Хранить духовные истоки. Н. О. Лосский и современность

« Назад

Хранить духовные истоки. Н. О. Лосский и современность 26.01.2020 17:21

24 января – день памяти выдающегося представителя русской классической философии Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965). В нынешнем, 2020 году, с его именем связаны две даты, – 55 лет со дня  кончины и 18 декабря, большой юбилей: 150 лет со дня рождения. 

Поэтому думается, уместно будет привлечение внимания белорусской и российской общественности к образу этого мыслителя, одного из крупнейших русских философов 20-го века, белоруса по происхождению. И дело не только в его философских достижениях, хорошо известных в учёном мире.  Лосским создана оригинальная философская концепция интуитивизма,  написаны  такие важнейшие, имеющие непреходящее значение и для философии,  и для русской культуры в целом, работы как: «Христианское миропонимание Достоевского», «История русской философии» и «Характер русского народа». Важно также и то, что фигура Лосского – одна из тех, которые знаменуют собой подлинные духовные ценности и самим своим существованием свидетельствуют об общей судьбе и нерасторжимом духовном единстве белорусского и русского народов.
            
Н. О. Лосский родился в местечке Креславка, тогдашнего Двинского уезда Витебской губернии, в достаточно типичной для белорусских земель семье. Его отец – православный, белорус, среди предков которого поляки и русские. Мать –  католичка из мелкопоместной шляхты. И неслучайно будущий философ в детские годы ходил на богослужения и в православный храм, и, вместе с матерью, в католический. Наверное, именно благодаря  христианскому воспитанию в семье, Лосский, «переболев» в молодости атеизмом и социализмом, вернулся в лоно Церкви и  развивал религиозную философию.
         
Всё его детство и юность тесно связаны с Придвинским краем, с Витебском, где он учился в гимназии. И уже тогда, в детстве, по воспоминаниям самого Лосского «моя любовь к России, гордость ею, вера в её великие достоинства прочно сложились в моей душе». Эта любовь к России, гордость за неё была обусловлена не «голосом крови», а тем, что Лосский рос в мире русской культуры, с самых ранних лет  впитывал её духовное богатство. Сам он так говорил об этом: «Несмотря на преобладание в нас польской крови, мой отец и все мы, дети, сознавали себя русскими и были глубоко проникнуты русским национальным сознанием». Русское национальное сознание Лосского и проявилось, очевидно, в присущей ему «всемирной отзывчивости», – черте, наличие которой в русском характере отмечал ещё Достоевский. Будучи русским философом, Лосский имел  европейское образование, полученное в лучших  немецких университетах, знал и любил немецкую культуру. После Революции, высланный большевиками из России, много лет преподавал в Чехии, был профессором университета в Братиславе, где воспитал учеников. В последние годы жизни преподавал в США. Эта же отзывчивость, наряду с добротой, терпением, смирением, качествами  также очень свойственными русскому народу, (о чём мыслитель и писал в своём итоговом «заветном» труде «Характер русского народа») и самому Лосскому, вместе с богатейшим и очень нелёгким жизненным опытом, привели его к безусловному отрицанию любых революционных потрясений, к духовному противостоянию, как левому, так и правому, радикализму и экстремизму. А кровавая, бесчеловечная сущность революционного  «освободительного» террора семье Лосского была известна не понаслышке. Даже на закате лет он вспоминал, что его дед-священник «был замучен повстанцами в1863 году, они распяли его на кресте».
       
Свою любовь к России, русское национальное самосознание, Н. О. Лосский сохранил в течение всей своей долгой жизни, большая часть которой прошла на чужбине, в изгнании и скитаниях. И в этом один из главных, и, приходится говорить сегодня, очень актуальных для многих русских людей, духовных заветов его жизни и творчества. Жизнь, судьба и философия Лосского учит также тому, что «Русский мир» – это не этнический и не политический феномен. Русский мир – это цивилизационное явление. Это понятие духовной культуры, а не газетной трескотни, идеологического противостояния и националистических спекуляций. 
       
Надо сказать также, что Н. О. Лосский, его философия (а философия, вообще, по своей природе, есть феномен цивилизационного масштаба, то, что завершает «духовное здание» цивилизации, обращает сознание народа к высшим  ценностям и целям) – один из неугасимых духовных маяков Русского мира, одно из свидетельств интеллектуальной глубины и духовного богатства Русской цивилизации. Поэтому для всех, кто ощущает свою принадлежность к русской культуре, свою живую связь с ней, не безразличным должно быть сохранение благодарной памяти об этом человеке, уроженце белорусской земли, ставшем одним из крупнейших русских философов 20-го века. Сохранение такой памяти особенно важно для Белоруссии сегодня, когда предпринимаются попытки навязать белорусскому народу явно чуждых ему и вообще весьма сомнительных «героев», деятелей, которые могут научить скорее агрессии, разделению и вражде, чем открытости, мудрости и добру.

Сергей  Голубев, доктор философских наук  


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
22.11.24

Известный американский социолог и публицист Ричард Хьюберт Бартон  на основе глубокого анализа политико-экономической системы США и американской политологической литературы написал статью «Почему США – не демократия. И почему их нельзя реформировать», где показал, что США это не демократическая, а олигархическая страна.

19.11.24

Славяне, а в особенности восточные, имеют давние земледельческие традиции. Возделываемые поля, колосящиеся хлебные нивы хорошо известны нам еще со времён древнерусских были про богатырей, многочисленных сказок. В этом отношении белорусы сохранили в своём жизненном укладе многое из давних времён, имеющее отношение к земледелию, культу осеннего сбора урожая, уважению к простому труду на полях. Даже нынешний герб Республики Беларусь, являясь продолжением герба Белорусской ССР, содержит хлебные колосья и васильки – неизбежные спутники пшеничных, ржаных и ячменных посевов.

18.11.24

Сейчас США оценивают, насколько реальна возможность организовать прибалтийскую провокацию и при этом избежать ядерной войны. Если в Вашингтоне посчитают, что такая возможность реальна, то можно не сомневаться, Прибалтика незамедлительно взорвётся Второй Ливонской войной. Только Вашингтону и Лондону невдомёк, что это будет не Вторая Ливонская, а Вторая Северная война. В конце концов Эстляндия (ныне север Эстонии), Лифляндия (историческая область на территории современных Латвии и Эстонии) и Курляндия (запад современной Латвии) являются наследием Петра I Великого и, видимо, подходит время для их возврата в родную гавань.

11.11.24

Основная ошибка при анализе политической ситуации на Украине состоит в том, что к ней подходят с точки зрения обыденного сознания, то есть с точки зрения обывателя. Как подчеркивал Чехов, все обыватели мыслят поверхностно и по первому впечатлению. Поверхностная логика мышления в отношении современной Украины такова: раз есть президент, правительство – значит есть самостоятельное украинское государство.

10.11.24

Год назад, 14 ноября 2023 года, в Минске был открыт величественный памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому непобедимому полководцу и мудрому дипломату, символу борьбы за Русь на Балтике. Балтийское море имеет исключительную значимость для цивилизации Русского мира.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru