Хранить духовные истоки. Н. О. Лосский и современность

« Назад

Хранить духовные истоки. Н. О. Лосский и современность 26.01.2020 17:21

24 января – день памяти выдающегося представителя русской классической философии Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965). В нынешнем, 2020 году, с его именем связаны две даты, – 55 лет со дня  кончины и 18 декабря, большой юбилей: 150 лет со дня рождения. 

Поэтому думается, уместно будет привлечение внимания белорусской и российской общественности к образу этого мыслителя, одного из крупнейших русских философов 20-го века, белоруса по происхождению. И дело не только в его философских достижениях, хорошо известных в учёном мире.  Лосским создана оригинальная философская концепция интуитивизма,  написаны  такие важнейшие, имеющие непреходящее значение и для философии,  и для русской культуры в целом, работы как: «Христианское миропонимание Достоевского», «История русской философии» и «Характер русского народа». Важно также и то, что фигура Лосского – одна из тех, которые знаменуют собой подлинные духовные ценности и самим своим существованием свидетельствуют об общей судьбе и нерасторжимом духовном единстве белорусского и русского народов.
            
Н. О. Лосский родился в местечке Креславка, тогдашнего Двинского уезда Витебской губернии, в достаточно типичной для белорусских земель семье. Его отец – православный, белорус, среди предков которого поляки и русские. Мать –  католичка из мелкопоместной шляхты. И неслучайно будущий философ в детские годы ходил на богослужения и в православный храм, и, вместе с матерью, в католический. Наверное, именно благодаря  христианскому воспитанию в семье, Лосский, «переболев» в молодости атеизмом и социализмом, вернулся в лоно Церкви и  развивал религиозную философию.
         
Всё его детство и юность тесно связаны с Придвинским краем, с Витебском, где он учился в гимназии. И уже тогда, в детстве, по воспоминаниям самого Лосского «моя любовь к России, гордость ею, вера в её великие достоинства прочно сложились в моей душе». Эта любовь к России, гордость за неё была обусловлена не «голосом крови», а тем, что Лосский рос в мире русской культуры, с самых ранних лет  впитывал её духовное богатство. Сам он так говорил об этом: «Несмотря на преобладание в нас польской крови, мой отец и все мы, дети, сознавали себя русскими и были глубоко проникнуты русским национальным сознанием». Русское национальное сознание Лосского и проявилось, очевидно, в присущей ему «всемирной отзывчивости», – черте, наличие которой в русском характере отмечал ещё Достоевский. Будучи русским философом, Лосский имел  европейское образование, полученное в лучших  немецких университетах, знал и любил немецкую культуру. После Революции, высланный большевиками из России, много лет преподавал в Чехии, был профессором университета в Братиславе, где воспитал учеников. В последние годы жизни преподавал в США. Эта же отзывчивость, наряду с добротой, терпением, смирением, качествами  также очень свойственными русскому народу, (о чём мыслитель и писал в своём итоговом «заветном» труде «Характер русского народа») и самому Лосскому, вместе с богатейшим и очень нелёгким жизненным опытом, привели его к безусловному отрицанию любых революционных потрясений, к духовному противостоянию, как левому, так и правому, радикализму и экстремизму. А кровавая, бесчеловечная сущность революционного  «освободительного» террора семье Лосского была известна не понаслышке. Даже на закате лет он вспоминал, что его дед-священник «был замучен повстанцами в1863 году, они распяли его на кресте».
       
Свою любовь к России, русское национальное самосознание, Н. О. Лосский сохранил в течение всей своей долгой жизни, большая часть которой прошла на чужбине, в изгнании и скитаниях. И в этом один из главных, и, приходится говорить сегодня, очень актуальных для многих русских людей, духовных заветов его жизни и творчества. Жизнь, судьба и философия Лосского учит также тому, что «Русский мир» – это не этнический и не политический феномен. Русский мир – это цивилизационное явление. Это понятие духовной культуры, а не газетной трескотни, идеологического противостояния и националистических спекуляций. 
       
Надо сказать также, что Н. О. Лосский, его философия (а философия, вообще, по своей природе, есть феномен цивилизационного масштаба, то, что завершает «духовное здание» цивилизации, обращает сознание народа к высшим  ценностям и целям) – один из неугасимых духовных маяков Русского мира, одно из свидетельств интеллектуальной глубины и духовного богатства Русской цивилизации. Поэтому для всех, кто ощущает свою принадлежность к русской культуре, свою живую связь с ней, не безразличным должно быть сохранение благодарной памяти об этом человеке, уроженце белорусской земли, ставшем одним из крупнейших русских философов 20-го века. Сохранение такой памяти особенно важно для Белоруссии сегодня, когда предпринимаются попытки навязать белорусскому народу явно чуждых ему и вообще весьма сомнительных «героев», деятелей, которые могут научить скорее агрессии, разделению и вражде, чем открытости, мудрости и добру.

Сергей  Голубев, доктор философских наук  


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.07.24

Беларусь стала полноправным десятым по счету членом ШОС. Соответствующее решение было подписано на заседании Совета глав государств-членов ШОС 4 июля 2024 года в Астане. Астанинский саммит ШОС считают «саммитом друзей Путина» и «триумфом Си».

09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru