Недавно в Минске в Российском центре науки и культуры состоялся круглый стол «Русский мир как идейная основа строительства Союзного государства», в котором приняли участие ведущие белорусские политологи, ученые и общественные деятели.
В канун 20-летнего юбилея подписания Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии вопрос перспектив уникального интеграционного проекта обрел особую актуальность. В условиях попыток переписать историю, насаждения ложных ценностей, расшатывания союзных устоев стратегический союз, основанный на историческом, политическом и экономическом единстве белорусов и россиян, принадлежащих к цивилизации Русского мира, может и должен стать главной платформой для интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. В таком ключе состоялась дискуссия участников круглого стола.
Открыл форум старший научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Белоруссии Алексей Дзермант, обративший внимание коллег на естественность желания молодого белорусского государства найти свое место на мировой арене - это с одной стороны. С другой, белорусская государственность может в полной мере реализоваться только в союзном единстве с Российской Федерацией, с которой Республика Беларусь связана неразрывными национально-культурными и цивилизационными узами. Отметил, что успешное поступательное развитие восточнославянской Белоруссии возможно только в лоне родной для белорусского народа Русской цивилизации. Плачевный пример восточнославянской Украины ясно показывает, что попытка отрыва от материнской Русской цивилизации неизбежно ведет к катастрофе. В то же время подчеркнул, что, несмотря на то, что на Украине уже более четверти века у власти находятся недружественные для Российской Федерации силы, Киев остается и всегда будет для России и для Белоруссии «матерью городов русских» и колыбелью русской государственности.
Алексей Дзермант заметил, что в современном мире нет нужды в полном слиянии субъектов политики. Однако существует жизненно важная необходимость в широкой экономической интеграции с целью распределения и закрепления сегментов регионального рынка за каждым из участников союза во избежание конкуренции со стратегическими партнерами и, напротив, – более эффективного конкурирования с экономическими соперниками. Ученый полагает, что распределение ролей в белорусско-российском союзе возможно по географическому принципу. Так, если Российская Федерация в силу исторически сложившейся традиции тяготеет к поступательному движению в восточном направлении, то Республика Беларусь могла бы стать своеобразной западной витриной Союзного государства и Евразийского экономического союза в той же мере, как Польша претендует на роль форпоста Европейского союза. Разумеется, в качестве объединяющего фактора надо рассматривать не только экономический, но и цивилизационный подход.
Доктор философских наук Лев Криштапович заметил, что, начиная с 1991 года, прозападными и примыкающими к ним политическими кругами постоянно муссируется вопрос о некой «европейскости Беларуси», понимая под этим не географический, а культурно-цивилизационный фактор, что в корне противоречит истории, миропониманию и интересам белорусского народа.
Истинная причина насаждения т.н. «европейскости» белорусскому государству кроется в попытке отторгнуть Белую Русь от России и Русского мира, ослабить интеграционные движения на евразийском континенте, полагает ученый.
Профессор провел параллель между Советским и нынешним Союзами, отметив, что в их основе, несмотря на различную идеологическую подоплеку, все же заложена одна цивилизационная платформа – Русского мира, а потому главную угрозу самостоятельности Белоруссии несет именно гипертрофированное выражение белорусской суверенности, ибо данная чрезмерность подрывает исторические корни этого политического субъекта, без которых белорусы утратят способность к самоидентификации.
Лейтмотивом выступления доцента Белорусского государственного университета Вадима Елфимова стал тезис о разобщенности славян как главной причине наших прошлых и нынешних проблем. Политолог обратил внимание на тот факт, что попытки российского государства преодолеть данное положение в рамках собирательной доктрины «Москва – третий Рим» всякий раз сопровождались масштабными военными конфликтами, инициированными противниками российской державности. Так, Первая мировая война во многом была порождена стремлением правящих кругов Австро-Венгерской империи подавить национально-освободительное движение славянских народов, находившихся под ее владычеством, и которые видели в России надежду на свободу.
Созданный в 1922 году СССР, несмотря на свою ярко выраженную идеологическую направленность, зиждился на базе цивилизации Русского мира.
И, наконец, возводимое сегодня здание Еврозийского экономического союза может быть прочным, если его ядро - Союзное государство - будет уверенно стоять на фундаменте Русской цивилизации.
Политолог Николай Сергеев отметил, что у значительной части белорусского общества отсутствует понимание того, что собой представляет Русский мир. При этом противники белорусско-российского Союза преднамеренно искажают это понятие, пытаясь представить Русский мир как некую агрессивную доктрину поглощения Российской Федерацией всех государств постсоветского пространства. Такое фальшивое толкование формирует у белорусских власть имущих искаженную картину мира, а это прямой путь к неверным политическим и государственным решениям. Отсюда излишняя многовекторность во внешней политике и устойчивая отрицательная тенденция к сужению области применения русского языка внутри республики.
В заключительной части круглого стола члены экспертной группы сошлись во мнении, что устранение разногласий среди участников союзного строительства достижимо только через признание единой для обоих государств исторической системы ценностей, уважительного отношения к ней и четкой согласованной интерпретации такого цивилизационного понятия, как Русский мир.
Комментарии
Комментариев пока нет