САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Российские соотечественники в мире \ Любовь Глебова: «Все мы делаем одно большое дело - укрепляем отношения между странами»

Любовь Глебова: «Все мы делаем одно большое дело - укрепляем отношения между странами»

« Назад

Любовь Глебова: «Все мы делаем одно большое дело - укрепляем отношения между странами» 06.02.2017 20:16

Руководитель Федерального Агентства по делам соотечественников проживающих за рубежом «Россотрудничество» Любовь Глебова рассказала о том, как наши соотечественники интегрируются в западную модель общества, поделилась планами по распространению русского языка в мире, а также сообщила о тех выводах, которые были сделаны из нашумевшей истории с Координационным советом соотечественников Швейцарии.

- В 2015 году «Россотрудничество» отметило свой 90 летний юбилей! Сегодня в 80 странах мира успешно работают российские культурные центры, помогающие наладить отношения между странами. Какой Вы видите народную дипломатию XXI века?

- Суть народной дипломатии XXI века, пожалуй, мало изменилась: по-прежнему главная ее цель - развитие прямых гуманитарных контактов между народами. Но изменились формы ее реализации, можно сказать, что ее инструментарий стал шире, в том числе благодаря развитию современных средств коммуникации, интернационализации образования, появления глобальных компаний, которые реализуют гуманитарные проекты. В это гуманитарное взаимодействие вовлечены люди самых разных возрастов, интересов, увлечений, профессий, оно не ограничено какими-то рамками формальными условностями. И мы заинтересованы в том, чтобы это поистине международное движение только расширялось и росло. На сегодняшний день в 80 странах мира работают российские центры науки и культуры или же наши представители. Все мы делаем одно большое дело - укрепляем отношения между странами, развиваем и устанавливаем культурные, научные, деловые связи.

- Согласно официальной статистике опубликованной женевским отделением ООН, в мире насчитывалось более десяти миллионов проживающих за границей мигрантов из России. Но на деле, эта цифра в два раза больше. У «Россотрудничества» наверняка есть своя статистика, было бы интересно узнать, в какой стране проживают самые большие русскоязычные диаспоры?

- На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Ведь русские диаспоры тоже разные. Есть эмигранты, бежавшие от Гражданской войны в начале XX века. Если мы говорим о бывших советских республиках, то их граждане - наши соотечественники никуда не уезжали, они остались там после распада СССР. А есть еще одна категория - бывшие российские граждане, эмигрировавшие в третьи страны. Возвращаясь к Вашему вопросу, самые большие русскоязычные диаспоры на постсоветском пространстве - до 20 млн человек, идентифицирующих себя как русские. Хотя в той же Германии - около 4 млн человек, США - более 3 млн человек, Канаде - около 400 тысяч человек, Греции - более 350 тысяч человек, Аргентине - 300 тысяч наших соотечественников. Если же мы посмотрим на соотношение численности диаспор с коренным населением, то «лидером» здесь будет Израиль: там на 8 миллионов израильтян приходится 1,5 миллиона выходцев из СССР - России. При всем этом мы не разделяем соотечественников на «своих» и «чужих». Ведь за рубежом все выходцы из России и СССР воспринимаются и называются одним понятием «русские», без разделения на собственно русских, белорусов, украинцев, казахов и так далее.

- Ни для кого не секрет, что против России в западных СМИ сейчас развёрнута масштабная пропагандистская кампания, иногда доходящая до откровенной истерии, а это значит, что информационная миссия «Россотрудничества» существенно возрастает. Насколько сейчас, возможна активная работа с другими странами, в условиях необъявленной «холодной войны»?

- Здесь необходимо сразу оговориться, что как бы кто-то ни старался поставить Россию в условия информационной блокады или изоляции, практика показывает, что сегодня это невозможно. Благодаря современным средствам информации ни одна страна не может ограничить на все 100% доступ своих граждан к информации из вне. Никто не может быть истиной в последней инстанции, как бы кто-то к этому ни стремился. И потом десяток стран - это еще не весь мир. Если закрываются одни двери, то обязательно открываются другие, многое здесь зависит и от нашей активности, и от готовности наших партнеров к открытому диалогу. И сейчас о готовности к такому диалогу заявляют все большее количество и официальных представителей тех стран, на жителей которых, хотят они того или нет, как раз и направлена антироссийская риторика. В современных условиях было бы, на мой взгляд, правильно выйти за привычные рамки работы, активнее привлекать к сотрудничеству иностранных граждан, общественные организации, бизнес - всех тех, кто неравнодушен к России и хочет узнать ее лучше. Как своеобразный принцип домино - чем шире будет этот круг, тем больше людей будет вовлечено в наши активности, станут носителями позитивного представления о России.

- Насколько охотно иностранная молодежь интересуется русским языком и культурным наследием России? К примеру, в соседней Франции почти в 400 школах и лицеях преподается русский язык. А как обстоят дела в других странах Европы? Планируется ли открытие русских классов, например, в швейцарских школах?

- Несмотря на, казалось бы, явное охлаждение межгосударственных отношений, люди, и молодежь в том числе, наоборот активнее стали интересоваться Россией, тянуться к русской культуре, языку, образованию. В прошлом году было подано рекордное количество заявок через электронную систему подачи заявлений на обучение в российских вузах - более 60 000. Конечно, мы не можем принять всех желающих, ведь квота на бесплатное обучение составляет 15 000, но мы поднимаем вопрос об увеличении этой цифры. Молодые граждане иностранных, особенно европейских, государств часто выбирают русский язык в качестве второго и третьего иностранного языка, чтобы повысить свою конкурентоспособность на мировых рынках труда. По нашим данным, в странах дальнего зарубежья количество русскоязычных школ, гимназий и лицеев на сегодняшний день составляет 18,4 тыс., в которых 1,3 млн. человек изучают русский язык как иностранный, а в вузах русский язык как иностранный учат около 230 тыс. студентов. В частности, в Швейцарии русский как иностранный преподается более чем в 40 школах практически во всех крупных кантонах. Конечно, нам хотелось бы увеличить это число. Я думаю, что в будущем мы вернемся к этому вопросу.

- В Швейцарии очень востребованы учебные центры образования для билингвальных семей, в которых детям преподают русский язык и литературу. Похвально, что родители детей-билингвов хотят сохранить в семье традиции русского языка. Самым успешным примером таких центров можем назвать «Русский Дом Женевы» и Образовательный Центр «Матрешка», благодаря которым, сотни мальчишек и девчонок, научились читать и писать на русском языке. Но не смотря на успех этих школ, они нуждаются в дополнительной поддержке для организации дополнительного образования, где преподавание ведется на русском языке. Согласно Федеральной целевой программе «Русский язык» принятой на период 2016-2020 г., предусматривается финансирование проектов по линии «Россотрудничества». Планирует ли «Россотрудничество» финансово поддерживать билингвальные центры и школы в Швейцарии?

- Россия заинтересована в создании эффективной системы популяризации русского языка за рубежом, в расширении условий для его изучения, что будет способствовать усилению российского влияния, формированию положительного образа страны за рубежом, повышению ее международного авторитета и, в конечном итоге, защите стратегических интересов. Другой вопрос, что в каких-то странах это уже хорошо отлаженный процесс, в других, в силу тех или иных причин, мы пока не можем оказать поддержку образовательных учреждений в том объеме, в каком хотелось бы.

- В Швейцарии, если можно так выразиться, практикуется селективная система образования. В государственных школах, по достижению учащимися определенного возраста, идет разделение детей по успеваемости. Самые умные дети учатся в классах А, средние - в В, двоечников отправляют в класс С. Поступать в колледж, а в дальнейшем и в Университеты могут только ученики, получившие аттестат уровня А. Уровень В дает дорогу в профессиональные учебные заведения, типа наших ПТУ. Из класса С выпускник может осваивать рабочие специальности или идти в подмастерья. Вы, как педагог и бывший руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, считаете, прижилась бы подобная система раннего профессионального распределения в России?

- Вы знаете, этот вопрос напомнил мне исторические казусы, которые происходили в жизни величайших в истории человечества ученых, писателей, которые не подходили под традиционные требования, принятые в то время в системе школьного образования. Это осложняло их обучение на первых этапах. Конечно, я не имею в виду, что не надо учиться, как раз наоборот. Чем больше возможностей для образования, для самообразования мы дадим школьнику, а затем и студенту, тем более всесторонне развитую личность мы воспитаем. Безусловно, необходимо учитывать склонности ребенка к точным или гуманитарным наукам. Но даже имея явные способности к тому или иному предмету, школа для того и создана, чтобы к моменту выбора выпускником своего дальнейшего образования, он уже имел определенный багаж знаний, который позволит понять, что ему больше интересно. Потому школьное образование в России называется «общее», т.е. дающее общий, базовый уровень знаний в разных сферах. Кроме того, для детей, которые с детства проявляют особые способности в той или иной области, существуют лицеи, гимназии с углубленным изучением определенных предметов. При этом обязательными у нас являются 9 классов. То есть, школьник может сам решить для себя достаточный ли это уровень образования, и продолжить обучение, например, в колледже. А в 10-11 классах уже ведется подготовка к поступлению в вузы. Так что в некотором смысле, у нас тоже есть распределительная система. Только распределение происходит на другом уровне и добровольно.

- В прошлом году Россия впервые организовала открытый набор иностранных студентов, желающих бесплатно учиться в российских ВУЗах. Как прошел набор? Быстро ли заполнилась квота в 15 тысяч мест? Много ли иностранных студентов, которые по каким-то причинам не прошли отбор, остались учиться в России на контрактной основе?

- В 2016 году «Россотрудничество» по опыту зарубежных коллег запустило электронную форму сбора документов для обучения в российских вузах. Механизм отбора благодаря этому нововведению стал проще, а главное - прозрачнее для всех участников процесса, в первую очередь для будущих студентов. Такая форма оказалась крайне востребованной. Все время приемной компании в «Россотрудничество» и в наши центры на местах поступали звонки и обращения от заинтересованных иностранных абитуриентов. Причем сами абитуриенты выступили в роли активных «рекламных агентов». А что может быть лучше рекламы, чем опыт твоих друзей, знакомых, которые уже учатся в России, прошли все вступительные процедуры, не жалеют о сделанном выборе и готовы о нем рассказать? Всего же по результатам отборочной кампании 2016/2017 учебного года с участием «Россотрудничества» на обучение в российские вузы было отобрано не менее 11 тысяч иностранных граждан из 179 стран. И это только в рамках квоты. В последние годы отмечается увеличение интереса к получению образования в России у студентов из стран Европы и Латинской Америки, в том числе за счет тех, кто получает образование на платной основе. Растущая популярность российских образовательных программ, в том числе региональных образовательных организаций, среди иностранцев - не только индикатор престижа России. Для нас это еще и важный показатель востребованности российского гуманитарного продукта, уважения и интереса граждан из других стран к богатой отечественной культуре. И этот интерес мы готовы всячески поддерживать.

- Швейцарцы, как, впрочем, и все остальные жители Европы, живут в плену стереотипов. Для жителей Швейцарии, всем мы - выходцы из СССР и стран СНГ - являемся русскими. Для швейцарцев совсем не важно украинец ты или грузин, чеченец или узбек, западный мир воспринимает русскоязычных граждан как россиян, и очень удивляется, когда кто-то пытается доказать им обратное. Однако в самой диаспоре нет такого единства. История с развалом КС Швейцарии (Координационный совет соотечественников) вызвала большой резонанс в обществе. Какие выводы были сделаны после этой истории, и как нужно выстраивать отношения с диаспорой, чтобы в будущем избегать подобных конфликтов?

- Действительно, это была довольно неприятная история, тем более, что те претензии, которые высказывались в адрес «Россотрудничества» и Посольства России в Швейцарии, как показала проверка, были безосновательными. И главный вывод в этом случае может быть только один: никакие публикации и никакие действия таких «соотечественников» не должны приводить к расколу русской общины. Сегодня политическая ситуация в мире, и в Европе в частности, и без того достаточно напряженная. И свою задачу мы видим в объединении соотечественников, вне зависимости от их политической позиции, экономического статуса и т.д. Мы готовы к диалогу, к общению. А подобного рода негативные шаги ставят людей в такое положение, когда им нужно выбирать - с кем им дальше идти. Это не приемлемо. Мы ни в коем случае не поддерживаем никакие структуры экстремистского характера, но преследовать за политические убеждения мы также не имеем право и не собираемся это делать.

- Любовь Николаевна, мы познакомились с Вами практически сразу, после Вашего назначения на должность руководителя «Россотрудничества». Вы тогда выступали с докладом на Международном Конгрессе Русскоязычной Прессы и всем, кто тогда присутствовал в зале, стало понятно - ведомству предстоят большие изменения, и у нового руководителя «планов громадье». Поделитесь с нашими читателями, что Вам удалось сделать за этот весьма непростой период, когда Россию «обложили со всех сторон санкциями» и многие международные проекты, пришлось либо заморозить, либо полностью отменить.

- Безусловно, общая внешнеполитическая ситуация оказывает на нас определенное влияние, мы же живем и работаем не в вакуумном пространстве. Когда мы пытаемся пробить стену, чтобы нас услышали, чтобы видели не искусственно создаваемую картинку о каких-то мифических угрозах со стороны России, а правду, нам говорят, что мы занимаемся пропагандой. Именно так Европарламент «определил» деятельность «Россотрудничества» в прошлом году. Несмотря на то, что нас объявили «пропагандистским» ведомством, достижением этого года мы считаем включение России в ТОП-30 стран с эффективным использованием «мягкой силы». Но в действительности, те ограничения, с которыми сталкиваемся в некоторых странах, стали для нас дополнительным стимулом, чтобы пересмотреть малоэффективные методы работы. Например, изменили подход к формированию молодежных делегаций, которые приезжают в Россию в рамках программы «Новое поколение» или «Здравствуй, Россия!» с учетом профессионального признака, наших партнеров, что помогает им поддерживать профессиональные контакты с молодыми иностранными специалистами.

А Россия в результате получает потенциальных носителей позитивного представления о нашей стране, которое они могут донести для других жителей своей страны. Кстати на это направлено и наше взаимодействие с российскими бизнес компаниями, которые реализуют проекты за рубежом. «Россотрудничество» расширяет границы привычной деятельности за счет активного привлечения бизнес-структур к реализации совместных гуманитарных проектов в странах, где есть наши центры и работают российские компании. Меняем подходы к работе с соотечественниками. Гораздо эффективнее не просто постоянно «давать рыбу», работать с традиционным кругом соотечественников, а «дать удочку», направить средства на поддержку «точек роста», социально активных и инициативных групп, которые готовы не только получать что-то от нас, но и давать новые идеи, проекты. Отвечая на запросы и потребности наших соотечественников, с прошлого года мы приступили к созданию сети полилингвальных детских садов и школ. Реализация этого проекта позволит привлечь не только детей из билингвальных семей наших соотечественников, но и значительно расширить круг заинтересованных учить русский язык, по российским стандартам с возможностью поступить в дальнейшем в лучшие российские вузы.

Интервью подготовила и провела главный редактор Русский век, Светлана Конев


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru