САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Андрей Геращенко: Лепин серьезно подмывает авторитет БПЦ и митрополита Павла

« Назад

Андрей Геращенко: Лепин серьезно подмывает авторитет БПЦ и митрополита Павла 07.05.2018 14:56

Эпатажный скандалист, а по совместительству пресс-секретарь БПЦ Сергей Лепин, уязвленный конструктивной критикой в свой адрес, продолжает упорствовать в своем «змагарстве» и щедро раздает интервью оппозиционным СМИ. В них он, как заправский писатель-фантаст, высказывается на тему альтернативной истории и «по-отечески» называет своих оппонентов то нациками и оккупантами, то белорусофобами и провокаторами.

Как говорят в таких случаях: «Юпитер, ты сердишься – значит ты не прав». И в этой связи Телескоп продолжает вести свое независимое расследование. Сегодня мы обсуждаем «дело Лепина» с Председателем Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников, Председателем Витебского общественного объединения «Русский дом» и экс-главным редактором газеты «Наше Православие» (в 2013-2016 годах) Андреем Геращенко.

***

– Андрей Евгеньевич, сталкивались ли с Сергеем Лепиным, когда работали главным редактором газеты «Наше Православие». Если сталкивались, то как бы вы могли его охарактеризовать?

– С Лепиным я никогда по прежней работе в качестве главного редактора «Нашего Православия» не сталкивался. Это газета Витебской епархии, где правящий архиерей – архиепископ Димитрий, и все вопросы газеты решаются внутри епархии. Между тем от общих знакомых, и прежде всего в Минске, я о Лепине слышал, причём далеко не лестные отзывы – постоянные контакты с оппозицией, самолюбование, неприязнь к сторонникам общерусского единства. Впрочем, всё это видно и по высказываниям данного персонажа в Интернете и во время публичных выступлений. Помнится, в экзархате было совещание по поводу СМИ, куда меня вначале вроде бы делегировали, а затем посоветовали не ехать – вероятно, чтобы избежать возможной пикировки с Лепиным. Впрочем, я не собирался там ни с кем пикироваться, а просто бы молча послушал бы, но как вышло, так вышло.

– Что вы думаете по поводу выступления Сергея Лепина на «Дне воли» в Минске 25 марта, а также о его скандальных записях в ЖЖ по поводу объединения Беларуси с Литвой и о разделе РФ?

– Выступление Лепина на так называемом «Дне воли» – довольно безобразный поступок, который ещё будет иметь далеко идущие последствия. По сути, на площади собрались противники интеграции с Россией, противники русской культуры, общерусского единства. Под флагами полицаев и коллаборантов. Лепин, безусловно, имеет право на своё мнение, но при этом он не просто некий Лепин, а пресс-секретарь Белорусского экзархата РПЦ. В то время как патриарх Кирилл говорит о Русском мире и единстве РПЦ, Лепин излагает точку зрения оппозиции. Всё это сильно подмывает авторитет и БПЦ, и митрополита Павла лично – при экзаршестве митрополита Филарета я таких скандалов не припомню.

Есть и ещё один момент, о котором стоит сказать. Для нас тема Великой Отечественной войны – важнейшая. Знаете, что мне сказали многие левые и коммунисты после выходки Лепина? «Церковь и в годы войны сотрудничала с фашистами, которые открывали закрытые большевиками храмы, за что партизаны порой убивали священников. Так что неудивительно, что и сейчас церковь оказалась под бело-красно-белыми знамёнами», – говорят мне старики-коммунисты. Ну, вот и что тут скажешь?!

Лепин занят самолюбованием, его должность предполагает публичность, и ему нравится быть в центре внимания. Другой священник-подвижник делает на селе или в своём приходе во сто крат более, но остаётся в тени, посвящая жизнь молитве и служению. Таких батюшек уважают и любят прихожане. А вот слово «батюшка» в отношении Лепина мало уместно, как, впрочем, и «отец». Ну, нравится человеку быть в центре внимания таблоидов. Есть Ксюша Собчак, есть Навальный. Теперь и у нас есть… Лепин. Высказывания Лепина поверхностные и неглубокие, а самое главное – часто мало корректные, а ведь он священник.

Веками православие и белорусы и в Великом княжестве Литовском и Русском, и в Речи Посполитой терпели унижения и притеснения, и не Лепину ли об этом знать?! Сколько священников подвергались оскорблениям со стороны шляхты, скольких секли плетями, мучили, унижали? В Витебске даже восстание против униатского епископа Кунцевича после избиения православного священника вспыхнуло. Но Лепину всё нипочём – видимо, пример некоторых «борцов с москалями» в соседней Украине оказался заразительным. У нас самостоятельное государство, но у нас единая Русская Православная Церковь и именно о нашем единстве стоило бы почаще вспоминать в том числе и митрополиту Павлу, тем более что РПЦ является важной составляющей духовных скреп Союзного государства России и Белоруссии.

– Как вы оцениваете «свядомые» тенденции в БПЦ? Такие действительно имеют место быть в белорусском экзархате? Если они есть, то насколько сильно это антирусское лобби?

– Такие тенденции есть, безусловно, и это сложная тема. С одной стороны в каждой православной стране за пределами России – в Сербии, Болгарии, Румынии, Греции – свои православные церкви, и это общемировая тенденция. В мире немало примеров, когда в национальных границах при необходимости оформлялись собственные церкви, яркий пример – англиканская церковь. Так что такое вполне может быть и в Белоруссии со временем. С другой стороны, это чистая политика – нашим противникам выгодно наше раздробление. Вот возьмём ситуацию с патриархами. Вселенским считается Константинопольский, а Московский и Всея Руси – лишь пятым. Это чистейший анахронизм – положение Константинопольского патриарха не соответствует реалиям, так как он давно утратил былое влияние, которое базировалось на том, что Константинополь был столицей мира наряду с Римом. Сейчас именно Москва является центром православия с точки зрения реального влияния внутри всех православных церквей. Но на постсоветском пространстве множество сил пытаются не допустить консолидации православия вокруг Москвы, стараются вбить клин между Москвой и Константинополем и другими православными центрами.

Ситуация на Украине – лучшая иллюстрация происходящего – там захватывают храмы, оскорбляют священнослужителей, и в первую очередь – УПЦ Московского патриархата. И у нас почитайте комментарии на «Нашей Ниве»: «нам не надо московских попов», «нам надо свою церковь». Ну, вот Лепин и наслушался и «напитался», так сказать, подобными идеями, вероятно. Любопытно, что Лепин всерьёз, вероятно, полагает, что его мнение на кого-то влияет и что-то значит – на самом деле кроме негатива для БПЦ его «высказывания» ничего не несут.

О ситуации внутри БПЦ я не могу сказать ничего определённого, так как не владею ею. Но всё же выскажу то, о чём многие говорят – приезд Павла сторонники единства с Россией и единства РПЦ восприняли с надеждой на усиление союзных позиций. Но время идёт, и мы периодически слышим то разговоры о какой-то «большей самостоятельности» БПЦ, то возникают какие-то непонятные «выступления Лепина». Я лично, как и многие, жду от экзарха слов о единстве Русского мира, единстве Белорусского экзархата с РПЦ и Москвой, а периодически читаю высказывания митрополита Павла об «успехах в освоении белорусского языка» и т.п.

Никто не против изучения белорусского языка митрополитом, но язык близкий, какие тут могут быть особые «успехи» – вон русский Мулявин овладел языком в совершенстве и поднял «Песняров» и белорусскоязычную песню на мировой уровень. Понятно, что митрополит Павел чувствует себя не совсем удобно в ситуации, когда воспринимается человеком «пришлым», а тем более на фоне имеющего огромный авторитет митрополита Филарета. Но именно от позиции Павла сейчас многое зависит – будут ли развиваться «автономные тенденции» в БПЦ или же Белорусский экзархат укрепит своё административное и духовное единство с РПЦ в целом, на что я надеюсь.

Соответственно, по нормальной логике вещей после выступления на митинге оппозиции Лепин должен быть освобождён от должности пресс-секретаря, но митрополит решения пока никакого не принял – по крайней мере, об этом не известно. В целом же, если говорить о ситуации вообще, глядя на «осторожность» некоторых владык, я всегда вспоминаю первых патриархов – Иова и Гермогена, принявших страдания и смерть за православную веру и Русскую землю, повторивших во многом подвиг самого Христа. А у нас некоторые «осторожны» до того, что даже перспектива не получить помощь в реставрации храма зачастую удерживает от высказывания чёткой и твёрдой позиции – «как бы боком не вышло».

– Не связано ли ваше увольнение из газеты с вашей гражданской позицией и влиянием «темных сил»?

– Что касается моего увольнения, это отдельная тема. Формально оно ничего не меняло – я ушёл по договорённости с архиепископом Димитрием, по собственному желанию и благодарен ему за поддержку в течение трёх лет. На самой газете это мало отразилось, так как я был редактором во многом формальным, часто находясь в Минске – газету в реальности делал не я (хотя я принимал некоторое участие, формируя часть материала и специально делая серию статей для газеты на тему нашего религиозного и историко-культурного единства с Россией и Украиной), а коллектив в составе Владимира Костюкевича и отца Александра Матвеева, и продолжает делать её и сейчас. О моей работе в газете говорит хотя бы тот факт, что именно как главный редактор «Нашего Православия» я был награждён Указом Президента России В.В. Путина медалью Пушкина. Но моё присутствие в качестве главного редактора многих раздражало.

В «Нашей Ниве», специализирующейся на доносах, появился материал о моём редакторстве в «Нашем Православии» и о том, что наша газета поддерживает освободительную борьбу народа Донбасса. Мы поддерживали (и поддерживаем) народ Донбасса, но статья была разовой и на этой теме мы никогда не «зацикливались».

К слову, из Октябрьской администрации города Витебска я тоже вынужден был уйти после предыдущего доноса «Нашей Нивы». В принципе, авторитет у «Нашей Нивы» ниже плинтуса, но она удобна для таких скандалов и доносов. Ну а то, что материалы обо мне в данном «независимом СМИ» оба раза приводили к увольнению, свидетельствует о неслучайности этих событий и тесных контактах националистической оппозиции с теми, кто принимает подобные решения – в противном случае «мнение «Нашей Нивы» просто бы проигнорировали.

Телескоп


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru