В канун нынешнего года российское руководство сделало своим белорусским коллегам довольно неожиданное предложение – в скором темпе воплотить пункты Договора о Союзном государстве России и Беларуси и завершить его формирование, что отчасти предполагала так называемая 31 дорожная карта. По сути, речь шла о реанимации процесса союзного строительства, который уже давно утратил свою актуальность, во всяком случае, в глазах президента Белоруссии.
В Минске данный позыв Москвы восприняли не то чтобы с недоверием, но даже агрессивно, усматривая в предложении из России попытку посягнуть на суверенитет белорусского государства. И напрасно. Падение цен на нефть и пандемия коронавируса показали, что как раз положительное решение вопроса гарантировало бы белорусской республике будущее.
В любой критической ситуации обществу свойственно объединяться, ибо совместными усилиями легче выжить. Особенно во время глобальных кризисов, которые, к слову, по мере роста процесса глобализации становятся все более частыми. Напомню, последний раз планетарный финансовый кризис случился всего 12 лет назад, и многие государства не оправились от его последствий до сих пор. То есть не будет преувеличением сказать, что состояние кризиса стало для человечества понятием регулярным.
К тому же, кроме естественных катаклизмов мы сталкиваемся и с инсценированными кризисами. В этом смысле нынешняя ситуация очень показательна. Обращает внимание то, что сразу две мировых державы – Россия и Китай – оказались под ударом. Если китайская экономика стала жертвой коронавируса, по сути сковавшего китайскую промышленность, то на России сказалось и критическое снижение цен на нефть, которому способствовало не только ослабление активности мировой экономики из-за вируса, но и демпинговая политика Саудовской Аравии, которой уже последовали Объединенные Арабские Эмираты, Ирак и Кувейт – по странному стечению обстоятельств все союзники США в энергетической сфере! Мало того, вопреки логике, виновником ситуации Штаты объявили именно Россию. Якобы это Москва спровоцировала снижение цен на нефть, чтобы насолить Вашингтону, и потому американское руководство рассматривает возможность расширения пакета санкций против РФ. А вот в отношении демпингующей Саудовской Аравии США намерены применить дипломатические подходы.
Россия, конечно, выплывет из этого водоворота, хотя и с потерями. А вот судьба белорусского государства под большим вопросом. У нас нет, к примеру, наднациональных антикризисных фондов как в Евросоюзе, который хоть и не лучшим образом среагировал на пандемию, но обладает огромным потенциалом, который может задействовать для устранения возникающих проблем. Во всяком случае, совершенно ясно, что преодолеть экономические последствия пандемии Европейский Союз сможет только совместными усилиями.
Нет сомнений также в возможностях Китая, США и России – мировых экономических лидеров. Но предложение Москвы по интеграции, сделанное столь своевременно, к сожалению, Минском было отвергнуто. Белоруссия дистанцировалась от единственного реального союзника, способного с успехом отражать глобальные вызовы, и отыграть ситуацию теперь будет сложно.
Дело в том, что осуществляемая в России конституционная реформа является своего рода антикризисной мерой и во многом направлена на внутренний качественный рост. Сосредоточившись на решении своих внутринациональных вопросов (а Россия как страна самодостаточная вполне может себе это позволить) Москва заморозила политику патернализма в отношении государств постсоветского пространства. Сделанное недавно Белоруссии предложение было последним действием в рамках старой стратегии, перед тем как обнулить время и начать новый отсчет. Россия поступила так, как должна была поступить, но Минск не верно расценил поведение союзника и упустил свой шанс.
Теперь белорусскому государству придется полагаться только на себя. Надо заметить, это будет не просто, беря во внимание уровень задолженности республики перед иностранными кредиторами, отсутствие страхового капитала, а главное – последствия, вызванного пандемией экономического кризиса, которые начнут проявляться в ближайшие недели и продлятся неизвестно как долго. Правда, остается надежда на интеграцию в рамках Евразийского экономического союза. На этой площадке Минск мог бы «сохранив лицо» поправить кризисное положение. Схема ЕАЭС апробирована Евросоюзом и в отличие от Союзного государства, где союз формируется, прежде всего, на политической основе, с непреодолимыми личностными амбициями, здесь во главу угла ставится экономика.
Но, интуиция подсказывает, что принципиальность, демонстрируемая белорусским руководством, не столько пекущемся об интересах почти десяти миллионов белорусов, сколько идущего на поводу своей гордыни, не позволит Минску признать свои ошибки и выйти на перспективный путь. Впрочем, белорусское государство, как и всякое иное, это всего-навсего институт власти. Каких-то тридцать лет назад белорусы жили в другом государстве, и кто знает, сколько их еще будет на нашем веку. Действительно непреходящая ценность это сам народ, а время все расставит на свои места.
Комментарии
Комментариев пока нет