САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Экономическая интеграция Белоруссии и России – старые проблемы в новом звучании

Юрий Павловец: Экономическая интеграция Белоруссии и России – старые проблемы в новом звучании

« Назад

Юрий Павловец: Экономическая интеграция Белоруссии и России – старые проблемы в новом звучании 06.04.2015 14:22

2 апреля в Белоруссии отмечался День единения белорусского и российского народов. Принято считать, что эта дата является более чем символической и свидетельствует о реальном желании двух государств и дальше идти по пути совместной интеграции, как в экономическом, так и политическом планах. На этом фоне достаточно своеобразно выглядит ситуация, которая сложилась в области крупных интеграционных проектов, запланированных Минском и Москвой и которые действительно могли бы содействовать более глубокой промышленной кооперации России и Белоруссии. Речь идет о 5 проектах по созданию совместных предприятий в различных отраслях промышленности, о которых обе стороны говорят уже не первый год.

Еще в 2013 году белорусское правительство официально заявило о своем решительном намерении реализовать намеченные ранее совместные с российской стороной проекты по объединению активов и потенциала ОАО «Интеграл» и ОАО «Российская электроника», созданию автомобильного холдинга «Росбелавто» (на основе слияния белорусского ОАО «МАЗ» и российского ОАО «КамАЗ»), фактическому вхождению ОАО «Пеленг» в состав Российского федерального космического агентства «Роскосмос», объединению ОАО «Минский завод колесных тягачей» и ГК «Ростехнологии», а также продаже активов ОАО «Гродно Азот» какому либо российскому инвестору (рассматривались ОАО «Газпром» или ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим»). Однако и по сей день абсолютно все из вышеперечисленных проектов остаются в планах, а сроки их реализации продолжают переноситься. При этом в отличие от российской стороны, в Минске считают, что «работа по интеграции предприятий ведется в нормальном ритме, а скоропалительные решения здесь не подходят».

На фоне продолжающегося экономического кризиса в Белоруссии, который в Минске уже никто не отрицает, маз_камаз (1)тема интеграционных проектов снова оказалась на повестке дня, так как у белорусского руководства, по-видимому, практически не осталось возможности и дальше тянуть время. Так, данная тема стала одной из главных в состоявшихся 1 апреля в Минске переговорах госсекретаря Союзного государства Г. Рапоты и председателя Совмина Белоруссии А. Кобякова. На встрече чиновники попытались обсудить основные причины, по которым за два года разговоров ситуация так и не изменилась, учитывая что российская сторона неоднократно, вплоть до ультимативной формы, заявляла о необходимости продвижения проектов и выполнения взятых на себя обязательств со стороны Белоруссии. Например, еще в ноябре 2013 года Д. Медведев открыто заявил, что двум странам необходимо «либо перейти к реальному объединению МАЗа и КамАЗа, либо закрыть эту тему».

Одними из главных причин отсутствия конкретных шагов в области реализации интеграционных проектов многие эксперты называют не просто нежелание белорусского руководства расставаться со своими активами, но и предъявляемые им крайне жесткие условия инвестирования для россиян. При этом периодически сам президент республики недвусмысленно заявляет о том, что продавать необходимо только слабые предприятия, а не прибыльные и приносящие валюту. Например, 16 марта, назначая чиновников, А. Лукашенко поставил задачу новому генеральному директору ОАО «Минский завод колесных тягачей» сохранить предприятие: «Никакой игры в продажу, перепродажу. Государство оценило это предприятие. Плати деньги – получай акции. Нет денег – до свидания. Имейте в виду: ваша задача, любого руководителя – не продать предприятие, приватизировать его или еще как-то, а сохранить. Это народное предприятие… это государственное предприятие. И хотелось бы, чтобы оно сохранило свою форму собственности».

Подобная позиция белорусского руководства сегодня, когда весь машиностроительный комплекс республики находится в критическом состоянии: МАЗ, БелАЗ, МТЗ и ряд других крупнейших предприятий уже остановили конвейеры, чего не наблюдалось уже много лет – для многих экспертов выглядит удивительной, так как, по сути, у Белоруссии остался последний шанс продать сегодня то, что уже в самое ближайшее время перестанет быть интересным кому-либо. Местные гиганты так и не были модернизированы и с каждым днем все больше теряют свою привлекательность для инвесторов.

Сегодня наиболее долгим и самым сложным процессом объединения является вопрос о создании единого холдинга МАЗа и КамАЗа, который правительства двух стран периодически рассматривают еще с 2010 года. Изначально обсуждался обмен акциями предприятий, однако это не устраивало белорусские власти, которые настаивали на слиянии только на паритетной основе (50 на 50). В то же время Россия хотела получить фактически полный контроль над создаваемым холдингом, исходя из того, что стоимость активов КамАЗа значительно выше белорусского предприятия. В ходе тяжелейших переговоров было решено создать совместное предприятие по следующей схеме: передача управляющей компании соответствующих пакетов акций обеих компаний – 75% плюс 1 акцию должен передать МАЗ и 49,9% ценных бумаг – КамАЗ. Правда, в скором времени и такой принцип управления был отвернут, так как, по мнению акционеров и менеджмента российского предприятия, сотрудничество может быть реализовано и иметь экономический смысл только в рамках единой компании, а «доверительное управление с точки зрения ведения бизнеса для России нецелесообразно».

Проблема переговоров и нежелание сторон идти на серьезные уступки привели, в конечном счете, к тому, что сегодня реальная необходимость объединения двух автогигантов для российской стороны практически исчезла. Единственное, что еще интересует КамАЗ, это получение западноевропейских технологий через МАЗ при невозможности приобретения их напрямую из-за существующих санкций. Белорусы же, понимая возможную бесперспективность своей экспансии на российский рынок, сегодня вынуждены самостоятельно искать новые рынки сбыта, считая КамАЗ конкурентом. Если в белорусском правительстве не изменят своего отношения к российскому партнеру, то о слиянии двух предприятий в ближайшей перспективе говорить не приходится. Только о полном поглощении КамАЗом белорусского производителя.

Схожая ситуация наблюдается и в вопросе инвестиций во флагмана белорусской микроэлектроники – НПО «Интеграл» и включения ОАО «Пеленг» в структуру Федерального космического агентства (обсуждаются условия продажи «Роскосмосу» не менее 25% плюс 1 акция белорусского предприятия, исходя из их рыночной стоимости). Представители того же Интеграла буквально на днях заявили о своей готовности к слиянию с «Росэлектроникой», чтобы «мобилизировать имеющейся потенциал и прорывные разработки в микроэлектронике». Однако подобные слова звучат уже не первый раз, а ситуация коренным образом не меняется, так как все еще остается серьезное несовпадение между запросами белорусской стороны и степенью заинтересованности российской. И это притом, что российская сторона официально готова включить белорусский «Интеграл» в перечень предприятий, которые будут работать на её военно-промышленный комплекс, а значит, он будет обеспечен российскими заказами (сейчас предприятие производит микросхемы для российских комплексов С-300). И если раньше белорусам было сложно что-то требовать у российских партнеров, то сегодня, на фоне фактической потери для ВПК России украинских производителей и кризиса отношений с Западом, Минск пошел в наступление. Например, требуется развитие предприятий только на территории Белоруссии, а вывод технологий не допускается и т.д. Подобные ограничения естественным образом тормозят процесс объединения мощностей двух стран, нанося при этом значительный урон самим же белорусам.

Еще хуже обстоят дела с ОАО «Гродно Азот» и ОАО «МЗКТ». В первом случае, интерес к белорусскому предприятию все еще остается только у «ЕвроХима», о чем в конце марта было официально объявлено гендиректором российской компании Д. Стрежневым: «Мы с удовольствием реализовали бы программу инвестирования в расширение белорусского «Гродно Азота», ведем переговоры с правительством страны о возможном участии. Но это сложно. Основной вопрос, сколько стоит предприятие». Хотя белорусское руководство уже несколько раз предлагало «Гродно Азот» к продаже – последний раз в конце июля прошлого года, когда аукцион по продаже пакета акций предприятия (так называемый блокпакет – 25% плюс 1 акция) не состоялся в связи с отсутствием заявлений на участие в нем.

гродно азотПричины отсутствия интереса к «Гродно Азоту» кроются не только в завышенной цене активов, но тех и условиях, которые предъявляет белорусская сторона к инвесторам. Так, главным требованием является поставка не менее 2 млрд. кубометров газа в год, а сам инвестор обязан гарантировать поставки газа не менее чем на 10 лет в объемах, достаточных для полной загрузки комбината и нового азотного комплекса по цене, «обеспечивающей рентабельную работу предприятий». Более того, инвестор должен до 2019 года профинансировать строительство нового азотного комплекса (предварительная стоимость в 1,2–1,8 млрд. долларов США при стоимости модернизации самого предприятия в 400 млн. долларов) и сохранить в течение пяти лет все условия по действующим трудовым договорам не только на «Гродно Азоте», но и его пяти унитарных предприятиях. Плюс к этому, новый совладелец должен обеспечить белорусские сельхозпредприятия азотными удобрениями в объемах, ежегодно согласуемых Минсельхозпродом, по цене, которая обеспечивала бы рентабельную работу предприятия и исполнение всех кредитных обязательств. При этом вплоть до 2025 года государство оставляет за собой преимущественное право на приобретение акций предприятия (покупателю обещается в перспективе контрольный пакет акций при доплате не менее 440 млн. долларов). И за все это белорусы хотят не менее 414 млн. долларов США.

Подобные драконовские требования естественным образом не могут удовлетворять инвесторов, которые опасаются полностью доверять белорусским чиновникам, помня скандальные истории с иностранным производством автомобилей и пива в РБ. И, похоже, в Минске этого продолжают не замечать, наставая на своих условиях. Об этом, в частности, свидетельствует заявление председателя концерна «Белнефтехим» И. Ляшенко, который высказался о том, что госдолю «Гродно Азота» могут продать без конкурса по итогам прямых переговоров: «Если мы увидим, что кто-либо из потенциальных инвесторов будет чувствовать себя достаточно сильно для удовлетворения справедливых к нему требований, то эта работа может быть проведена в индивидуальном порядке».

По мнению ряда экспертов, позиция белорусов относительно «Гродно Азота» вполне понятна, так как продажа этого предприятия может серьезным образом нарушить ряд схем по беспошлинному экспорту белорусских товаров, так как азотные удобрения делают из аммиака, который как раз и является таковым. Аммиак, в свою очередь, делают из природного газа, который при экспорте облагается пошлиной. Таким образом, переработка газа в аммиак позволяет положить пошлину в карман собственника завода. Поэтому до тех пор, пока белорусская сторона будет видеть возможность получения дополнительной прибыли, продажа «Гродно Азота», по всей видимости, будет невозможна.

Принцип работы по интеграционным проектами – «прибыль здесь и сейчас» – характерен и для ситуации со мзкт_продукцияслиянием активов ОАО «Минский завод колесных тягачей» и российского холдинга «РТ-Авто», акции которого принадлежат государственной корпорации «Ростехнологии». Несмотря на достигнутые договоренности, вопрос о продаже пакета в 75% минус 1 акция российскому инвестору все еще висит в воздухе, и белорусская сторона продолжает затягивать решение вопроса. Правда, необходимо отметить, что нежелание Минска отдавать МЗКТ, о чем прямо говорит и белорусский президент, имеет под собой объективные причины. Данное предприятие на сегодня является стратегически важным для армии России: российские мобильные ракетные пусковые комплексы уже более полувека базируются именно на шасси минского завода. Создание подобного производства в России с нуля крайне проблематично и неэффективно, а значит, белорусы в любом случае будут обеспечены заказами российского оборонного комплекса. Поэтому и продавать то, что приносит и будет приносить республике прибыль, которой ни с кем делиться не надо, в Минске абсолютно не спешат.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что все пять крупных интеграционных проектов Белоруссии и России вряд ли будут реализованы в ближайшее время. И решение сложившейся проблемы, по всей видимости, возможно только в двух случаях. Во-первых, катастрофа в белорусской экономике, когда государству придется искать средства любыми способами, и Минск будет вынужден расстаться с «фамильным серебром». Однако в таком случае, белорусская сторона не сможет получить за свои активы серьезной выгоды и предприятия могут уйти с молотка за бесценок. Во-вторых, волевое политическое решение руководства республики. И в первом, и во втором случаях у белорусов осталось крайне мало времени, и от того, как будут действовать в Минске, сегодня зависит не только судьба этих пяти предприятий, но и всей промышленности страны. Если в Белоруссии в очередной раз откажутся от принятых на себя обязательств, страна может не увидеть больше серьезных внешних инвестиций. Поэтому сегодня кажется целесообразным отмести любые политические амбиции, которые коренным образом тормозят процесс развития интеграции.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru