К 200-летию со дня рождения великого писателя в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля в Москве открылась выставка «Фёдор Достоевский. Сильные впечатления». Её экспозиция — одно из ключевых событий празднования юбилея писателя и столетия музея.
Экспозиция располагается на двух этажах доходного дома Любощинских — Вернадских и состоит из 15 тематических блоков. В каждом из них представлены биографические, историко-культурные и художественные материалы — документы, рукописи, издания, графика и живопись, мемориальные предметы, относящиеся к разным периодам жизни писателя. Это и канделябр, и книжный шкаф из квартиры Достоевских в Москве, и письменный стол из последней квартиры Достоевского в Петербурге; газета, которую он читал за день до смерти, прижизненные издания произведений писателя, подготовительные материалы к романам «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»...
Всё на выставке построено на эмоциях, красках, звуках, диалогах, чудесах аутентичности, что рождает сильные живые впечатления. Выстроена она, прежде всего, на впечатлениях самого Достоевского. Родная Москва, Кремль, Петербургская застава, через которую 16-летний Фёдор с семьёй въехал в Северную столицу. И вдруг мирные реалии отсекают острожные ворота. Посередине зала — угловатая серая арка. И за ней уже пейзажи Сибири: периметр омского острога, улицы Семипалатинска и Кузнецка, где ходил осуждённый автор «Бедных людей» — вот такой, как на фото, сделанном незадолго до отъезда из Семипалатинска, — скуластый, нервно глядящий в объектив. Будущий автор «Записок из Мёртвого дома».
«За эти годы я сложил в себе символ веры, этот символ очень прост: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа», — цитировал на открытии выставки письмо Достоевского митрополит Волоколамский Иларион.
А в зале «Вера» его слова подкрепляли молельная икона Фёдора Михайловича Богородица —«Всех Скорбящих Радость», том «Сто четыре Священные истории, выбранные из Ветхого и Нового Завета...». Тот самый, по которому Достоевский учился читать, описанный в «Братьях Карамазовых».
В каждом из 15 залов выставки будто прочитываешь жизнь Достоевского. Зал «Революция»: лица Нечаева, Спешнева, Петрашевского оказываются схожими с обликом персонажей иллюстраций Сарры Шор к роману «Бесы». В зале «Семья» — сообщение теще Анне Николаевне о рождении внука Фёдора. Достоевский в записке (впервые обнародованной) непривычно тщательно для себя выводит крупные буквы…
В зале «Женщины и жертвенность» демонстрируют фильм «Многоголосие», в котором современные петербурженки говорят о женщинах Достоевского. С ними Фёдор Михайлович то полемизирует, то соглашается: на стенах — цитаты из Достоевского и его героев о женщинах, встреченных им в жизни. Так, можно узнать, почему образ Татьяны Лариной писатель называл «апофеозом русской женщины».
Между тем, если бы не Анна Григорьевна Достоевская, ни в собрании Литературного музея, ни на выставке, собранной при участии РГБ, РГВИА, ГИМ, не было бы ни рукописей Достоевского, ни стола и книжного шкафа Фёдора Михайловича. Анна Григорьевна начинала собирать архив ещё при жизни мужа (писатель говорил, что у его жены «дар архивариуса»). Недавно усилиями музейщиков вещи писателя были отреставрированы. После выставки они займут место в залах обновленного музея-квартиры писателя, который будет называться «Московский дом Достоевского».
К экспозиции приурочен выход иллюстрированного альбома «Достоевский: Человек и Вечность», подготовленного по крупнейшей в мире коллекции музея, которая представляет жизнь и творчество писателя во всей полноте, а также программа из лекций, экскурсий и тематических мероприятий…
«Чтобы написать роман, надо запастись, прежде всего, одним или несколькими сильными впечатлениями, пережитыми сердцем автора действительно. В этом дело поэта. Из этого впечатления развивается тема, план, стройное целое. Тут дело уже художника, хотя художник и поэт помогают друг другу и в том, и в другом — в обоих случаях», — так писал сам Достоевский, раскрывая секрет своего художественного метода.
На долю Достоевского выпало немало сильных впечатлений — редко кому доводится за такой короткий жизненный срок, всего 59 лет, перенести столько потрясений и испытаний. Его сердце откликалось даже на самые незначительные проявления живой жизни. И потому сам Достоевский стал и остаётся одним из сильных впечатлений человечества.
Комментарии
Комментариев пока нет