САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец. Кому мешает строящаяся Белорусская АЭС?

Юрий Павловец. Кому мешает строящаяся Белорусская АЭС?

« Назад

Юрий Павловец. Кому мешает строящаяся Белорусская АЭС? 14.01.2016 14:36

 Несмотря на то, что запуск первого энергоблока строящейся сегодня в Островце Белоруской атомной электростанции является вопросом решенным, споры вокруг белорусского проекта по-прежнему не утихают. Более того, АЭС в Белоруссии уже превратилась не только в яблоко раздора между республикой и странами Прибалтики, но и стала объектом политических и экономических спекуляций среди некоторых европейских политиков, стремящихся любыми способами навредить через белорусский вопрос России.

Недавно стало известно, что Литва призвала соседние Латвию, Эстонию, Польшу и Финляндию не покупать в будущем электроэнергию со строящихся в Белоруссии и Калининградской области России АЭС. По словам литовского министра энергетики Р. Масюлиса, «нужно подать четкий сигнал о том, что электроэнергия, вырабатываемая в нарушение международных регламентов ядерной безопасности, безопасности и межгосударственной оценки воздействия на окружающую среду, не будет принята в Евросоюзе». И подобные заявления со стороны литовских чиновников звучат уже не впервой. Например, в свое время член комиссии по энергетике литовского сейма Л. Бальсис объявил, что его страна в любом случае откажется в будущем от закупок электроэнергии из Белоруссии из-за нарушения Минском требований безопасности к АЭС и не соблюдения им Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (конвенция Эспо). Более того, в продолжении слов об интеграции Литвы в энергосистему ЕС, в середине декабря состоялась символическое включение соединений литовской электросети с Польшей (LitPol Link) и Швецией (NordBalt). До этого электросети стран Балтии, кроме маломощной ветки из Эстонии в Финляндию, были интегрированы лишь в восточном направлении в рамках единой энергосистемы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ), оставшейся со времен СССР. Сегодня между этими странами все еще действует Соглашение о параллельной работе энергосистем от 7 февраля 2001 года, которое устанавливает общие принципы организации совместной работы электрического кольца, образованного сетями этих государств.

2_аэс

В Вильнюсе считают, что построенные смычки создают предпосылки для выхода Литвы, Латвии и Эстонии на электроэнергетический рынок Западной Европы и Скандинавии. Правда, литовское руководство не хочет уточнять, насколько дорогостоящими будут работы по синхронизации с континентальной Европой, говоря лишь о примерных сроках их окончания – 2025 год. Видимо в Вильнюсе снова надеются на то, что Брюссель предоставит им финансирование, лишь бы не дать странам Прибалтики попасть в сферу влияния России. С этой точки зрения, строительство при непосредственном российском участии АЭС в Белоруссии никак не входит в планы европейских чиновников.

 Необходимо напомнить, что вопрос о строительстве в Белоруссии АЭС прорабатывался еще в начале 1990-х годов, что было связано с экономическим наследием, доставшимися Минску после распада СССР, когда долгие годы в БССР усиленно развивались отрасли экономики, требующие больших затрат электроэнергии. Однако по разным причинам четыре крупных АЭС (Смоленская, Игналинская, Чернобыльская и Ровенская) были построены не в республике, а вокруг нее, и лишь в 1983 г. было начато строительство первого энергоблока Минской АТЭЦ (планируемая мощность – 2 000 МВт). В 1986 г. было подготовлено проектное задание на сооружение АЭС в Витебской области общей мощностью 6 000 МВт. Однако после катастрофы на Чернобыльской АЭС оба проекта были закрыты, а на базе Минской АТЭЦ, которая к 1986 году была завершена на 70%, в начале 1990-х была построена Минская ТЭЦ-5.

Новый всплеск интереса к строительству АЭС в Белоруссии был вызван назревавшими в 1997-1998 годах проблемами с поставками газа из России и ростом задолженности за него. Правда, тогда специально созданная комиссия высказалась против ее строительства. Только 25 августа 2005 года был подписан указ А. Лукашенко о Концепции энергетической безопасности Белоруссии, где в одной из статей говорилось о необходимости строительства в стране собственной атомной электростанции. Предварительной датой начала строительства назывался 2008 год. При этом возможными вариантами размещения станции были две основные – Краснополянская и Кукшиновская площадки, и две резервные – Верходвинская и Островецкая.

 31 января 2008 г. президент РБ подписал постановление Совета Безопасности № 1 «О развитии атомной энергетики в Республике Беларусь», в соответствии с которым в стране должно было быть осуществлено строительство атомной электростанции суммарной электрической мощностью 2 тыс. МВт с вводом в эксплуатацию первого энергетического блока в 2016 году, а второго – в 2018-м. Это, по подсчетам белорусских ученых, должно позволить удовлетворить около 25% потребности страны в электроэнергии и привести к снижению ее себестоимости на 13% за счет сокращения затрат на топливо.

В декабре 2008 года в качестве места строительства была определена Островецкая площадка. Для реализации проекта назывались различные цифры его стоимости, которые в итоге конкретизировались в приблизительные 9-10 млрд. долларов США. При этом Минск долгое время не мог определиться с тем, кто будет строить АЭС. В мире проекты, отвечающие белорусским требованиям, разработаны и реализуются тремя странами: Францией (AREVA), Россией (Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом») и США (компания «Вестингхауз-Тошиба»). Несмотря на то, что конкретный ответ на белорусский запрос по реализации строительства АЭС в установленные сроки был получен лишь от «Росатома» (проект «АЭС-2006»), в Минске некоторое время сомневались в необходимости привлечения России. Дело в том, что в это время между двумя странами наблюдалось охлаждение отношений и, в первую очередь, в области поставок энергоресурсов. Поэтому любое участие Москвы в энергетических проектах на территории Белоруссии, рассматривалось местными чиновниками как попытка поставить под контроль всю экономику страны, создав тем самым предпосылки и для политического давления.

1_аэс

Однако отсутствие иных реальных предложений заставило Минск пойти на переговоры с российской стороной. Здесь необходимо учитывать тот факт, что даже в лучшие свои годы у Белоруссии не было собственных финансовых и иных средств на строительство, получить которые со стороны ЕС, негативно относящемуся к Белорусской АЭС, было невозможно. Поэтому единственным выходом являлось финансирование со стороны России. Более того, в Белоруссии отсутствует и фундаментальная школа, связанная с ядерными исследованиями, а слабая материально-техническая база и отсутствие профессионалов в данной области даже сегодня являются для белорусов серьезными проблемами, решить которые без помощи извне и, в первую очередь России, попросту невозможно.

В конечном счете, 2 ноября 2013 года Президент Белоруссии А. Лукашенко подписал указ № 499 «О сооружении Белорусской атомной электростанции»,   позвовший генеральному подрядчику, российскому ЗАО «Атомстройэкспорт», начать сооружение БелАЭС, предварительной стоимостью в 10 млрд. долларов США, которые республика получила в кредит от России. В нынешнем году на стройке уже начнется   монтаж оборудования, а ввод энергоблоков (первого – в ноябре 2018 года, и второго – в июле 2020-го) планируется сделать в соответствии с разработанным ранее графиком.

Как оказалось, успехи строительства АЭС в Белоруссии не позволяют ее соседям из Евросоюза спать спокойно, так как для них любой рост влияния России, напрямую или через ее союзников в регионе, считается неприемлемым. А в данном случае, с учетом ввода БелАЭС и окончания строительства атомной станции в Калининграде, Россия действительно может нарушить планы европейских толстосумов. Даже несмотря на то, что сегодня многие с полной уверенностью говорят о том, что электроэнергию с АЭС в Островце продавать будет некуда.

Ряд аналитиков считают, что после интеграции стран Балтии и Польши в энергетический рынок Евросоюза перед Белоруссией, как и в будущем Россией, встанет вопрос, куда девать излишки электроэнергии со строящихся АЭС. Согласно постановлению белорусского Совмина «Стратегия развития энергетического потенциала РБ», к 2020 году газовая зависимость республики от России должна быть уменьшена до 60−65 %, при этом запуск АЭС позволит сократить потребление газа на 5 млрд. кубометров в год (около четверти от ежегодного объема закупок). Суммарная мощность двухреакторной АЭС в Островце составит 2400 МВт., что при нынешнем потреблении республики так или иначе приведет к образованию излишков энергии, которые руководство страны планирует продавать соседним восточноевропейским странам. Однако, как уже указывалось выше, в ЕС не выказывают заинтересованности в покупке белорусской энергии. Более того, сегодня делается все, чтобы полностью скомпрометировать белорусско-российский проект, как и проект Балтийской АЭС.

Дело в том, что Вильнюс, так же как и Варшава, считает себя достаточно серьезным игроком, необходимым Евросоюзу в борьбе с Россией. При этом после неудачной попытки сорвать возведение Калининградской атомной электростанции, нынешнее стремление Литвы любыми способами затормозить строительство белорусской АЭС является не заботой об экологической безопасности региона, а свидетельствует о желании Брюсселя руками литовцев и поляков остановить российскую энергетическую экспансию в Европе. Если Москва в обозримом будущем получит в свои руки мощности новой Балтийской АЭС, при этом участвуя в белорусском проекте, то она может превратиться в ведущего игрока на энергетическом рынке Восточной и Центральной Европы, что никак не укладывается в планы еврочиновников. Более того, необходимо понимать, что разрекламированный отказ ведущих государств Евросоюза от атомной энергетики не означает запрет на строительство новых и модернизацию старых АЭС на территории Восточной Европы и, в первую очередь, расположенных в непосредственной близости от развитых западноевропейских промышленных районов. Российская же и Белорусская АЭС способны внести серьезные коррективы в планы ЕС по превращению восточноевропейских стран в дешевых энергетических доноров экономики Западной Европы. Поэтому нынешние заявления литовских и иных чиновников необходимо воспринимать не как заботу о своих странах, а как защиту интересов развитых западноевропейских государств и крупных энергетических корпораций.

3_аэс

Вероятнее всего, чем ближе будет походить к концу строительство Белорусской и, хотелось бы надеется, Балтийской атомных станций, тем больше вокруг них будет нагнетаться обстановка, а Минск будет находиться под постоянным прессингом со стороны ЕС. Впрочем, белорусы, поддерживаемые Россией, все еще не собираются сдаваться и даже планируют с помощью китайского кредита к 2018 году провести линию электропередачи в направлении Литвы к Игналинской АЭС. Это означает, что белорусская сторона не видит иного выхода кроме как договариваться с европейскими партнерами. Правда, от Минска в обмен на «взаимовыгодное сотрудничество» могут потребовать слишком много, вплоть до постепенной смены внешнеполитического курса, что неминуемо приведет к результатам, обратным ожидаемым. Иным вариантом развития событий может стать координация между Минском и Москвой совместной деятельности на энергетическом рынке Европы, что позволит белорусам укрепить здесь свои позиции. В противном случае, шансов на успешную реализацию атомного проекта у белорусских властей сегодня практически нет. 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru