основном простые мужики-воины  и их семьи, у  которых единственным богатством  была земля-кормилица да Бог на небе. На плечах – льняная  одежа, на ногах – плетеные лапти, а за кожаным поясом – топор, тесак или короткий меч. Вот и вся экипировка тогдашнего крестьянина. Из средств производства имелась деревянная соха с железным наконечником-ралом и  суковатая  борона  из одной- двух еловых макушек. В те далекие времена  железо высоко ценилось, и один топор мог всю жизнь сопровождать мужика. Впрочем, в то время редкий человек доживал до сорока лет – войны, голод и эпидемии делали свое дело. Наверное,  потому  в Бога верили крепче и не копили богатства на земле…

 

черные копатели

Поэтому напрасно роют городище и древние курганы «черные копатели», гробовщики – мародеры; это им не Троя и даже не скифские могильники… Ничего  тут нет, кроме  обгоревших и полуистлевших костей в глиняной урне, бронзового кольца да нескольких  стеклянных зернышек  рассыпавшихся  бус…

Стою на древнем кургане в лучах вечереющего солнца и ощущаю благодать, разлитую здесь над вечным покоем. С тополей, словно тончайшие  слитки серебра, с тихим шорохом осыпаются листья. Боже, храни эту землю!     


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru