САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Белорусская вышиванка – модный аксессуар или инструмент идеологии?  

Юрий Павловец: Белорусская вышиванка – модный аксессуар или инструмент идеологии?  

« Назад

Юрий Павловец: Белорусская вышиванка – модный аксессуар или инструмент идеологии?   17.12.2014 15:27

Вторая половина 2014 года в Белоруссии ознаменовалась резким всплеском национальной риторики, как среди местной оппозиции, так и в белорусском руководстве. Поэтому неудивительно, что сегодня много говорится о необходимости очередного возрождения белорусской культуры, языка и традиций, поддержания национальной гордости за свое прошлое, воспитании патриотических чувств среди молодежи, а также создания некой собственной национальной идеи, которую до сих пор в республике так и не смогли найти.

Казалось бы, ничего предосудительного в желании государства   развивать среди белорусов осознание своей национальной идентичности, нет и быть не может. Однако последние события заставляют усомниться в том, что процесс своеобразной национализации внутренней жизни Белоруссии идет именно тем путем, о котором открыто и официально заявляется на самом высоком уровне.

Дело в том, что сегодня белорусские чиновники не придумали ничего иного, как использовать  находящиеся много лет под негласным запретом культурно-исторические символы, которые традиционно использовала оппозиция, что бы отделить себя от существующего в стране политического режима. Более полутора десятков лет то, на чем сегодня стала создаваться новая национальная идеология, постепенно внедряемая в массовое сознание, было простым и понятным знаком непринятия политики нынешнего президента, а также европейского пути выбора и отказа от интеграции с Россией.

Признаки грядущих серьезных изменений во внутренней политике белорусского государства в настоящее время видны практически невооруженным глазом. И наиболее интересным в данном случае является ситуация с популяризацией так называемой вышиванки (традиционная народная сорочка с вышитым на ней орнаментом). Интересно то, что вышиванка долгое время являлась своеобразным идентификатором тех, кто протестовал против политики А. Лукашенко, направленной на объединение с Россией, называя ее предательством национальных интересов. Сегодня же в республике об этом предпочитают не вспоминать, объясняя повышение  интереса простых граждан к белорусской символике  событиями на Украине. Якобы данный тренд появился как результат иммунной защиты нации на так называемое «давление   русского мира»: простой символ, означающий, что у белорусов свои история,  культура и сознание. Но на самом деле ситуация выглядит немного иначе, а белорусская вышиванка на сегодняшний день все еще выглядит по большей части как коммерческий продукт, который модно фотографировать и выставлять на страницу в социальных сетях,  демонстрируя таким образом  свою гордость за страну и ее прошлое.  Пока данная ситуация все еще контролируема и может быть окончена в один момент, но недооценивать опасность заигрывания с национализмом все же не стоит, ярким примером чему является Украина.

Как бы там ни было, но белорусские власти не планируют сегодня останавливаться на достигнутом, о чем свидетельствуют события последних месяцев. Так, в начале декабря в центре Минска была установлена новогодняя ёлка, которую, как и обещалось, украсили славянскими орнаментами и «блюдцами» с изображением известных достопримечательностей Белоруссии.  

елкаПри этом по словам главного художника государственного предприятия «Минскреклама» А. Мартынова, при разработке дизайна было желание преподнести сюрприз жителям республики, и обещанное было сделано:   вышиванка,  ставшая  популярной в стране, нашла свое место и здесь. Правда, необходимо отметить, что серьезного сюрприза все же не получилось, так как основная интрига заключалась в том, включат ли власти вообще национальную символику в новогодние гуляния или все это останется на словах. Получилось нечто среднее – ту же елку не украсили в национальные символы полностью, ограничившись лишь полотнищами, которыми она обвязана, и щитами снизу. Такой  дизайн уже вызвал неоднозначное отношение к нему со стороны простых граждан. Кто-то усомнился в существовании подобных орнаментов, кто-то увидел в нем политику вместо сказки и новогоднего праздника, а кто-то посчитал это началом поворота белорусской политики в сторону национализма и противостояния «русскому миру».

Нынешний новый тренд в белорусской национальной политике заметен не только в новогодних украшениях. Даже в силовых ведомствах страны началась своеобразная кампания «белорусизации»: например, в Гродненской области стали появляться белорусскоязычные билборды социальной направленности, украшенные все той же вышиванкой. Более того, сегодня и исполнительная власть стала давать добро на проведения различного рода мероприятий, популяризирующих национальные традиции. Самым ярким примером в данном случае является проведение так называемых «Дней вышиванки», по примеру Украины. Первый такой  день прошел   еще 5 октября, и был организован сугубо национально ориентированным общественным объединением «Арт Сядзіба» и Ассамблеей НГО. Интересно то, что данные организации не только устраивают подобные мероприятия для узкого круга почитателей белорусской истории и культуры, но и выходят в массы. Так, 6 декабря все тем же объединением «Арт Сядзіба» в ходе акции «Пазнай сябе беларусам» была организована раздача ленточек с белорусским орнаментом. И если раньше за подобное можно было получить административное наказание за несанкционированную с властями акцию, то в этот  раз все прошло более чем спокойно. Правоохранители    лишь для перестраховки задержали на несколько часов участников раздачи из-за того, что вокруг них собралось слишком много людей, пожелавших получить ленточки. В отделении милиции у задержанных лишь взяли объяснения, после чего отпустили даже не составляя протоколы. Интересно то, что было конфисковано только около 30 ленточек с орнаментом и дальнейшая их судьба более чем очевидна. В случае, если такая мягкая позиция у местных властей продолжится и дальше, то уже в ближайшем будущем никто не будет задерживаться за бело-красно-белый флаг и герб «Пагоня», которые уже не один десяток лет считаются главными символами оппозиции.

13 декабря в минском Дворце искусств состоялся второй «День вышиванки», который на этот раз был кудазаставкамасштабнее и проходил при фактическом содействии местных властей,   прикрывших свои действия присутствием прогосударственной общественной организации «Белорусский союз художников». Мероприятие формально было представлено как праздник народного творчества, где помимо ярмарки проходили лекции по этнографии, мастер-классы по народным ремеслам, а также «национальный боди-арт». Здесь можно было купить сувениры с белорусским колоритом, а так же вышиванку  или ее современную стилизацию:  байки с гербом Великого княжества Литовского или князьями, сердечком или орнаментом,  «вышимайки» – майки с принтами в виде орнамента или теплые вязаные свитера.

Однако наибольшее удивление вызвало не то, что все это происходило под патронажем белорусских властей, о чем еще год назад было сложно представить, сколько то, что здесь же, помимо различного рода предметов, богато украшенных национальными орнаментами,  активно предлагалась не просто традиционная оппозиционная символика, но и шевроны с изображением М. Витушко. Последний активно участвовал в антипартизанской и диверсионной деятельности на территории современной Белоруссии и рассматривается многими как аналог белорусского С. Бандеры.  Проще говоря, данное мероприятие не совсем соотносится с официальной политической позицией белорусского государства, а напоминает начало украинского национализма. Хотелось бы напомнить, что свое особое внимание украинские националисты так же уделяли популяризации «национального орнамента» как основы исторической памяти, перейдя позже на прославление идей С. Бандеры и его сподвижников. К чему подобная национальная риторика привела, сегодня может наблюдать каждый.

Однако при всем этом необходимо понимать, что в продвижении вышиванок и всего, что с этим непосредственно связано, есть все же и положительные моменты, о которых националистически настроенные деятели предпочитают не вспоминать.  Дело в том, что вышиванку можно назвать своеобразной дорогой к взаимопониманию между славянскими народами и их общей многовековой истории.  Орнаменты, которые наблюдаются в белорусской, украинской или русской национальной традиции, крайне похожи и, как правило, означают одно и тоже: круг – солнце, прямая горизонтальная линия – земля, ромб –  знак земледельцев, символ родящих зерно полей и счастливого потомства, волнистая или зубчатая линия – вода и т.д. И подобная символика присутствует в орнаментах от Сибири до Белоруссии и Украины, что свидетельствует о ее объединяющем начале, а не наоборот, как сегодня   говорят некоторые политики, доказывая, что русские, украинцы и белорусы – абсолютно разные народы, которые имеют несхожие корни, традиции и культуру.

Так почему же в Белоруссии, где еще совсем недавно у граждан не было особого интереса к своей истории,гаи вышиванка так быстро стало расти внимание к национальной символике, которое всячески подогревается нынешними властями? Дать однозначный ответ на этот вопрос все еще достаточно сложно. Однако можно предположить, что белорусы, по всей видимости, попросту устали от однообразной политической и идеологической обработки, которая не меняется из года в год: «высокие» показатели жизни, «плохая» ситуация у соседей, стабильность и мир на белорусской земле, бесконфликтность в обществе и т.п.

Национальная же риторика, которую белорусы забыли или вовсе не знали, как современная молодежь, является чем-то новым, обладающим бунтарским духом и, что самое главное, модным. Поэтому  вышиванка и все, что с ней связано, воспринимается частью общества в качестве популярного тренда, который, если не придавать ему политический оттенок и идеологическую направленность, в скором времени может превратиться в массовый продукт, а затем и вовсе уйти в прошлое. По-видимому, именно на это белорусские власти и рассчитывают, тем более что признаки подобного уже имеют место.  Например, стало модным делать себе татуировки в виде орнаментов, как когда то их делали на основе скандинавских рун или китайских иероглифов, модно украшать машины, рабочие места, одежду и даже сотовые телефоны, не задумываясь о смысле символов и их предназначении. Все это со стороны выглядит довольно безопасно, но только до тех пор, пока в Белоруссии не решат   использовать национальные символы и белорусский язык в политических целях, как это было сделано в свое время на Украине, и с чем у себя сегодня борется Россия.

Конечно, так называемая «ползучая белорусизация» многими аналитиками справедливо связывается с предстоящими в 2015 году выборами президента республики и начавшейся перевыборной кампанией А. Лукашенко, так как проведение каких-либо мероприятий, связанных с  историческим прошлым,  в Белоруссии не может быть осуществлено без санкции сверху. Даже проведенный еще в конце сентября, казалось бы, далекий от политики спортивный фестиваль «Мова Cup», где организаторы и участники общались только на белорусском языке,  был    одобрен и реализован при поддержке Министерства спорта и туризма и согласован с Администрацией президента.   Поэтому с определенной долей уверенности можно говорить о том, что  нынешний всплеск интереса к вышиванке и прочим национальным атрибутам, так же стимулирован властями. Однако, по всей видимости, целью у всего этого было  не поссорить   белорусов и русских, продемонстрировав Западу готовность повести страну по украинскому сценарию, «защищая свою независимость от имперских амбиций Кремля», а  окончательно обезоружить местную оппозицию, которая на сегодняшний день полностью лишилась любых инструментов влияния на общественное мнение. Правда, необходимо отметить, что оппоненты Лукашенко и в этих условиях не сдаются, перейдя к новым видам обвинений, стремясь как можно больше навредить белорусско-российским отношениям. Местная оппозиция, вместе с «либеральными» коллегами из России и стран Запада, заговорили о том, что нынешняя игра белорусских властей с национализмом является желанием противопоставить Белоруссию России, что неминуемо приведет к открытому политическому столкновению двух стран. Это, в свою очередь, станет концом белорусского политического режима, так как в Кремле не решаться на повторение украинского сценария и будут действовать крайне жестко. Именно этим белорусские националисты и оправдывают свое бездействие, так как действительно считают развитие подобного сценария более чем реальным.  

Исходя из сложившейся ситуации можно констатировать, что ажиотаж вокруг белорусской вышиванки на сегодняшний день слегка преувеличен. Однако сама по себе тенденция, когда славянские орнаменты и иная символика преподносятся как исконно белорусские, не может не настораживать. Поэтому белорусам необходимо с крайней осторожностью заигрывать с национальными вопросами, чтобы не оказаться в ситуации, подобной украинской.

Специально для "Вместе с Россией"


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru