В 1882 году Русскому воздухоплавательному обществу был представлен проект дирижабля «РОССИЯ» — на тот момент наиболее законченный и проработанный в русской истории воздухоплавания. Автор проекта – капитан Костович – предлагал соорудить аэростат сигарообразной формы и снабдить его машущими крыльями. По отзывам современников «…корабль имеет вид птицы, размеры хвоста и крыльев которой находятся к её корпусу в том же соотношении, что и у орла.»
В течение следующих нескольких лет чертежи дирижабля неоднократно перерабатывались и в итоговом варианте Костович отбросил крылья и разработал проект жёсткого дирижабля объемом в пять тысяч кубических метров. Первый дирижабль России должен был приводиться в движение гребным винтом, вращаемым двигателем внутреннего сгорания.
В окончательном варианте основой аэростата служил жесткий цилиндрический каркас с коническими законцовками. Каркас обтягивался шелковой материей, пропитанной для уменьшения газопроницаемости специальным составом. По центральной оси корпуса к корме проходил главный вал — горизонтальная балка, в кормовой части которой был установлен четырехлопастный воздушный винт. Спереди к балке крепился руль направления.
Сквозь середину корпуса проходила вертикальная шахта-труба, в нижнюю часть которой помещался экипаж и пассажиры. Здесь же располагалось и машинное отделение.
От верхнего и нижнего концов шахты к горизонтальной круговой ферме шли расчалки, подобно тому как идут от втулки к ободу спицы велосипедного колеса (такое сравнение давал и сам Костович). Ферма, шахта и расчалки придавали всей конструкции необходимые жесткость, прочность и легкость.
Проект на десятилетие опережал своё время и стал уникальным по целому ряду показателей.
Во-первых, жёсткая оболочка аэростата. Костович создал и запатентовал новый для того времени материал — «арборит», из которого построил весь каркас, многие части дирижабля и самую крупную его деталь — передаточный вал к винту дирижабля, представлявший собой трубу диаметром 0,2 м и длиной около 30 м. Это была фанера в современном понимании, то есть, склеенный в несколько слоев шпон с перекрещивающимися направлениями волокон.
Во-вторых, история воздухоплавания до той поры знала лишь паровые машины. Для своего дирижабля Костович спроектировал удивительно легкий для того времени восьми-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания с циклом Отто и применением жидкого легкого топлива (бензина). При мощности 80 л.с. его масса составляла лишь 240 кг. Для сравнения: немецкий LZ-1, при мощности моторов всего в 14 лошадиных сил, имел моторы весом в 420 килограмм!
Соответственно, подобные ноу-хау требовали немало вложений и времени и во многом предопределили судьбу проекта
Впервые рисунок и чертежи дирижабля были опубликованы в журнале «Воздухоплаватель». Одобрив проект, Русское общество воздухоплавателей обратилось с воззванием оказать материальную поддержку изобретателю. Первым под этим документов подписался адмирал Н.М.Соковнин. При поддержке Д.И.Менделеева и М.А.Рыкачева организовали «Товарищество по постройке воздухоплавательного корабля «РОССИЯ», собрали паевые взносы в сумме 200 тыс. руб. и вскоре выхлопотали финансирование от Военного министерства в размере 35 тыс. руб.
8 августа 1882 года на Охтинской судоверфи Петербурга началась постройка дирижабля «РОССИЯ». Костович решительно отказался от предложений выполнять эту работу за границей и объявил в печати, что воздушный корабль будет строиться руками только русских рабочих. К осени 1888 году многие части дирижабля «РОССИЯ» были готовы. На верфи, где строился первый дирижабль, можно было видеть готовую каюту для пассажиров, решетчатые оконечности корпуса, детали рулевого управления, главный вал с шарнирами Гука, лопасти воздушного винта и сотни других частей и деталей.
Дело осложнялось еще тем, что Костовичу приходилось самостоятельно конструировать почти все устройства дирижабля, механизмы и приборы, многие из которых создавались впервые. Заказанные в Германии детали, например коленчатый вал, цилиндры, запально-клапанные коробки, фрикционный шкив, приходилось дорабатывать в собственной мастерской, приводя их «в надлежащую точность».
Самой большой проблемой, от решения которой зависел успех всего предприятия, был двигатель. Через два года его изготовили и успешно испытали. Двигатель развил максимальную мощность 80 л.с. при частоте вращения коленвала 400 об/мин (сравнимо с современным двигателем автомобиля «Москвич-2141», правда, существенно большей массы).
В 1889 году практически все детали аэростата были изготовлены. Уже в тот момент стройка выбивалась из сроков — буря неожиданно разрушила сборочный сарай, закончилась правительственная субсидия и Костович продолжал работы за свой счёт и счёт своих друзей. Для сборки требовалось еще 55 тыс. руб., поэтому Костович вновь обратился к военному министру Паукеру. Конструктору под благовидными предлогами отказали в дальнейшем финансировании работ.
Затем арендаторы потребовали освободить ангар, а вслед за ними кредиторы и акционеры стали настаивать на возврате вложенных паев. Тщетно пытаясь вернуть долги, Костович предлагает Военно-инженерному ведомству выкупить у него дирижабль со всеми правами. В 1890 году комиссия Главного инженерного управления сочла связанные с этим расходы в размере 410 тыс. руб. несвоевременными и высказалась против, мотивируя свой отказ тем, что «…гигантский управляемый аэростат … представляет собой весьма гадательное военное значение». Кроме того, комиссией было отмечено: «…что касается…предложения…купить право пользования изобретением г. Костовича, то комиссия…признала, что…продаваемое право уже принадлежит Военному министерству на основании…контракта, заключенного 25 июля 1886 года г. Костовичем с Главным инженерным управлением».
Первый дирижабль так и не был собран. К сожалению во все времена чиновничьи препоны были самыми мощными препятствиями на пути любого изобретателя и не только в России. Костович перевез все части аэростата на территорию своего небольшого завода в слободе Малое Рыбацкое под Петербургом.
Огнеслав Стефанович Костович занимался разработкой различных аппаратов, но остался в истории как автор изобретения материала, который сейчас мы называем фанерой.
Расчетные ЛТХ:
Название: Дирижабль «РОССИЯ»
Длина, м: 60
Объем, м3: 5000
Макс. диаметр, м: 12
Двигатель: 1 х ПД разработки Костовича
-мощность, кВт/л.с.: 1 x 80
Полезная нагрузка, кг: 3400
Макс. кол-во пассажиров: 18
Так мог бы выглядеть дирижабль «РОССИЯ».
Чертёж дирижабля «РОССИЯ».
Чертёж дирижабля «РОССИЯ».
Шахта-каюта дирижабля «РОССИЯ». Рисунок.
Двигатель Костовича в музее ВВС Монино.
О.С.Костович у своего двигателя.
Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.).
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.А.Давыдов. Двигатель внутреннего сгорания О.С.Костовича. Памятники науки и техники.
Г.Т.Черненко. Жизнь и необыкновенные изобретения капитана Костовича.
Сайт «Ретроплан» (retroplan.ru).
Архив ЦГАКФФД.
Комментарии
Комментариев пока нет