Белоруссия: Власти идут на новые уступки нацикам

« Назад

Белоруссия: Власти идут на новые уступки нацикам 22.07.2019 15:44

В Белоруссии никто, как на Украине, не рушит памятники и не занимается вандализмом, проводя демонстративную декоммунизацию и дерусификацию. Все-таки, порядка в стране больше, и такое никому не позволено. Но это не значит, что в стране нет националистов, ставящих перед собой те же цели и все чаще их добивающихся.

Просто они делают это другими методами – поднимают шумиху в подконтрольных СМИ, будоражат соцсети и, главное, массированно забрасывают письмами и петициями все госорганы, от которых зависит то или иное решение, изображая озабоченную или возмущенную общественность.

Таким хитрым способом небольшая, но сплоченная и шумная националистическая тусовка уже добилась отмены строительства Софийского собора и установки памятника княгине Ольге в Витебске, заставила местные власти сбить стихотворение «Клеветникам России» с памятника Пушкину (кстати, подарок российского благотворительного фонда) в Могилеве и вынудила чиновников не устанавливать памятный знак в честь Петра I в Горках.

После скандала в Горках не прошло и месяца, но крикливая националистическая компания вновь готовится праздновать победу – в западнобелорусском городе Слоним русскоязычный мурал на стене одного из домов заменят на белорусскоязычный. Эпизод, казалось бы, незначительный, но показательный и при этом наделавший много шума в белорусских СМИ.

Мурал был нарисован ко Дню белорусской письменности (только не спрашивайте меня, что это такое и чем она отличается от письменности русской, но праздник такой имеется). Изображен там был ранее существовавший в городе театр Михаила Огинского, что и подтверждала надпись на языке, на котором говорит и пишет подавляющее большинство горожан.

Как говорится, был бы повод. Этого оказалось достаточно для раздувания очередной антирусской истерии. Сайт «Наша Нива», главный рупор националистов, разместил письмо некоего читателя Дениса со словами: «Почему граффити ко Дню белорусской письменности делают по-русски?! Процветающая страна абсурда».

И понеслось! Дальше все по схеме – петиции, обращения, соцсети… В результате власти в очередной раз пошли навстречу дерусификаторам и согласились переделать граффити. «Мы решили прислушаться к людям — читали отзывы в социальных сетях, мониторили», — пояснила такое решение заместитель начальника управления идеологии Слонимского райисполкома Наталья Гончарук.

photo_2019-07-19_00-59-56

Может быть чиновница не понимала, что большинство горожан не имеет привычки высматривать, какой дом на каком языке разрисовывают и жаловаться во все инстанции, а такое поведение – удел немногих, мотивированных именно на разжигание конфликта на языковой почве? Но не слишком ли много таких «непонятливых»?

Что касается самого Михаила Казимира Огинского, дяди знаменитого композитора Михаила Клеофаста Огинского, то сомнительно, что он когда-либо писал и говорил на белорусском языке. Он был современником Екатерины II, а в те времена ни языка с таким названием, ни, тем более его письменности со своими алфавитом и орфографией и алфавитом попросту не существовало.

Огинский был «веры польской, но роду русского», представителем старшей ветви княжеского рода Огинских, ополяченной и окатоличенной к тому времени ветви великой русской династии Рюриковичей.

Разумеется, будучи видным государственным деятелем Речи Посполитой в драматическое время ее разделов, он часто выступал против России и даже воевал против русской армии. Однако, когда польское государство окончательно перестало существовать, Огинский присягнул Екатерине и умер, уже будучи подданным Российской Империи.

Уже сама родословная князей Огинских, Рюриковичей, волей судьбы оказавшихся в Польском государстве – повод задуматься об общем прошлом белорусов и русских, о единой Руси, управлявшейся единой династией. И потому русский язык на этом мурале, расположенном в русскоязычном городе, более, чем уместен.

Был бы уместен и польский, на котором говорил Михаил Казимир, но вряд ли многие в Слониме его оценят. Что касается белорусского – как один из государственных языков, он также имеет право там присутствовать.

Сейчас ряд русских и пророссийских организаций и активистов тоже пишут обращения в Слонимский исполком с просьбой не поддаваться на давление националистов и сделать двуязычную, русско-белорусскую надпись. Это было бы знаком уважения и к русскоязычному большинству и к белорусскоязычному меньшинству, и правильным ответом на попытки националистов расколоть общество.

Прислушаются ли к их голосу чиновники? Опыт последних лет заставляет в этом усомниться.

Артём Агафонов, politnavigator.net


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
23.04.25

Одним из широко распространенных предрассудков западной политологии является противопоставление идеологии и демократии, утверждение, что демократическому обществу присущи плюрализм, деидеологизация. Видные западные социологи и политологи квалифицируют идеологию как ложное сознание и совокупность манипуляций. Так, итальянский социолог В. Парето отождествляет идеологию с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями и видит в идеологии всего лишь маскировку действий.

18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru