САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Есть ли столкновение интересов у Белоруссии и России в Прибалтике?

Юрий Павловец: Есть ли столкновение интересов у Белоруссии и России в Прибалтике?

« Назад

Юрий Павловец: Есть ли столкновение интересов у Белоруссии и России в Прибалтике? 08.11.2015 14:38

Юрий Павловец: Есть ли столкновение интересов у Белоруссии и России в Прибалтике?

 

Несмотря на то, что белорусско-российские взаимоотношения в последнее время продолжают развиваться в рабочем режиме и не склонны к проявлению конфликтных ситуаций, и в Белоруссии, и в России по-прежнему некоторые средства массовой информации пытаются посеять между двумя странами недоверие.

Одним из таких примеров последнего времени может являться недавно растиражированное многими СМИ происшествие на белоруской таможне. Как стало известно, 2 ноября на пункте пропуска Котловка (Белоруссия) местные таможенники развернули тягач с прицепом, идущий из Калининградской области в Москву на загрузку. Казалось бы, ничего особенно в произошедшем не произошло – подобные случаи в работе таможенных органов, как Белоруссии, так и России происходят каждый день. Однако в некоторых белорусских СМИ, в том числе и довольно популярных интернет-изданиях, это было представлено как начало очередной торговой войны между двумя странами. При этом заголовки, описывавшие то, что якобы может привести к «глобальному коллапсу» были выбраны крайне радикальные: «Беларусь блокирует Калининградскую область», «По мнению калининградских предпринимателей, назревает глобальный коллапс!» и т.п. Дополнительно к этому белорусам припомнили и прошлогоднюю ситуацию, когда в декабре 2014 года таможенные органы республики перекрыли транзит в Россию электроники, произведенной российским холдингом GS Group и заводом электроники «Телебалт». Тогда с 3 декабря в пунктах пропуска на литовско-белорусской границе были задержаны в общей сложности около 20 фур с электроникой, выпущенной на нескольких заводах Калининградской области. Позже, часть грузовиков была отпущена, а груз нескольких арестован. Впоследствии, Гродненский областной суд подтвердил законность действий белорусской таможни, а конфискованные телевизоры и микроволновые печи были выставлены на распродажу. Конфликт вызвал довольно серьезный резонанс, но его удалось довольно быстро разрешить, а Калининград и Белоруссия продолжили тесное сотрудничество. Однако не вспомнить о проблемах прошлогодней зимы, чтобы добавить драматизма нынешней ситуации, белорусские СМИ конечно же не могли.

прибалтика_1
Правда, необходимо отметить, что казус 2 ноября коренным образом отличается от того, что происходило в начале 2015 года и не имеет под собой практически никакой серьезной экономической и тем более политической подоплеки, о чем сегодня заявляют некоторые. Более того, белорусские таможенники действовали в соответствии с существующими правилами, о чем калининградские предприниматели были поставлены в известность. Так, согласно письма от имени и.о. председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Ю. Сенько, «при прибытии в пункты пропуска порожних транспортных средств, зарегистрированных в Калининградской области РФ, в свидетельствах о регистрации которых имеются отметки об ограничениях по использованию за пределами Калининградской области, должностным лицам таможни приказано отказывать в завершении временного вывоза таких транспортных средств и не допускать их ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Это значит, что тягач, который развернули белорусы, скорее всего, был ввезен на территорию особой экономической зоны в Калининградской области исключительно под таможенный режим «свободной таможенной зоны» и использовался в нарушении законодательства ТС и Российской Федерации для осуществления перевозок товаров между Калининградской областью и территорией государств-членов ТС, то есть России, без уплаты таможенных пошлин и других платежей. Проще говоря, российским предпринимателям необходимо было всего лишь правильно оформить документы на машину и заплатить полагающиеся пошлины, и тогда никаких проблем не возникло бы.

Таким образом, данный «конфликт», в действительности не только не является предвестником новой торговой войны между Белоруссией и Россией, но и вовсе выеденного яйца не стоит, так как является неудачной попыткой обыкновенного предпринимателя обойти существующие законы. Проблема в данном случае находится в немного иной плоскости, которая так или иначе связана с периодически появляющимися в СМИ «сенсациями» о белорусско-российских отношениях в Прибалтике. Причем прибалтийское направление для раздувания очередной информационной войны выбрано неслучайно, так как здесь, по мнению различных экспертов, белорусские и российские интересы находятся на грани противоречия. И связано это не только с политической, но и экономической составляющей отношений. Особенно сегодня, когда Россия фактически в одиночку противостоит европейским санкциям, а ее союзники зачастую пытаются на этом заработать. Дополнительно к этому проблема усугубляется разворачивающимся в регионе экономическим кризисом и попытками Китая усилить здесь свое влияние.

прибалтика 2

Белоруссия, в сложившейся сегодня ситуации, с одной стороны, продолжает позиционировать себя как важнейшую опорную точку для создаваемого в настоящее время Пекином нового торгового пути в Европу – «Экономический пояс Шелкового пути». Именно поэтому белорусская сторона стремится превратить республику в основной перевалочный пункт для товаров, следующих, как в Евросоюз, так и из него: создаются логистические центры, формируются новые транспортные компании с участием государственного капитала, модернизируется железная дорога и прочее. Это уже прямо или косвенно ведет к столкновению интересов Белоруссии и России и, в первую очередь, их крупных транспортных компаний, конкуренции между которыми на протяжении предыдущих лет практически не наблюдалось. 

Помимо этого, ни для кого не секрет, что через Белоруссию пролегает один из наиболее простых и выгодных маршрутов «Восток – Запад – Восток», чем республика с успехом пользуется, особенно в условиях санкционного противостояния России и Запада. Потому не удивительно, что за последний год часть грузопотока из стран ЕС была перенаправлена через Белоруссию, где товары проходят таможенную очистку, получают поддельные документы и направляются дальше в Россию под видом белорусских. Причем делается это, как правило, с использованием контейнерных перевозок, идущих главным образом со стороны Прибалтики и портов в Литве и Латвии, что также противоречит российским интересам. И ситуация, по всей видимости, будет только ухудшаться, так как Минск планирует нарастить именно этот вид грузоперевозок, обосновывая все участием в китайском проекте. Это подтверждается тем фактом, что только в прошлом году было реализовано пять совместных проектов по доставке грузов прямыми ускоренными поездами из Азии и Европу и обратно, а сегодня по Белорусской железной дороге регулярно курсируют уже 19 контейнерных поездов. Такое положение дел, при котором создается практически неконтролируемый транзитный балтийский коридор для санкционных грузов, естественным образом не может устраивать Россию, а значит рано или поздно Москва будет вынуждена начать защищать свои интересы, предъявив определенные претензии белорусским партнерам.

С другой стороны, на сегодняшний день именно Минск является одним из главных работодателей прибалтийских портов в Риге и Клайпеде, которые, в свою очередь, составляют прямую конкуренцию российским гаваням, расположенным в регионе. Известно, что в последние годы руководство Российской Федерации решило переориентировать свои грузы на собственные логистические центры в Усть-Луге, Приморье и Калининграде в надежде сократить издержки и переманить к себе морских грузоперевозчиков. Причем Белоруссии одной из первых было сделано предложение пересмотреть свою логистику. Это позволило бы России увеличить загрузку и занять лидирующее место на Балтике. Однако, несмотря на ряд заявлений властей республики, белорусские грузы так и не появились в Усть-Луге или Калининграде, а продолжили транспортироваться в страны Западной Европы через Ригу и Клайпеду. Более того, Белоруссия и вовсе начала реализацию собственного проекта строительства терминала для наливных грузов в рижском порту, что может серьезным образом помешать реализации российских планов на Балтийском море.

прибалтика_3

Таким образом, видно, что интересы в Прибалтике двух государств, если и не сталкиваются пока напрямую, то, как минимум, находятся в тесном сопряжении друг с другом. Это означает, что рано или поздно между Белоруссией и Россией здесь может возникнуть определенная напряженность. Нынешние же «вбросы» относительно закрытия границ для калининградских перевозчиков, конфискации контрабандных товаров и прочего только усугубляют ситуацию и ускоряют процесс. Минску и Москве пока удается решать возникающие противоречия без применения каких-либо политических инструментов. Однако если информационная война против двух государств продолжится и дальше, это может грозить определенными проблемами в белорусско-российских отношения, связанных с Прибалтикой.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru