Сегодня, в период нового этапа развития социума стран СНГ, очень важным становиться вопрос создания условий для становления нравственной личности, с четко сформированной индивидуальной гражданской позицией. Одним из способов поиска ответа на данный вопрос, может служить изучение и приобщение к облику скромнейшего человека, русского полководца и отца солдат, Александра Васильевича Суворова (1730-1800). Это может помочь каждому обозначить личный духовный стержень, без которого невозможно представить человеческую жизнь.
Сегодня очень сложно найти человека, у которого не был бы на слуху имя Суворова. Каждый из нас, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени, слышали о подвигах великого русского полководца. Изучая яркие моменты жизни Александра Васильевича, можно говорить о том, что как личность – он пример высокой нравственности.
Суворов, который не знал поражений, первый русский, причисленный к числу «мировых великих полководцев» Академией Генерального Штаба Русской Императорской Армией. При обозначении данного факта, стоит отметит, что до этого момента историки насчитывали всего семь великих полководцев: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Ганнибал, Тюренн, Густав-Адольф, Наполеон и Фридрих Великий [7]. Будучи равным в воинской доблести величайшим полководцам в истории, Александр Суворов превзошел их своим благочестием и милосердием. «Можно с уверенностью сказать, - пишет о А.В. Суворове дочь маршала Г.К. Жукова, Мария Георгиевна, - что мало найдётся в мировой истории полководцев, у которых так сильно было развито нравственное начало, как у Суворова. В его милосердии, целомудрии и простоте таилась огромная сила» [3, с. 47.]
Мария Георгиевна Жукова и её отец, Георгий Константинович Жуков
Будучи ребенком, Суворов был слабым и часто хворал. Но в будущем, физические упражнения и упорная духовная работа над собой укрепили его здоровье и дух. Именно в детстве Александр пришел к пониманию того, что для начала «нужно научиться побеждать самого себя», что «если я смогу победить лень, то уже никто не будет мне страшен» [4, с. 32]. Эта победа, будучи первой, легла в основу его будущих блистательных свершений.
Родители воспитывали Сашу в добродетели и благочестии. Отец, Василий Иванович, будучи крестником Петра I, ценил и уважал Екатерину Великую. Ему удалось передать свои лучшие качества сыну: бережливость, любознательность, честность и пунктуальность в своей деятельности. Наличие познаний в различных областях жизни у себя, Александр Васильевич объяснял так: «Я всегда был бережлив и трудолюбив с драгоценнейшим на земле сокровищем, со временем, которым всегда умел пользоваться» [2, с. 9]. В период детства, Суворов зачитывался трудами Вобана, Плутарха и Цезаря. Его мысли утопали в историях о военных походах и героических подвигах полководцев древности. Он восхищался и не раз повторял для себя самого высказывание Цезаря: «Пришел. Увидел. Победил.» Это все сыграло свою роль в формировании личности и развитии человеческих качеств Александра Суворова.
Уже будучи полководцем, Александр Васильевич считал обучение и воспитание солдат обязательным. Основой нравственного воздействия было религиозное воспитание. Суворов был уверен в том, что бессмертная душа, управляющая человеческим телом, помогает одерживать победу. «А нам в России, - повторял он, - помнить про широкую душу русскую, про неустрашимость да умение в трудные моменты собрать все свои силы в кулак. И если мы про то не забудем, то никогда нам никакой враг страшен не будет» [4, с. 167 - 168].
Участвуя в десятилетних военных походах, во времена длительных сражений, Суворов не мыслил себя без учения. Он воевал не потому, что ему это нравилось. Он ненавидел войну. Суворов воевал для защиты мирного населения и своего Отечества.
Личным примером, приумножаемым отвагой, он завоевывал авторитет солдат, в то время как один из прусский офицер, освобожденный после пленения, рассказывал своему войску, что Суворов знает только один приказ: «Вперёд!» [4, с.13].
Все то, что требовал от своих солдат Суворов, чему он их учил, было пройдено и испытано им на себе. «Мне солдат дороже себя! Люби солдата, и он будет любить тебя – в этом вся тайна», - повторял русским генералам Александр Васильевич [2, с. 28, 82].
А.В. Суворов завещал потомкам, будущим поколениям, свои учения в литературном (военный катехизис «Наука побеждать») и эпистолярном (письма дочери Наташе, крестнику Александру Карачаю, и др.) жанрах. Свои советы для солдат Суворов писал в форме поговорок и пословиц, на «их языке», что позволяет им надолго оставаться в памяти. Для русского человека свойственно мыслить образами и Александр Васильевич яркий тому пример.
Ряд наставлений Суворова крестнику Александру Карачаю, которые и по сей день остаются актуальными в своей воспитательной силе: «Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в поведении. Являй искреннюю ревность к службе своему Государю. Люби истинную славу, отличай любочестие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе… Обучай тщательно своих подчиненных и во всем подавай им пример…» [3, с. 82-83].
Все письма Суворова наполнены ценнейшими наставлениями, а манера их изложения, по мнению М.Г. Жуковой, «настоящая атака слова!».
Секретом своих побед А.В. Суворов считал следующее: «Намерения, с великим трудом обдуманные и еще с большим исполненные, с настойчивостью и часто с крайней скоростию и неупущением непостоянного времени. Всё сие, образованное по собственной мне форме, часто доставляло мне победу над своенравною фортуной» [3, с. 5].
Одной из важнейших жизненных основ для Суворова был аскетизм. Он строго соблюдал посты, не позволял самому себе мягко спать и вкусно есть. Он считал обязательным жизненным условием постоянный труд солдат и ненавидел праздность, что подтверждает его часто повторяемая им же фраза: «Ноги держи в тепле, живот в голоде, а голову в холоде». Такой совет полководца, данный в XVIII веке, получил научное подтверждение своего позитивного влияния на организм человека в XXI веке.
А.В. Суворов гордился тем, что он русский и воспитывал любовь к родине у своих солдат. Свои патриотические чувства толковал масштабно: «Я русский! Мы русские! – с гордостью повторяли за ним и грузин Петр Иванович Багратион, и выходец из немцев Вилим Христофорович Дерфельден» [5, с. 336].
Суворов негативно воспринимал стремление подражания французам в правилах поведения и говоре. Он говорил: «Читай и говори по-французски так, чтобы все знали, что ты русский!» [3, с. 87].
Положительные образцы и примеры деятельности Александра Васильевича Суворова имеют мощный воспитательный потенциал. Как когда-то он сам формировался на примерах великих полководцев, применял выработанные ими принципы не только в ратном деле, но и мирной жизни, так и сегодня у каждого из нас, есть возможность примерить на себе его заветы и учения.
Величайшую воинскую доблесть и благочестивый жизненный путь, как инструмент положительного воспитательного воздействия, невозможно переоценить. Любое прикосновение к бессмертному образу «знаменитого генерала Вперед» может развить лишь положительные качества личности, а как и где их применять – это решает каждый для себя сам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.Белохвостиков, Е.П. А.В. Суворов – пензенский помещик. Малоизвестные факты / Е.П. Белохвостиков // Странички пензенской истории: краеведческие статьи 2001 – 2008 гг. – Пенза, 2008. – С. 46-48.
2.Богданов, А.П. Непобедимый Суворов / А.П. Богданов. – М.: Изд-во Московской патриархии Русской Православной Церкви, 2012. – 120 с.
3.Жукова, М.Г. «Твой есмь аз». Суворов. Изд-во Сретенского монастыря. Типография АО «Молодая гвардия», 2001. – 160 с.
4.Курцев, С.Д. Гугуева, Н.М. Александр Суворов / С.Д. Курцев, Н.М. Гугуева. – М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1998. – 280 с.
5.Михайлов, О.Н. Суворов: Исторический роман. / О.Н. Михайлов. – Калининград: ИПП «Янтарный сказ», 1995. – 496 с.
6.Смирнов, А. Церковь и армия / А. Смирнов // Наука и религия. – 1997. - № 5. – С. 9-12.
7.Суворов Александр Васильевич (1730-1800). Сборник материалов о великом полководце: [сайт]. URL: // http://adjudant.ru/suvorov/suvorov00.htm [дата доступа: 07.11.2020].
8.Шишкин, И. Генералиссимус Суворов – пензенский дворянин // Улица Московская. – 2010. - №42 (369) – С. 14.
Стасяк Павел Валентинович
Специалист по связям с общественностью;
Учреждения «Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны»;
Аспирант Учреждения Образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»;
Председатель Молодёжного Общественного Объединения «Будущее».
Комментарии
Комментариев пока нет