САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Возможна ли торговая война между Белоруссией и Россией?

Юрий Павловец: Возможна ли торговая война между Белоруссией и Россией?

« Назад

Юрий Павловец: Возможна ли торговая война между Белоруссией и Россией? 12.12.2014 09:08

События последних нескольких месяцев в очередной раз подтвердили существование множества противоречий и нерешенных вопросов во взаимоотношениях Белоруссии и России. Несмотря на то, что большинство из них по отдельности не являются критичными для двухстороннего сотрудничества, в совокупности своей их нерешенность уже в ближайшее время может вызвать весьма негативные последствия. Усугубляется ситуация тем, что сегодня Россия фактически в одиночку вынуждена вести санкционную войну со странами Запада и крайне нуждается в поддержке со стороны своих партнеров по Евразийскому экономическому союзу и, в первую очередь, Белоруссии. Об этом, например, было сказано главой МИД РФ С. Лавровым в интервью РИА Новости 9 декабря:  «Нормативно-правовая база Таможенного союза позволяет его участникам принимать совместные шаги торгового характера в случае оказания третьими странами экономического давления на одно из государств-членов ТС. Тем не менее, на сегодняшний день на повестке ТС вопрос о реализации этих действий в ответ на ограничительные меры Запада по отношению к России не стоит. Не исключаем, однако, что такая необходимость может возникнуть в будущем».

Исходя из сложившейся ситуации, перед Республикой Беларусь и ее руководством на повестке дня стоит серьезный вопрос – нужно ли использовать трудности России в своих интересах, либо остаться верным своим союзническим обещаниям. И, несмотря на то, что ответ для многих очевиден, в настоящее время в Минске так и не решили, как стоит поступить. Более того, сегодня и вовсе складывается впечатление, что белорусские власти решили на волне противоречий России и Запада получить от Москвы как можно больше преференций для себя. Речь в данном случае идет все о той же до сих пор нерешенной проблеме реэкпорта запрещенной к ввозу на территорию России продукции стран, присоединившихся к антироссийским санкциям.

В одном из своих последних заявлений, сделанном 11 декабря на совещании по актуальным вопросам развития экономики, президент Белоруссии А. Лукашенко отметил, что причину нынешней конфликтной ситуации с ограничением поставок продовольствия в Россию надо искать не в его стране: «… упрекать белорусов нечего в том, что этот скандал, если его можно так назвать, разразился… Я хотел бы посоветовать умным российским политологам и журналистам искать причину не в Беларуси, а искать ее где-то там, в Москве». Казалось бы, абсолютно правильное, с точки зрения белорусских властей, заявление – все началось с того, что именно Россия стала предъявлять свои претензии Белоруссии. Однако, если изучить проблему внимательнее, то ситуация не выглядит так однозначно.

Необходимо напомнить, что в течение всей осени между белорусской и российской сторонами шли многочисленные переговоры, которые касались необходимости повышения контроля за качеством поставляемой на российский рынок продукции и недопущения реэкспорта и контрабанды запрещенных продуктов. До конца ноября в Кремле закрывали глаза на то, что белорусы покупали европейское сырье и под своей маркой после незначительной переработки отправляли в Россию. Однако когда масштабы подобных поставок стали зашкаливать, а ряд предприятий и вовсе стали по поддельным документам отправлять европейскую продукцию на российский рынок, в Москве решили действовать. Тем более что Минск, несмотря на все заверения, практически ничего не предпринимал со своей стороны. Как известно, Россельхознадзор был вынужден запретить транспортировку товаров из Белоруссии или Казахстана через российскую территорию без таможенного досмотра на собственных пропускных пунктах. Дополнительно вводился запрет на поставку мясной продукции  нескольких белорусских предприятий, которые попросту занимались неконтролируемым реэкспортом. Последний шаг был официально обоснован обнаружением бактерий, микроорганизмов, антибиотиков и генома вируса африканской чумы свиней в поставках из Белоруссии. Однако в Минске в поступках российского регулятора увидели сугубо политический подтекст, о чем заявил и сам глава государства. По словам А. Лукашенко, Россия снова попыталась надавить на Белоруссию, как это бывало и раньше, пообещав жестко на это отреагировать: «…Но если вы нас начнете щемить, вы знаете, что я терпеть не буду… Если в ближайшее время не будет нормализована торговля между двумя странами, мы вынуждены будем реагировать». Справедливости ради необходимо отметить, что глава республики обвинил в бездействии и «бесхребетности» и свое правительство, которое не способно самостоятельно решать возникающие проблемы, перекладывая их на плечи президента: «Мое возмущение вызвало не только поведение России, но и бесхребетность нашего правительства, которое в очередной раз выводит дохлые проблемы на президента».

События начала декабря, как запреты и ограничения Россельхознадзора, так и требования А. Лукашенко решить все вопросы в течение 10 дней, подтолкнули белорусских чиновников к определенным действиям, последствия которых могут еще не раз стать предметом раздора между двумя странами.

Во-первых, белорусские таможенники отвергли все обвинения в свою сторону, завив, что продолжают осуществлять контроль за перевозками товаров, которые запрещены к ввозу на российскую территорию и следующих транзитом в Казахстан: «После введения Россией запрета на поставки товаров из США и Европейского союза, Канады, Австралии, Норвегии товары из этих стран не оформляются, а возвращаются. Если же санкционный товар следует через территорию России в Казахстан, то осуществляется маршрутизация – автомобили направляются через конкретные таможенные посты, указанные ФТС России». В подтверждении этим словам, официально обосновывая свои действия российским желанием пресечь незаконный реэкспорт продукции и «руководствуясь постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 года № 778 о предотвращении лжетранзита санкционных товаров», белорусские таможенники с начала декабря резко усилили контроль за любыми попытками незаконного провоза в республику продуктов питания, сигарет и алкоголя из России. Таможни Могилевской и иных областей стали тормозить и проверять практически все грузовые автомобили, следующие из России, в результате чего многим транспортным средствам въезд в Республику Беларусь стал запрещаться и предписываться возврат товара в Российскую Федерацию. Основанием этому стали «проведенный фитосанитарный контроль» и  «несоответствие этикеток на коробках с указанными сведениями в транспортных (перевозочных) документах». Более того, на белорусско-российской границе повсеместно стали досматривать  и легковой автотранспорт, у владельцев которого теперь изымаются сигареты и алкоголь российского производства, а также топливо, которые ввозятся в страну «в нарушение требований законодательства Республики Беларусь».  Правда, сразу возникает простой вопрос – на каком основании производится конфискация, если учесть, что между двумя странами с 1 июля 2011 года нет таможенной границы, пересечения которой и касаются  ограничения на ввоз и вывоз различно рода продукции (например, граница с Польшей или Литвой). Исключением, пожалуй, можно считать лишь подакцизную продукцию, которой нельзя незаконно торговать, однако ограничений на перемещение в качестве личной собственности на территории ТС и ЕАЭС также нет.   

Интересно то, что столь жесткая политика белорусских таможенных органов была поддержана и Министерством внутренних дел РБ, которое сразу же объявило, что более 62% все контрабанды в республику поступает именно со стороны России. Со слов белорусских правоохранителей, из-за открытой границы и отсутствия таможенного контроля в рамках Таможенного союза и ЕАЭС в Белоруссию резко увеличился поток  контрабандных промышленных и продовольственных товаров, а также  наркотиков и психотропов.  Согласно белорусской статистике, только в течение 2014 года «при участии сотрудников республиканских и территориальных органов МВД было выявлено 3359 различных правонарушений в сфере незаконного оборота импорта, а правоохранители изъяли различных материальных ценностей на общую сумму порядка 340 миллиардов белорусских рублей». При этом   более 210 миллиардов белорусских рублей – это товары, ввезенные с территории России (верхняя одежда и обувь, различная электроника и сложная бытовая техника, автозапчасти, продукты питания и алкоголь). Все это позволило белорусам пойти еще дальше и показать своим российским партнерам готовность к более решительным действиям.

На протяжении нескольких последних дней стали появляться сведения о том, что белорусские таможенники возобновили досмотр грузового автотранспорта на границе с Россией. Причем, по словам пресс-службы российской Федеральной таможенной службы, с российской стороны подобного досмотра не осуществляется. Из-за белорусской инициативы на границе двух стран при въезде в Белоруссию стали скапливаться многокилометровые очереди. При этом Государственный таможенный комитет РБ продолжает заявлять о том, что «размещенная в российских СМИ информация о «возобновлении таможенного контроля на границе с Российской Федерацией» не соответствует действительности», хотя  и не отрицает проведения проверок на границе. Усугубляется ситуация еще и тем, что с таможенниками стали работать и представители налоговой инспекции, которые вместе с ГАИ и транспортной инспекцией проверяют легковые автомобили и микроавтобусы, выискивая в них «тунеядцев», едущих с заработков домой. Теперь все это называется «мониторингом транспортных средств, следующих из России в Белоруссию при помощи передвижных оперативных групп таможенной службы совместно с другими контрольными органами», с  целью выполнения «задач, связанных с обеспечением соблюдения таможенной процедуры транзита товаров, следующих через территорию Беларуси, в строгом соответствии с законодательством Таможенного союза и Республики Беларусь».

Подобные шаги, несмотря на многочленные заявления высших государственных лиц Белоруссии о приверженности республики всем достигнутым ранее договоренностям, не могут не навести на мысль о том, что  Минск решил напугать Москву, показав всю хрупкость идущего сегодня на постсоветском пространстве интеграционного процесса. Правда, белорусы все же понимают, что от подобной политики в большей степени может пострадать и сама республика, если в России расценят данные шаги в качестве попытки шантажа. Поэтому в Минске и решил подстраховаться,  вынеся появившиеся проблемы на уровень ЕАЭС.

Второе направление, помимо фактического восстановления таможенной границы в начале декабря, стало давление белорусской стороны на Россию в рамках Евразийской экономической комиссии, которую призвали разрешить возникшие противоречия по поставкам товаров из Белоруссии в Россию. Интересно то, что результаты прошедшего 10 декабря заседания ЕЭК многими в Минске было расценено в качестве победы, а белорусские чиновники поспешили отрапортовать президенту о своем успехе. Действительно, в Совете Евразийской экономической комиссии не было найдено вины Белоруссии в проблеме незаконного транзита товаров, попавших под российские санкции, а действия Россельхознадзора были признаны неправомерными. По мнению экспертов, российский регулятор ввёл запрет на поставку белорусских продуктов незаконно, так как данное ведомство просто не имеет на это односторонних полномочий. Поэтому правительству России было дано поручение решить вопрос с поставками в течение самого ближайшего времени, вплоть с 11 декабря. Однако, как показало время, о своей победе   белорусским чиновникам говорить еще рано. С одной стороны, нельзя забывать о том, что решения ЕЭК на практике все еще редко являются обязательными к исполнению. С другой, так называемая процедура «ускоренного открытия» белорусских предприятий, которые были  «закрыты» Россельхознадзором из-за претензий к качеству продукции, так и осталась неясной. Более того, 11 декабря еще одному белорусскому предприятию (Оршанский мясокомбинат) было запрещено осуществлять поставки в Россию, а Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь с 10 декабря и вовсе приостановил сертификацию продукции из свинины для поставок на российский рынок, которая не прошла «термическую обработку при температуре плюс 72 °С и выше в толще продукта в течение 30 минут». Проще говоря, это означает, что на заседании ЕЭК  компромисс вряд ли был найден, и вопрос будет решаться на уровне глав государств 23 декабря, когда  в Москве состоится заседание Высшего Евразийского экономического совета.

Таким образом, можно констатировать следующее. Попытки Белоруссии сыграть на временных трудностях России, по всей видимости, не увенчались успехом. Поэтому в Минске на сегодняшний день вынуждены искать любые возможности, чтобы вернуть упущенные возможности и заставить Москву закрыть глаза на происходящее. Однако площадка ЕЭК, как и попытки возобновить таможенный контроль на белорусско-российской границе не дали видимого эффекта. Это означает, что белорусскому президенту, по-видимому, придется лично пытаться урегулировать все возникшие разночтения на самом высоком уровне. Остается надеяться, что партнерские отношения возобладают над частными интересами и интеграционные устремления двух государств не будут разрушены, а новая торговая война не начнется. 

Специально для "Вместе с Россией"


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru