САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко Директива №12 – важный шаг в развитии идеологии белорусского государства. Часть 2

Андрей Геращенко Директива №12 – важный шаг в развитии идеологии белорусского государства. Часть 2

« Назад

Андрей Геращенко Директива №12 – важный шаг в развитии идеологии белорусского государства. Часть 2 24.06.2025 16:19

Часть 1

Директива Президента Республики Беларусь №12 от 9 апреля 2025 года завершается большим разделом-приложением «Основы идеологии белорусского государства», в котором перечислены основные компоненты белорусского государства: культурно-исторический, политический, экономический и социальный. Далее представлена краткая расшифровка каждого компонента.

Наибольший интерес у меня вызвал культурно-исторический компонент белорусской идеологии. Как сказано в документе, это «комплекс устоявшихся убеждений о происхождении народа, формирование и развитие его самосознания от самобытной этнической общности до нации, осознающей свою принадлежность к восточнославянской цивилизации».

Далее в расшифровке данный тезис получает развитие и уточнение: «Культурно-исторический компонент идеологии белорусского государства базируется на принадлежности белорусов к восточнославянскому миру, цивилизационном родстве с русским и украинским народами».

Действительно, в разные исторические периоды белорусы и их предки жили в составе Древней (Киевской) Руси, древних русских Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, Великого княжества Литовского и Русского, Речи Посполитой, Российской империи, Советского Союза.

Мы прошли непростой исторический путь. Белорусы, украинцы и русские, чьими предками были восточные славяне, являются частями одного большого русского народа, или. Если так кому больше нравится – тремя чрезвычайно близкими народами русского корня и древнерусского происхождения. Россия, Украина и Белоруссия – это единое целое, общее культурное, цивилизационное пространство, часто называемое русским миром по аналогии с испано-латинским, англо-саксонским, арабским, тюркским, французским, немецким мирами и цивилизациями.

Древнерусская основа является общей для русских, белорусов и украинцев, нашей цивилизационной колыбелью, началом начал нашего цивилизационного фундамента. Безусловно, Полоцкое и Туровское княжества имели свои региональные особенности, как и Черниговское, Киевское, Галицкое, Смоленское, Новгородское, Владимирское и другие, но все вместе они составляли Русь, объединённую общими обычаями, верованиями, языком, традициями и были частями большого древнерусского исторического пространства.

После периода монголо-татарского нашествия и феодальной раздробленности на Руси, распада на уделы мощного Полоцкого княжества современные белорусские земли попали в зависимость от молодой, только что объединившейся Литвы, чьи дружины наши предки-князья часто использовали в качестве союзников как против внешней угрозы (прежде всего против крестоносцев и кочевников-ордынцев), так и в междоусобной борьбе. Великое княжество Литовское и Русское стало синтезом княжеской языческой Литвы и княжеской православной Белой Руси – объединение происходило как мирным путём династических браков, так и военным в результате походов, стычек и военных переделов границ литовских и русских феодалов. Государственным языком княжества, как и языком большинства его населения был русский язык, который сейчас многие называют старобелорусским.

Средневековье стало ареной соперничества Литовской Руси и Московской Руси за историческое наследство Киевской Руси. Борьба шла с переменным успехом, но постепенно стала склоняться в сторону Москвы, как главного центра собирания древних русских земель. Во многом это было связано с тем, что языческая княжеская элита Литвы приняла католичество и постепенно стала доминировать в княжестве. В итоге возникло противоречие между католической верхушкой ВКЛиР и большинством его православного населения. В Московской Руси такой проблемы не было.

Верхушка русской православной знати в ВКЛиР стремилась избавиться от засилья литовских католических князей и всё больше смотрела в сторону Москвы. Исход борьбы Литвы и Москвы за белую Русь был предопределён и католическая литовская верхушка (во многом русская по своему происхождению), опасаясь за своё доминирующее положение, пошла на сближение с католической Польшей.

Воспользовавшись ситуацией, Польша присоединила к себе обширные земли современной Украины, а ВКЛиР скукожилось до современных Литвы и Белоруссии.

Именно тогда во многом начались процессы обособления частей русского народа - белорусов и украинцев. Первые составили костяк оставшихся территорий ВКЛиР, а вторые оказались в пределах польских коронных земель. Две западные части русского народа оказались разделены хоть и не государственными, но всё же административными границами – ВКЛиР хоть и было зависимо от польской короны, но имело большую степень автономии, затем постепенно сошедшую на нет.

В образовавшейся в результате унии Речи Посполитой главенствующее положение занимали поляки, польская шляхта и польская католическая церковь. Католическая верхушка ВКЛиР не имела такого влияния и была зависима от Польши. Русская православная знать постепенно теряла свои права. Наиболее бесправным было русское крестьянство Белой Руси, которое испытывало как классово-имущественное, так и национальной и религиозное притеснение, наступление на свои вековые русские обычаи и русский образ жизни.

Католическая церковь на территории ВКЛиР вела активную, наступательную политику, и, следуя логике правящего польского класса, желающего упрочить унию короны и княжества, стремилась всячески продвигать идеи религиозной унии.

Старая русская православная элита за столетия постепенно ополячивалась, переходила в католичество, потому что этот путь открывал возможности для карьеры, закрепления статуса, сохранения старых и приобретения новых богатств.

Конечно, всё это сопровождалось яростной борьбой белорусов за свою свободу. Столетиями по белой Руси прокатывались восстания, а главными союзниками белорусов были запорожские казаки и Русское царство.

Украинский народ частично смог воссоединиться с Россией по итогам Переяславской рады, а у белорусов это получилось лишь почти полтора столетия спустя по итогам трёх разделов Речи Посполитой, когда белая Русь соединилась с Российской империей и вновь стала свободной.

После первой мировой войны и революции белорусы, как и украинцы, оказались вновь разделёнными – западные территории вновь оказались под польской оккупацией. Но в 1939 году в результате освободительного похода Красной Армии наш народ (как и украинский) вновь стал одним целым.

В составе СССР была образована Белорусская ССР. В ХХ веке нам довелось пережить самую кровопролитную войну в истории человечества. Белая Русь была сожжена и разрушена, но, благодаря помощи всего СССР и прежде всего русского народа БССР была возрождена.

В 1991 году распался Советский Союз. Белорусы хотели его сохранить, но события пошли по трагическому пути распада нашей общей Родины. После распада СССР на карте мира появилось новое независимое государство – Республика Беларусь.

Всё это в основном нашло своё отражение в Директиве №12: «Ядром формирования белорусской государственности считаются Полоцкое и Туровское княжества. Также историческими формами белорусской государственности, которые принадлежат и всем иным сопричастным народам, являлись Древнерусское государство, Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, Речь Посполитая, Российская империя. Начало становлению национальной белорусской государственности дала Октябрьская революция. Её результат — провозглашение 1 января 1919 года ССРБ (впоследствии — БССР), которая в качестве равноправного субъекта выступила одной из учредительниц СССР».

Как видим, законодательно закреплён тезис о восточнославянской общности. Хоть и не сказано напрямую, но фактически речь идёт о русском мире, цивилизационной общности русских, белорусов и украинцев. Иными словами – о важном цивилизационно-культурном фундаменте Союзного государства, которое не будет прочным, если его строить сугубо на экономической основе. Эта экономическая основа важна, но наше цивилизационное единство важнее.

Вызывает некоторое недоумение упоминание Речи Посполитой, как одной из форм белорусской государственности. Даже к периоду Великого княжества Литовского и Русского есть вопросы, так как местная шляхта упорно полонизировалась и принимала католицизм, а белорусы в своей массе оставались православными и этой самой полонизированной шляхтой угнетались, в том числе и по религиозному признаку. Тем не менее, хоть и с некоторыми оговорками, Великое княжество Литовское и Русское является формой белорусской государственности. 

Но в Речи Посполитой, куда в качестве вассала с сохранением частичной автономии, которая всё время таяла на глазах, вошло Великое княжество Литовское и Русское, белорусы и вовсе были откровенно угнетаемым народом – польская феодальная верхушка считала белорусов «схизматиками, хлопами и быдлом», презрительно именуя «пся крев» («собачья кровь»). Все эти массовые и постоянные издевательства прекратились лишь после освобождения белорусских земель от польской оккупации и воссоединения их с Российской империей.

Похожая ситуация была и в предвоенной Польше, когда Западная Белоруссия была оккупирована польскими войсками в течение 20 лет. Никому, однако, не пришла идея считать предвоенную Польшу «одной из форм белорусской государственности», хотя параллели с периодом Речи Посполитой полные. Таким образом, период Речи Посполитой был не столько «формой белорусской государственности», сколько мрачными временами длительного иноземного засилья и угнетения белорусов.

Вот что по этому поводу сказал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко 6 января 2022 года: «Если сегодня литовцы и поляки отрицают вклад белорусского народа в развитие таких исторических форм государственности на нашей земле, как Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, то что нам мешает дать этим периодам адекватную оценку. Давайте в учебниках по истории, в замковых и музейных экспозициях так и назовем, например, период Речи Посполитой — оккупацией белорусской земли поляками. Этноцидом белорусов. А что это было для наших предков? Родной язык, культура, вера под запретом. Нельзя было даже быть человеком. Магнаты на собак меняли белорусских крестьян. Но народ выжил и более того — сохранил свою самобытность».

Думаю, эта ключевая мысль, высказанная белорусским президентом, ещё найдёт своё отражение в будущем неизбежном уточнении и доработке идеологических нюансов.

Важным представляется и уход от эфемерной Белорусской народной республики (БНР), которой по факту никогда не существовало, но миф о которой долгие годы служил хорошим подспорьем для разного рода националистических русофобских деятелей, которые под мантры о «национальном возрождении» проводили курс на отказ от ценностей советского периода времён БССР, нашего восточнославянского единства, союза с Россией. Иначе, впрочем, не могло и быть, так как в 1918 году актив БНР охотно демонстрировали лояльность немецкому кайзеру, в 1941-1945 годах их последователи – Гитлеру, а после войны и до настоящего времени – США и ЕС, служа кому угодно, но только не своей стране и не белорусскому народу.

В связи с этим важным является упоминание о том, что «Республика Беларусь с 1991 года является правопреемницей БССР».

Конечно же, в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны». Мне, как автору большого количества научно-популярных и художественных книг о войне, это было особенно важно прочесть. Совсем недавно, до 2020 года, этому не уделялось должного внимания. Сплошь и рядом под видом «белорусского национального возрождения» с попустительства тех же идеологов в сфере культуры (вотчине Латушко и ему подобных) популяризировались разного рода пособники оккупантов – Франтишек Олехнович, Лариса и Иван Гениуш, Наталья Арсеньева и другие подобные деятели. Более того, проводились даже целые фестивали наподобие «фестиваля духовной музыки «Магутны Божа» в Могилёве».

Директива №12 подписана и ушла для исполнения. Но этого мало. Важно, чтобы и вся идеологическая вертикаль, и конкретные идеологи, впрочем, как и всё белорусское общество, не пускали всё это на самотёк, не превращали в формальные мероприятия «для галочки», а учли уроки всего того, о чём я писал в первой части статьи.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

23.06.25

В 1931 году на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности И.В. Сталин вынужден был признать, что социально-экономическое развитие СССР находится на низком уровне и в случае столкновения с капиталистическим окружением поражение неизбежно: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

16.06.25

Рассмотрим две смысловые фальсификации Великой Отечественной войны. Первая из них сводится к подмене Великой Отечественной войны Второй мировой войной. В западной историографии, а также в ряде работ в странах СНГ говорится только о Второй мировой войне, но тщательно избегают упоминания о том, что для наших народов это была не просто Вторая мировая война, а именно Великая Отечественная война.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru