Байкало-Амурская магистраль - это железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. В апреле 1974 года БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Трудилась там молодежь всех республик СССР. Воспоминаниями о самоотверженном труде на БАМе поделился почетный пассажир вагона на последнем финишном отрезке Бурятского участка легендарной трассы, а ныне заместитель председателя Союзного делового клуба Авангард ленинградец Сергей Мамяков.
4300 километров железнодорожного пути, более 1500 мостов, 60 новых поселений и около 200 железнодорожных станций – таков сухой итог строительства Байкало-Амурской магистрали. А зачем это было вам, комсомольцам?
Начитавшись книжек Александра Дюма, Фенимора Купера и Вениамина Каверина, мы все тогда были буквально одержимы идеями новых открытий и свершений. Романтика и комсомольский задор манил тысячи юношей и девушек в непроходимую тайгу на «стройку века».
Немаловажной была и перспектива быстрого получения жилья.
Но в общем-то, особо тогда и не думали зачем. Родина сказала НАДО, и в 1983 году вместе с товарищами мы направились в далекий поселок Таксимо.
Сегодня Сергей с теплом вспоминает то время и бережно хранит заметку о себе в 29-м номере журнала «Огонек» за июль 1984 года.
Вот выдержка из той заметки:
«На торжество, связанное с укладкой «серебряного звена», он ехал с Сергеем Мамяковым. Когда-то в рижском ресторане случайно семьями оказались за соседними столиками. Саша рассказал о БАМе, пригласил приехать. Немногословный крепыш, кандидат в мастера спорта по боксу, ничего не сказал определенного. Потом решился – поехал. В Таксимо, куда его направили плотником, случайно встретились. Четыре дома уже построил Сергей в красивом поселке.
- Жалею, что живу не в Серегином доме, - сказал Саша.
- Почему?
- Отлично строит.
Сергей толкнул друга в бок:
- Ну, что ты. Не надо…»
Спрашиваем у Сергея Викторовича: Каким вам запомнился БАМ?
Отправляясь в Сибирь, я, если честно и представить себе не мог, сколько подводных камней и опасностей несет в себе это путешествие.
В первый же рабочий день мы с новыми товарищами умылись и отправились в рабочий поселок. Только вечером нам стало понятно, какую нелепую ошибку мы допустили.
Старожилы не предупредили нас о том, что ни в коем случая нельзя было мыть руки и лицо, а наоборот их нужно было смазать жиром.
В итоге вся наша бригада отправилась вечером в медпункт с обмороженными лицами. 45-градусный мороз не пощадил ленинградцев…
Нам представлялось, что работа там будет напоминать пионерлагерь с вожатыми, наставниками. В реальности оказалось, что БАМ – это не только ударная стройка, но и проверка характера.
Поначалу у нас регулярно случались стычки с нарушителями трудовой дисциплины. Приходилось вставать на защиту руководителей, так как и не у всех из них было достаточно опыта руководящей работы в отдалении от центра. Поэтому меня почти сразу же несмотря на молодой возраст назначили бригадиром.
Мы сразу поняли, что жаловаться вышестоящему начальству здесь не получится, и постепенно научились разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. В качестве основного метода борьбы с отлынивающими от работы, я использовал прием Антона Макаренко, вовлекая нарушителей в трудовой процесс и организуя им при достижении ими результатов различных поощрений.
Ранее вы упоминали, что БАМ, Бурятия и Александр Пушкин стали для вас судьбоносными. Почему?
Я родился в Ленинграде, городе на Неве. В бурятском городке Новоселенгинск познакомился со своей будущей супругой Верой Ивановной. Любопытно, что именно туда знаменитый прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал был сослан в 1727 году.
Потом в Улан-Удэ работал директором Дома культуры, расположенном на улице Пушкина.
В 1990-м году вместе с женой Верой, сыном Андреем и дочерью Наташей вернулся сначала на родину бабушки-блокадницы в г. Пушкин. А затем в 1991-м в Белоруссию, в Полоцк, куда много лет назад родители-инженеры приехали из Ленинграда строить Нефтеград на Двине – город Новополоцк.
Как вы думаете, на какой улице мы поселились? (Смеется).
Конечно же, на улице Пушкина…
Разумеется.
Чем жила молодежь БАМа в то время?
Увлечений было множество, в том числе и спорт. Я тогда активно занимался боксом. В 1987-м году стал бронзовым призером в соревнованиях республиканского уровня «Байкал-87».
Но основным увлечением большинства было совершенствование в профессии. Кто-то потом пошел по железнодорожным стопам, кто-то стал строителем, кто-то выбрал инженерию.
Сбылись ли мечты строителей БАМа?
На свете нет ни одного человека, который бы не мечтал. Я не исключение. Меня всегда тянуло к общественному признанию и грандиозным проектам. БАМ закалил мой характер, что потом в смутные 90-е, когда занимался частным бизнесом, позволило мне устоять и просто остаться в живых.
Многие товарищи по БАМу в последующем отмечали, что БАМ был для них настоящим экзаменом на прочность.
В начале 90-х, видя, какая разруха и нищета творится вокруг, преуспевая в делах, я стал заниматься благотворительностью. Однажды в 1993-м увидев, как старики при выдаче бесплатных обедов плачут от обиды и стыда в одной из ленинградских столовых, организовал свой региональный фонд социальной защиты инвалидов и престарелых.
Сбылись ли мечты? Конечно, не у всех. Но то, что мы тогда сделали для инфраструктуры страны, для потомков, точно не напрасно.
В последнее время в России набирает обороты один забытый проект, о котором мы с товарищами грезили в 80-х. Я говорю сейчас о реанимированном проекте забытой «стройки 501» - Северном широтном ходе.
Этот современный арктический проект железнодорожного коридора протяженностью более 700 километров должен соединить Северные города в единую систему и открыть выход к Северному морскому пути. Что позволит доставлять грузы в любую точку мира на запад и восток.
Несмотря на свои шестьдесят, я еще мечтаю поучаствовать и в этой стройке, и может статься, что мечта осуществится. По работе как раз и приходится путешествовать по Матушке-России и участвовать в модернизации железнодорожных депо.
Основным достижением БАМа считаю дружбу ее участников. Молодые ребята разных национальностей, пройдя БАМ, сохранили эту дружбу несмотря на границы и разногласия политиков. 3 года назад находясь в служебной командировке в Чите, случайно встретил товарища, который работал на соседнем участке БАМа примерно в это же время. Проговорили несколько часов, вспоминая, какая крепкая дружба без границ была у жителей республик.
Что бы вы хотели пожелать первопроходцам БАМа в этот 45-летний юбилей?
Конечно же здоровья. С упорством и энергией у наших ребят все в порядке.
Уверен, что опора на славные трудовые традиции поможет будущим поколениям молодежи справиться с новыми масштабными задачами!
********
В связи с юбилеем БАМа, члены клуба Авангард поздравили Сергея Мамякова и вручили ему символический сувенир.
Александр Лукашок
Комментарии
Комментариев пока нет