Дирижабль «РОССИЯ»

« Назад

Дирижабль «РОССИЯ» 21.08.2019 10:31

В 1882 году Русскому воздухоплавательному обществу был представлен проект дирижабля «РОССИЯ» — на тот момент наиболее законченный и проработанный в русской истории воздухоплавания. Автор проекта – капитан Костович – предлагал соорудить аэростат сигарообразной формы и снабдить его машущими крыльями. По отзывам современников «…корабль имеет вид птицы, размеры хвоста и крыльев которой находятся к её корпусу в том же соотношении, что и у орла.» 

В течение следующих нескольких лет чертежи дирижабля неоднократно перерабатывались и в итоговом варианте Костович отбросил крылья и разработал проект жёсткого дирижабля объемом в пять тысяч кубических метров. Первый дирижабль России должен был приводиться в движение гребным винтом, вращаемым двигателем внутреннего сгорания.

В окончательном варианте основой аэростата служил жесткий цилиндрический каркас с коническими законцовками. Каркас обтягивался шелковой материей, пропитанной для уменьшения газопроницаемости специальным составом. По центральной оси корпуса к корме проходил главный вал — горизонтальная балка, в кормовой части которой был установлен четырехлопастный воздушный винт. Спереди к балке крепился руль направления.

Сквозь середину корпуса проходила вертикальная шахта-труба, в нижнюю часть которой помещался экипаж и пассажиры. Здесь же располагалось и машинное отделение.

От верхнего и нижнего концов шахты к горизонтальной круговой ферме шли расчалки, подобно тому как идут от втулки к ободу спицы велосипедного колеса (такое сравнение давал и сам Костович). Ферма, шахта и расчалки придавали всей конструкции необходимые жесткость, прочность и легкость.

Проект на десятилетие опережал своё время и стал уникальным по целому ряду показателей.

Во-первых, жёсткая оболочка аэростата. Костович создал и запатентовал новый для того времени материал — «арборит», из которого построил весь каркас, многие части дирижабля и самую крупную его деталь — передаточный вал к винту дирижабля, представлявший собой трубу диаметром 0,2 м и длиной около 30 м. Это была фанера в современном понимании, то есть, склеенный в несколько слоев шпон с перекрещивающимися направлениями волокон.

Во-вторых, история воздухоплавания до той поры знала лишь паровые машины. Для своего дирижабля Костович спроектировал удивительно легкий для того времени восьми-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания с циклом Отто и применением жидкого легкого топлива (бензина). При мощности 80 л.с. его масса составляла лишь 240 кг. Для сравнения: немецкий LZ-1, при мощности моторов всего в 14 лошадиных сил, имел моторы весом в 420 килограмм!

Соответственно, подобные ноу-хау требовали немало вложений и времени и во многом предопределили судьбу проекта

Впервые рисунок и чертежи дирижабля были опубликованы в журнале «Воздухоплаватель». Одобрив проект, Русское общество воздухоплавателей обратилось с воззванием оказать материальную поддержку изобретателю. Первым под этим документов подписался адмирал Н.М.Соковнин. При поддержке Д.И.Менделеева и М.А.Рыкачева организовали «Товарищество по постройке воздухоплавательного корабля «РОССИЯ», собрали паевые взносы в сумме 200 тыс. руб. и вскоре выхлопотали финансирование от Военного министерства в размере 35 тыс. руб.

8 августа 1882 года на Охтинской судоверфи Петербурга началась постройка дирижабля «РОССИЯ». Костович решительно отказался от предложений выполнять эту работу за границей и объявил в печати, что воздушный корабль будет строиться руками только русских рабочих. К осени 1888 году многие части дирижабля «РОССИЯ» были готовы. На верфи, где строился первый дирижабль, можно было видеть готовую каюту для пассажиров, решетчатые оконечности корпуса, детали рулевого управления, главный вал с шарнирами Гука, лопасти воздушного винта и сотни других частей и деталей.

Дело осложнялось еще тем, что Костовичу приходилось самостоятельно конструировать почти все устройства дирижабля, механизмы и приборы, многие из которых создавались впервые. Заказанные в Германии детали, например коленчатый вал, цилиндры, запально-клапанные коробки, фрикционный шкив, приходилось дорабатывать в собственной мастерской, приводя их «в надлежащую точность».
Самой большой проблемой, от решения которой зависел успех всего предприятия, был двигатель. Через два года его изготовили и успешно испытали. Двигатель развил максимальную мощность 80 л.с. при частоте вращения коленвала 400 об/мин (сравнимо с современным двигателем автомобиля «Москвич-2141», правда, существенно большей массы).

В 1889 году практически все детали аэростата были изготовлены. Уже в тот момент стройка выбивалась из сроков — буря неожиданно разрушила сборочный сарай, закончилась правительственная субсидия и Костович продолжал работы за свой счёт и счёт своих друзей. Для сборки требовалось еще 55 тыс. руб., поэтому Костович вновь обратился к военному министру Паукеру. Конструктору под благовидными предлогами отказали в дальнейшем финансировании работ.

Затем арендаторы потребовали освободить ангар, а вслед за ними кредиторы и акционеры стали настаивать на возврате вложенных паев. Тщетно пытаясь вернуть долги, Костович предлагает Военно-инженерному ведомству выкупить у него дирижабль со всеми правами. В 1890 году комиссия Главного инженерного управления сочла связанные с этим расходы в размере 410 тыс. руб. несвоевременными и высказалась против, мотивируя свой отказ тем, что «…гигантский управляемый аэростат … представляет собой весьма гадательное военное значение». Кроме того, комиссией было отмечено: «…что касается…предложения…купить право пользования изобретением г. Костовича, то комиссия…признала, что…продаваемое право уже принадлежит Военному министерству на основании…контракта, заключенного 25 июля 1886 года г. Костовичем с Главным инженерным управлением».

Первый дирижабль так и не был собран. К сожалению во все времена чиновничьи препоны были самыми мощными препятствиями на пути любого изобретателя и не только в России. Костович перевез все части аэростата на территорию своего небольшого завода в слободе Малое Рыбацкое под Петербургом.

Огнеслав Стефанович Костович занимался разработкой различных аппаратов, но остался в истории как автор изобретения материала, который сейчас мы называем фанерой.

Расчетные ЛТХ:

Название: Дирижабль «РОССИЯ»
Длина, м: 60
Объем, м3: 5000
Макс. диаметр, м: 12
Двигатель: 1 х ПД разработки Костовича
-мощность, кВт/л.с.: 1 x 80
Полезная нагрузка, кг: 3400
Макс. кол-во пассажиров: 18

Огнеслав Костович
Огнеслав Костович.

дирижабль
Так мог бы выглядеть дирижабль «РОССИЯ».

3.CHertyozh-dirizhablya-ROSSIYA1-600x600

Чертёж дирижабля «РОССИЯ».
2.CHertyozh-dirizhablya-ROSSIYA1-600x600
Чертёж дирижабля «РОССИЯ».

4.SHahta-kayuta-dirizhablya-ROSSIYA.-Risunok.1-343x600
Шахта-каюта дирижабля «РОССИЯ». Рисунок.

Двигатель Костовича
Двигатель Костовича.

6.Dvigatel-Kostovicha-v-muzee-VVS-Monino.1-600x600
Двигатель Костовича в музее ВВС Монино.

7.O.S.Kostovich-u-svoego-dvigatelya.1-600x465
О.С.Костович у своего двигателя.


Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.).
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.А.Давыдов. Двигатель внутреннего сгорания О.С.Костовича. Памятники науки и техники.
Г.Т.Черненко. Жизнь и необыкновенные изобретения капитана Костовича.
Сайт «Ретроплан» (retroplan.ru).
Архив ЦГАКФФД.

авиару.рф


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
22.07.24

«Славянский базар» несмотря на все злопыхательства жив, успешно развивается и совершенствуется, являясь культурной площадкой, объединяющей не только народы Белоруссии и России, но и других стран славянского мира, а также и многих других народов, стран и континентов.

22.07.24

Отдел внешней политики МИД КНДР 30 июня 2024 года опубликовал официальное сообщение под названием «Будем и дальше прилагать значительные усилия в целях сдерживания актов, нарушающих мир и стабильность на Корейском полуострове и планете». 

22.07.24

26 июня 2024 года Кобринский районный совет депутатов принял решение о переименования в городе Кобрине «улицу Калиновского» в «улицу Петра Машерова». Надеемся, что местные советы и других городов республики поддержат патриотический почин кобринских депутатов, и имя польского шляхтича-террориста навсегда будет стёрто с карты Республики Беларусь.

16.07.24

Беларусь стала полноправным десятым по счету членом ШОС. Соответствующее решение было подписано на заседании Совета глав государств-членов ШОС 4 июля 2024 года в Астане. Астанинский саммит ШОС считают «саммитом друзей Путина» и «триумфом Си».

09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru