Андрей Геращенко: Первая просветительница на Руси

« Назад

Андрей Геращенко: Первая просветительница на Руси 05.06.2020 20:53

Сегодня, 5 июня, православные отметили день памяти преподобной Евфросинии Полоцкой. В Спасо-Евфросиньевском соборе совершён традиционный молебен.

Но, помимо религиозного значения данная дата важна тем, что Евфросинья Полоцкая была первой просветительницей на Руси.

Во всей Белоруссии и даже далеко за её пределами хорошо известен полоцкий Свято-Евфросиньевский монастырь – одна из настоящих жемчужин православной архитектуры. Сюда почти ежедневно приезжают автобусы из многих городов Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины и соседних стран. Так же, как и много веков назад, монахини живут неспешной, размеренной жизнью, пребывая в молитвах и трудах.

Спасо-Евфросиньевский монастырь

История монастыря началась очень давно и непосредственно связана с  подвижнической деятельностью первой православной просветительницы  на Руси – знаменитой Евфросинии Полоцкой.

Около 1104 года (может несколькими годами позже или раньше – точно это неизвестно) у Святослава, младшего сына прославленного полоцкого князя Всеслава Чародея, родилась дочь, которой дали имя Предслава. Девочка росла доброй и отзывчивой к чужому горю, рано начала проявлять интерес к церковной жизни, книгам и молитвам. В отцовском доме Предслава могла читать и редкую светскую литературу того времени: «Изборники» с изречениями и афоризмами, «Александрию» – переведённый с греческого роман о подвигах Александра Македонского, «Повесть об Акире Премудром», сочинения с богословскими толкованиями сущности природы, книги по античной истории.

Предслава была красива и привлекательна. Многие князья заглядывались на княжну и хотели взять в жёны внучку самого Всеслава Чародея, увеличить свои богатства и могущество. Но никто из них не был по сердцу Предславе. Она не хотела ни с кем из них связывать свою судьбу.

Когда Предслава узнала, что отец всё же решил выдать её замуж, она тайно сбежала из дома и обратилась за помощью к своей тётке, которая была настоятельницей небольшого монастыря, пристроенного к Софийскому собору. Предслава объявила, что не желает идти замуж и хочет постричься в монахини. Конечно, без воли её отца и родственников это было невозможно, но княжна не поддавалась ни на какие уговоры и твёрдо стояла на своём – хочу быть монахиней и не желаю замуж. Отцу и родственникам пришлось уступить, и Предславу постригли в монахини, дав ей новое имя, как это положено по православной традиции – Евфросиния.

Молодая монахиня проводила время в молитвах, а в свободное время занималась переписыванием церковных книг. В те времена переписывание книг было делом сложным и трудным, требовало большого усердия и художественных навыков, и занимались этим только мужчины, так что поначалу юной монахине приходилось нелегко. Часть книг, переписанных Евфросинией, продавали, а на заработанные  деньги оказывали помощь «сирым и убогим». Конечно, Евфросиния могла взять деньги на эти нужды у отца или родственников, но ей было важно, что она помогает беднякам собственным трудом.

По преданию однажды к Евфросинии в келью явился ангел и поведал монахине, что она должна покинуть Софийский собор и поселиться в Сельце на берегу Полоты неподалёку от Полоцка и основать там свой женский монастырь. В то время  Сельцо было местопребыванием полоцкого епископа, и там стояла небольшая деревянная церковь. Трудно сказать, верна ли эта легенда или большую роль здесь сыграло стремление полоцкого епископа Ильи укрепить свою епархию и свои связи с княжеской семьёй, но в любом случае Евфросиния так и поступила и основала в Сельце монастырь при поддержке Ильи и своих влиятельных родственников.

Вести о княжне, добровольно постригшейся в монахини, разносились по всей Руси и в Сельцо приходили и приезжали множество гостей, чтобы увидеть Евфросинию и поговорить с ней. Евфросиния никому не отказывала независимо от того, кто это был – влиятельный боярин или простой путник. В монастырь потянулись другие молодые женщины, и он стал расти. По примеру Евфросинии здесь были пострижены в монашество её родная сестра Градислава (в крещении - Евдокия) и двоюродная - Звенислава (Евпраксия). Именно Звенислава-Евпраксия и была автором «Жития преподобной Евфросинии Полоцкой», благодаря которому мы и знаем о жизни и подвижничестве преподобной. Евфросинья открыла при монастыре школу, в которой учили чтению, письму, «цифири» (арифметике) и церковному песнопению. Обучались в школе  в большинстве своём дети простых людей. Ефросинья постепенно ввела изучение латыни и греческого языка, природоведения и медицины, риторики. Учили и молодых монахинь - грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремёслам, чтобы с юности они знали церковную жизнь и любили труд.

Старая деревянная церковь уже стала тесной для разросшегося монастыря, и по почину Евфросинии в 1161 году был построен новый каменный Спасо-Преображенский (Спасо-Евфросиньевский) храм. Строили его всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Несмотря на это храм получился на славу и простоял века, продолжая радовать и нас уже в XXI веке изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Сооружался храм под руководством знаменитого зодчего Ивана. Его пропорции и форма оказали большое влияние на православное храмовое строительство  в других городах Руси – Смоленске, Новгороде, Рязани, Пскове. Основной характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь здания. Особенно ярко эти особенности проявились в облике Пятницкой церкви в Чернигове. Впоследствии Иван был приглашён в Смоленск, где и заложил основы смоленской школы зодчества. В это же время полоцкие мастера, ученики Ивана, построили в Новгороде на Синичной горе церковь Петра и Павла, помогали создавать строительную артель в Гродно.

В монастырях, основанных Евфросинией, были созданы иконописные мастерские, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых известных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша, который и создал в 1161 году специально для Спасо-Преображенской церкви знаменитый напрестольный Евфросиньевский крест, при изготовлении которого были использованы святыни из Византии – частицы Господни и частицы мощей божьих угодников. В длину крест был 51 см. Его основа была деревянной, покрыта 22 золотыми пластинами, украшенными изображениями, выполненными в очень сложной технике перегородчатой эмали (именно эту технику было очень трудно воспроизвести впоследствии при реставрации, но всё же её удалось повторить), 8 драгоценными камнями и жемчугом, изображениями основных событий Нового Завета. Этот крест стал настоящей общеправославной святыней. Интересно и объяснение его шестиконечности – по мнению богословов это символизирует шесть дней творения мира.

Удивительна и судьба этого креста. В XIII веке во время междуусобной войны Полоцк взяли смоленские князья и перевезли его к себе в Смоленск. В начале XVI века уже Василий III, взявший Смоленск, перевёз крест в Москву. Понимая, какое исключительно важное значение для полочан имеет эта святыня, крест Евфросинии Полоцкой вернул в Полоцк в 1563 году царь Иван IV Грозный (об этом мы позже поговорим более подробно). Но в 1812 году после захвата Полоцка французами вновь появилась угроза утраты святыни, и его замуровали в стену Софийского собора, чтобы не нашли враги. В 1841 году было организовано пребывание креста в Москве и Петербурге, встреченное верующими с ликованием. В 1921 году крест изъяли большевики. В 1928 году учёные, понимая его ценность, выехали из Минска в Полоцк и попытались отыскать. Это удалось и его перевезли вначале в Минск, а затем в 1929 году и в Могилёв, который предполагалось сделать новой столицей Белорусской ССР, где он находился в одном из сейфов горкома партии. В 1941 году Могилёв захватили немцы, и крест бесследно пропал. После войны его искали, но безуспешно.

В 1992 году было принято решение воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем Кузьминым был изготовлен точно такой же крест, который был освящён в Свято-Симеоновском соборе Бреста, а потом торжественно доставлен на прежнее место в Спасо-Евфросиньевский монастырь.

Поблизости от женского монастыря игуменья (настоятельница монастыря) Евфросинья построила Богородицкую церковь, и вскоре при её непосредственном участии там появился мужской монастырь. До нашего времени ни церковь, ни монастырь не сохранились. Именно для этого монастыря и Богородицкой церкви Евфросиния приобрела чудотворную Одигитрию Эфесскую (икону Божьей Матери), одну из трёх написанных, согласно преданию, самим евангелистом Лукой (вполне вероятно, что это была лишь копия). Для этого она добилась разрешения  Константинопольского патриарха.

Впоследствии в 1239 году эту икону перенесли в город Торопец в местную Воскресенскую церковь в связи с венчанием в ней князя Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава Параскевы.

Евросинья Полоцкая постепенно обретала всё большую известность и авторитет, чему, конечно же, способствовало и её знатное происхождение. Игуменья стремилась примирить врагов и даже прекратила на время княжеские междуусобицы рогволодовичей. Вот что сказано об этом в «Житиях»: «Таков бо дар дан был блаженной Ефросинии: если кто спрашивал о чём-либо, она ему отвечала что делать, и кто её слушал - добро получал. И не могла видеть она ссорящихся: князя ли с князем, или кого из простолюдинов со своим другом, но желала, чтобы все были единодушны».

Была у Евфросинии Полоцкой заветная мечта – посетить центр православия того времени Царьград, Иерусалим и другие святые места. Чувствуя, что годы берут своё и, опасаясь не успеть, Евфросиния принимает решение отправиться в дальнее и трудное путешествие. Покидала Полоцк Евфросиния в 1167 году при большом скоплении народа. Многие плакали, словно чувствовали, что уже не увидят игуменью. Обоз с паломниками двигался медленно, по несколько десятков километров в день. В пути Евфросинию сопровождали брат Давид и сестра Евпраксия. Князья и другие властители земель, по которым проходила Евфросинья, принимали её с большими почестями. Повстречалась игуменья и с самим императором Византии Мануилом Комнином. Император, несмотря на войну с венграми, принял Евфросинию с почётом и помог добраться до Царьграда, где Евфросиния и её спутники посетили Софийский собор. Достигнув Иерусалима и посетив святые места, Евфросиния остановилась в русском монастыре Пресвятой Богородицы. Силы её были истощены далёким путешествием, и она заболела и умерла. Евфросиния Полоцкая была погребена в монастыре Феодосия Великого. Через двадцать лет, в 1193 году возникла угроза захвата Иерусалима мусульманами и мощи (останки) Евфросинии были перевезены в Киево-Печерскую лавру.

Много веков спустя, в 1910 году мощи святой торжественно перевезли в Полоцк, в основанный ею монастырь. При перевозке по Днепру пароход сопровождало большое количество верующих, а при остановках совершались торжественные богослужения. Когда пароход достиг Орши, и водного пути больше не было, то мощи верующие несли на руках – вначале до Витебска, а затем и до Полоцка, несмотря на то, что могли вновь везти на пароходе теперь уже по Западной Двине. Но в 1922 году мощи были изъяты из монастыря, перевезены в Москву в качестве экспоната атеистической выставки, а затем отправлены в Витебск в краеведческий музей. Во время войны мощи были перенесены верующими из музея в Свято-Покровскую церковь, а затем в 1943 году вновь возвращены в Полоцк в Свято-Евфросиньевский монастырь, где они и находятся в настоящее время.

Евфросиния Полоцкая – первая православная просветительница на Руси, оставившая после себя в наследие жемчужину древнерусской архитектуры – Свято-Евфросиньевский монастырь. Преподобная Евфросиния внесла огромный вклад в дело распространения и укрепления православия. Ежегодно 5 июня, в день её памяти в Полоцк съезжается множество людей, в монастыре в присутствии митрополита Минского и Заславского, патриаршего экзарха всея Беларуси и местного епископа выносится крест Евфросинии Полоцкой, совершается молебен.

В 2000 году в Полоцке появился памятник святой Ефросинье. Два памятника преподобной игуменьи установлены и в Минске - на проспекте Независимости и во дворе Белорусского государственного университета.

Андрей Геращенко


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.07.24

Беларусь стала полноправным десятым по счету членом ШОС. Соответствующее решение было подписано на заседании Совета глав государств-членов ШОС 4 июля 2024 года в Астане. Астанинский саммит ШОС считают «саммитом друзей Путина» и «триумфом Си».

09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru