Белорусская автокефалия – мифы и реальность

« Назад

Белорусская автокефалия – мифы и реальность 28.02.2019 19:50

Религиозный вопрос в наши дни приобретает важную составляющую в политике. Мне довелось еще в сентябре писать об украинских автокефалистах, связанных с Вашингтоном (и в частности, уже тогда указать на митрополита Винницкого Симеона, на которого действительно потом делал ставку президент Петр Порошенко). Важно, что подобная деятельность вслед за Украиной может быть распространена и на Белоруссию.

Основанием для этого является то, что в состав Киевской митрополии Константинопольского патриархата 1620 – 1686 годов, передачу которую Московскому патриархату сейчас в Фанаре (исторический район в Стамбуле, где находится резиденция Константинопольского патриарха) объявили отмененной, входили и земли современной Белоруссии. Могилевская и Полоцкая епархии Киевской митрополии включали в себя в XVII веке все восточные регионы этого государства, практически большую его часть.

Неудивительно, что после подписания 5 января томоса об автокефалии для Украины в Фанаре заговорили о возможности провозглашения церковного суверенитета (под эгидой Константинопольского патриархата) и для Белоруссии. «Схема получения автокефалии для церкви Беларуси должна быть такой же, какой она была для Украины – должно быть обращение народа, правительства и пастырей. В противном случае, это будет создание какой-то религиозной войны, переворота в стране или церкви», – заявил 11 января в интервью Украинской редакции Би-Би-Си экзарх Константинопольского патриархата на Украине, митрополит Памфилийский Даниил (Зелинский), возглавляющий Украинскую православную церковь в США (в юрисдикции Константинопольского патриархата).

Еще ранее, 2 ноября 2018 года, опять-таки в интервью Украинской редакции Би-Би-Си архиепископ Телмисский Константинопольского патриархата Иов (Геча) так ответил на вопрос о статусе территории Белоруссии в связи с пересмотром решения 1686 года: «Это хороший вопрос. Понимаете – почему в украинском вопросе была важной координация между церковью и государством? Без желания государства иметь автокефальную церковь в Украине Вселенский патриархат не мог бы действовать… На данный момент не было обращения к Вселенскому патриархату ни от белорусского государства, ни от Белорусской церкви, поэтому этот вопрос не рассматривается. Но если они обратятся, то, конечно, есть возможность, что этот вопрос будет рассматриваться так же».

2018-08-16 - AV002-02  

В общем-то, как отмечают украинские богословы, просьбы об автокефалии местных православных церквей к Фанару действительно исходили в XIX веке от глав новых государств – королей Греции (1850 год) и Сербии (1879 год), но в ХХ веке эта тенденция сошла на нет, и пример Украины (где инициатива исходила от президента страны) словно реставрирует этот достаточно архаичный порядок.

В целом, в украинских СМИ обсуждение якобы грядущей автокефалии в Белорусской православной церкви приобрело сейчас активный и несколько нездоровый характер, когда желаемое выдается за действительное. Казалось бы, оснований для таких настроений нет, ведь президент Александр Лукашенко несколько раз неодобрительно высказывался по поводу того, что происходит в церковной сфере на Украине.

«К сожалению, наша Церковь очень часто в истории становилась заложницей межгосударственных отношений. Порой наших неправильных поступков. Вы должны знать нашу непоколебимую государственную позицию, что раскол – это всегда плохо. И это плохие последствия. Последствия опаснее всего. Поэтому мы очень болезненно относимся к тому, что происходит сегодня в православии», – заявил 15 октября 2018 года Лукашенко, принимая в своей резиденции патриарха Московского и всея Руси Кирилла. А 10 января на совещании о социально-экономическом развитии страны в 2019 году и подходах к дальнейшему развитию интеграционных направлений высказался так: «Слишком много сегодня (я анализирую ситуацию в нашем обществе, да и у россиян) идет разговоров об объединении двух государств. Много сейчас появилось вопросов в связи с церковью в Украине об автокефалии нашей церкви в Беларуси. Я называю эти вопросы очень глупыми, притянутыми за уши для обсуждения в нашем обществе».

Но разве официальные заявления первых лиц нашего государства о необходимости углубления интеграции с Белоруссией в рамках Союзного государства – это «глупость, притянутая за уши»? А ведь про автокефалию Лукашенко упомянул в связке с этим.

000374_434985

Очень многозначительным было выступление Лукашенко 7 января в храме Всех Святых (огромный новый храмовый комплекс в Минске, настоятель которого является фаворитом президента в церковной среде): «Времена были непростые, но мы воздвигли этот храм. Он ровесник нашей независимой, суверенной Беларуси. Пусть он будет всегда символизировать наш суверенитет. И всем, кто плохо смотрит на нас, будет однозначно говорить о том, что под плеткой мы больше никогда ходить не будем». Опять-таки церковная тематика прямо привязывается им к независимости государства (от кого? и кого в те же дни Лукашенко обвинял в желании «сломать об колено» Белоруссию?).

Увы, судьба Белорусской церкви действительно «очень часто в истории становилась заложницей межгосударственных отношений». Стоило Лукашенко поругаться с Кремлем по поводу цен на нефть и газ или кредитов, как в ход шли в том числе религиозные рычаги. Пример – в 2010 году, когда Белоруссия сама установила для себя цены на подаваемый «Газпромом» газ, российская компания предупредила, что с 21 июня 2010 года прекратит поставки. 22 июня 2010 года белорусский президент демонстративно приказал перекрыть экспорт российского газа в Европу, идущий через Белоруссию.

А затем случилось вот что: «2 октября 2010 года Лукашенко прилетел на личном самолете в Стамбул. Ранее президент в ходе официальных визитов посещал столицу этой страны Анкару. Но именно в бывшей византийской столице находится резиденция Константинопольского патриарха Варфоломея, которого Лукашенко, как сообщила его пресс-служба, посетил и «подробно проинформировал, как в нашей стране складываются отношения между властью и Православной церковью». В тот же день сразу несколько греческих телеканалов сообщили, что речь на встрече шла о возможной автокефалии Белорусской православной церкви… Интересно, что когда 4 октября 2010 года эксперт Академии управления при президенте Республики Беларусь Сергей Шиптенко сообщил белорусскому сайту «Империя», что «не исключено, что вопрос автокефалии Белорусской церкви обсуждался», то всего через два дня был уволен, что, наверное, подтверждает правоту слухов о содержании беседы Лукашенко и патриарха».

Возможно, именно поэтому сейчас Фанар и заявляет, что автокефалия возможна лишь в случае обращения властей Белоруссии. Действительно, если на Украине неканонические православные церкви суммарно имели лишь вдвое меньше приходов, чем Украинская православная церковь Московского патриархата (соответственно, примерно 6 и 12 тысяч), то неканоническая Белорусская автокефальная православная церковь (БАПЦ) в Белоруссии абсолютно маргинальна, имея на территории республики лишь несколько клириков (зато ее кафедральный собор – в Нью-Йорке). Лидер БАПЦ является членом Белорусского народного фронта (БНФ), в офисе этой оппозиционной националистической партии и проводятся богослужения БАПЦ, как это было, например, 7 января.

Отсюда и усиленные реверансы Фанара, как и Запада, в сторону Лукашенко – мол, его готовы принять с распростертыми объятиями… А не то поддержим ваших националистов.

Владимир Лактюшин — специально для VERUM.TODAY


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru