САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Андрей Геращенко: «Единство православия, на мой взгляд, необходимо укреплять административно, сливая постепенно основные поместные церкви»

« Назад

Андрей Геращенко: «Единство православия, на мой взгляд, необходимо укреплять административно, сливая постепенно основные поместные церкви» 27.09.2018 14:04

Что, на Ваш взгляд, сегодня наиболее опасно в действиях Константинопольского Патриархата по стимулированию раскола Русской Православной Церкви?

Думаю, что тема обсуждения очень важна и отвечать нужно также предельно ясно и чётко. Роль Константинопольского Патриархата, который по традиции сохраняет мнимое первенство, утрачена много веков назад. Сегодня это мелкая церковь, не имеющая никакого серьёзного статуса даже в Турции. По сути, патриарх в Константинополе чрезвычайно зависим от Турции и США. Его так называемое «первенство» активно используется США и Западом в целом для противостояния с Россией на Украине. Это вопрос не веры, а сугубо административный и политический. Взяв под контроль Украину, США стремятся взять под контроль и православие на украинских землях. Тут Константинополь и пригодился. Совершенно очевидно, что реальным лидером православия является Патриарх Московский и Всея Руси. Важны и иные поместные церкви – Греческая, Сербская, Болгарская, Румынская. Что же касается ближневосточных патриархов, то они глубоко вторичны. Это давно следовало признать. Кризис на Украине как раз и высветил эту проблему. Единство православия, на мой взгляд, необходимо укреплять административно, сливая постепенно основные поместные церкви. И речь тут не о «папизме», а об элементарном здравом смысле. Ситуация на Украине возникла в том числе из-за решения Собора 1989 года в Москве о наделении УПЦ статусом самостоятельной. Более того, практика показывает, что фактически все независимые православные государства имеют свои поместные православные церкви. Понятно, что режим Порошенко, опираясь на США, а теперь и на томос Варфоломея, будут вести дело к созданию националистической православной церкви, враждебной прежде всего России и Московскому патриархату, и я не вижу пока серьёзных возможностей этому воспрепятствовать – вероятно, последует сценарий захвата храмов националистами и силовыми структурами. УПЦ Московского патриархата ждут очень нелёгкие времена. Это – следствие общей потери Украины и некая неизбежность, увы. Последний многотысячный крестный ход показал, что православные Украины не хотят идти этим путём, но одной молитвой противостоять дубинкам, прутьям и террору сложно. Поэтому нужно решать вопрос о единстве православия, и не только молитвенном, но и административном, в масштабах всего мира. Процесс этот сложный, но необходимый. Я встречал и варианты «решения проблемы» в виде смещения Константинопольской патриархии и выдвижения на первую позицию одной из следующий ближневосточных патриархий. Я считаю, что это не выход – как говорят в народе – замена «быка на индыка». Ситуация может повториться точно так же в будущем. Выход в реальной реформе и постепенном административном сближении ядра православия – России, Белоруссии, Сербии, Греции, Румынии, Болгарии и т.д. – тех, кто реально из себя что-то представляет.

Изменилось ли из-за политических событий последних лет Ваше отношение к украинцам как к братскому россиянам и белорусам народу - как по крови, так и по вере? Стали ли Вы разделять православные святыни, расположенные на территории Украины, Беларуси и России, по национальному признаку, меньше почитать какие-либо из них из-за этого? Проверяете ли Вы, посещая храм, кто по национальности и гражданству священник, ведущий службу - белорус, русский, украинец?..

Данный вопрос не предполагает иных ответов, кроме того, что мы – один народ, у нас одна культура и вера, и общие святыни, и никто национальностями не интересуется – ни священников, ни прихожан. Мы в Белоруссии даже в быту не знаем толком, кто у нас белорус, кто русский и кто украинец. Наша церковь и вера – одна и общая! Но тема не такая простая, как кажется. Я, например, не люблю посещать храмы, где молятся на белорусском языке. У нас есть общий для России, Украины и Белоруссии церковнославянский язык для богослужений. А введение белорусского языка – шажок в сторону, с введения украинского вместо церковнославянского все начиналось и на Украине. Иное дело проповедь – она вполне может быть на русском или белорусском языке. Я в этом смысле консерватор, поэтому в храмы с белорусским языком богослужения стараюсь не ходить. Например, тот же пресс-секретарь БПЦ Лепин столько наговорил комплиментов нашим националистам, что на службу, которую бы он вёл, я бы тоже без особой нужды не пошёл… Церковь и клир должны служить нашему единению, а не растаскивать всё по национальным углам.
 
Есть мнение, что некоторые объединяющие сферы должны всегда играть только миротворческую роль, выступать мостиком между народами: например, спорт, религия, искусство - и недопустимо превращать их в инструмент политических игр. Каково Ваше мнение по этому поводу?

Я видел комментарии коллег по этому вопросу… Знаете, очень просто сказать – мы за мир во всём мире и за любовь друг к другу всех православных. США и Запад давно всё политизировали. В спорте они унижают Россию – чего стоит выступление под белым флагом наших спортсменов на олимпиаде, в религии – провоцируют при помощи марионеточного Константинопольского патриархата раскол православия на Украине, в искусстве навязывают чуждые нам ценности, выдают Оскаров за безобразные и безнравственные фильмы, или ту же Нобелевскую премию Алексиевич… Надоело вечно оправдываться, посыпать голову пеплом, убеждать, что мы – не такие плохие. А нам говорят (и это повторяют некоторые и у нас) – покайтесь, может мы вас и простим. В смысле – разрешат в следующий раз один российский флаг нести среди тридцати белых? Идёт духовная брань, страшная война в сфере духа и слова. Каждый выбирает свой путь. Но я уверен, что долг и спортсмена, и клирика, и деятеля искусств – прежде всего, заботиться о единстве нашей цивилизации, нашего народа, выступать если не с оружием, то хотя бы с чёткой и ясной позицией в защиту всего, что нам дорого – семейных ценностей, нашей культуры, нашей Родины - нашего Союзного государства России и Белоруссии. А просто выступать «за мир во всем мире и всеобщую братскую любовь» наверное, правильно и, простите за откровенность – удобно во всех случаях, но мне кажется, что для мирян, общественников, лидеров, этого как-то маловато. Украину ведь тоже не за один день потеряли. Мы-то хотим мира и любви – беда в том, что они, наши оппоненты, хотят войны и ненависти. И на эти вызовы нужно отвечать.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru