САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Как соотечественники за рубежом могут сократить дистанцию до российского гражданства

« Назад

Как соотечественники за рубежом могут сократить дистанцию до российского гражданства 18.07.2019 13:49

Поток мигрантов в Россию в прошлом году уменьшился на 4,4 процента по сравнению с 2017 годом. Однако эти показатели говорят не о снижении миграционной привлекательности страны, а о возвращении к штатной ситуации, установившейся до 2014 года. При этом число желающих не просто работать, а навсегда обосноваться в России, неуклонно растёт. Если сравнивать прошлый год с 2013-м, то число иностранцев, получающих российское гражданство, выросло в два раза. Лидеры по числу таких обращений — граждане Донецкой и Луганской народных республик и Украины.

Как соотечественники, живущие за рубежом, могут сократить дистанцию до российского гражданства, и как государство совершенствует механизмы легализации? Об этом рассказала начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова.

- Валентина Львовна, вопрос номер один последних нескольких месяцев — это оформление российского гражданства жителями Донецкой и Луганской народных республик. Расскажите, как проходит этот процесс? Сколько уже людей пожелали воспользоваться этим механизмом?

- Для начала всё же напомню: Президент России Владимир Путин подписал два указа, в которых определены категории лиц, которые имеют право обратиться с заявлениями о приобретении российского гражданства в упрощённом порядке.

Под действие первого указа подпадают люди, которые сейчас проживают на территории Донецкой и Луганской народных республик. Они обращаются с заявлениями к властям республик, но сами документы передаются на рассмотрение в Ростовскую область, где работают наши подразделения. За прошедшее время от граждан ДНР и ЛНР уже принято более 20 тысяч заявлений.

Второй указ касается граждан Украины, которые сейчас проживают в России и имеют различные статусные документы (разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников). Но речь идёт только о тех из них, кто на дату начала внутриполитического кризиса на Украине проживал в Донецкой и Луганской областях (на 7 апреля и 27 апреля 2014 года соответственно). Эти люди могут подать документы в территориальный орган МВД России по месту пребывания или проживания. На сегодняшний день к нам обратилось уже порядка 13 тысяч человек.

Напомню, что указом №187 упрощённый порядок приобретения российского гражданства установлен ещё для нескольких категорий, в том числе для граждан Украины, которые проживают в Крыму, но выехали за его пределы до 18 марта 2014 года, когда полуостров воссоединился с Россией. Кроме того, этот указ касается граждан, которые были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а ещё — граждан Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, а также детей, супругов и родителей перечисленных лиц.

- Готовятся ли подобные упрощения для других соотечественников?

- У нас и в действующем законодательстве установлены различные основания для приобретения российского гражданства в упрощённом порядке. Например, такое право имеют носители русского языка и участники госпрограммы содействия переселению соотечественников в Россию.

И сами упрощённые механизмы для этих категорий совершенствуются. Например, с марта участники госпрограммы могут подать заявления о приёме в гражданство не только по месту жительства, но и по месту пребывания, то есть им уже необязательно иметь постоянную регистрацию для этого.

Если помните, не так давно президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики на 2019 — 2025 годы. Она предусматривает совершенствование процедур приобретения российского гражданства, в том числе студентами и выпускниками учебных заведений, высококвалифицированными специалистами.

- К слову о госпрограмме: на фоне объявленной президентом кампании по либерализации миграционного режима и появившихся новых упрощённых механизмов для натурализации она выглядит более сложной. Останется ли эта программа востребованной, на ваш взгляд?

- Госпрограмма остаётся востребованной среди граждан как постсоветских стран, так и дальнего зарубежья. Потому что, кроме упрощённого порядка оформления правового статуса на территории России, её участникам предоставляется значительный набор преимуществ перед людьми, переезжающими в Россию самостоятельно. Льготы для них установлены и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации, которые принимают соотечественников.

Базовые преференции финансового характера определены в самой программе и федеральном законодательстве. Это в том числе компенсация проезда и провоза багажа, выплата пособия на обустройство, беспошлинный ввоз личного имущества, включая автомобиль, компенсация расходов на уплату госпошлин на оформление правового статуса в России, а также консульского сбора за оформление визы и за приём заявления на временное проживание в России за рубежом. Для участников госпрограммы и членов их семей с первого дня пребывания в России установлена пониженная 13-процентная ставка подоходного налога.

- Как эта программа может измениться в ближайшее время?

- Работа по совершенствованию правовых основ добровольного переселения соотечественников идёт на постоянной основе. В 2018 году президент подписал указ, который расширил условия участия в ней. Например, теперь статус члена семьи участника госпрограммы сохраняется для супругов, которые указаны в свидетельстве участника, даже в случае расторжения брака. Кроме того, соотечественники получили право повторно участвовать в госпрограмме, если до этого они добровольно вышли из неё и возместили государству все затраты.

В перспективе будет увеличен с трёх до пяти лет срок действия свидетельства участника госпрограммы, а также расширен круг лиц, которые считаются членами его семьи. Также планируется ввести дополнительные меры социальной поддержки на жилищное обустройство для тех, кто переезжает в Дальневосточный округ. Все эти изменения заложены в проектах указа президента и постановления Правительства, которые разрабатываются в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации упомянутой мной Концепции миграционной политики.

- Эксперты полагают, что количество участников этой программы всё же снижается…

- В прошлом году по госпрограмме к нам в страну переселилось более ста тысяч человек. То есть всего население страны за 2018 год пополнилось на 268 тысяч новых граждан и из них почти половина (47 процентов) — участники госпрограммы и члены их семей. А замеченное снижение показателей госпрограммы связано с тем, что переселенцы используют новые альтернативные механизмы, позволяющие вступить в гражданство в упрощённом порядке.

- Может, дело ещё и в общем сокращении миграционного потока? По данным Росстата, в 2018 году прирост мигрантов сократился почти на 40 процентов. С чем это связано? В Россию уже приехали все, кто хотел?

- Вообще методология оценки численности мигрантов у Росстата и МВД России отличается. Для расчёта постоянного населения страны Росстат учитывает число прибывающих на более долгосрочный период (на срок девять месяцев и выше), в то время как мы ориентируемся на учёт всех иностранных граждан — и прибывающих, и находящихся здесь.

- Сколько же сейчас в России иностранных граждан?

- По данным нашей ведомственной статистической отчётности, сегодня в стране находится свыше десяти миллионов иностранных граждан. Преимущественно люди приезжают из стран СНГ. Самая большая по численности категория — это трудовые мигранты, которых насчитывается более четырёх миллионов человек. Причём последнее время неуклонно растёт число иностранцев, которые работают здесь легально. Как следствие, снижается уровень нелегальной составляющей.

- По расчётам вашего ведомства миграционный поток как-то меняется?

- Да, мы тоже отмечаем снижение потоков, хотя и незначительное. И их характер и направление существенно не меняются, а миграционные процессы в целом остаются предсказуемыми и контролируемыми. За прошлый год в Россию прибыло 16,8 миллиона иностранных граждан, что на 4,4 процента меньше, чем в 2017 году. Это может быть связано как с пожеланиями самих мигрантов, так и с геополитической обстановкой в странах исхода.

При этом нужно вот на что обратить внимание: учитывая произошедшие события на Украине и в Донбассе, миграционный поток в нашу страну в 2014 году значительно превысил показатели предыдущих лет. Так что можно сказать, что в настоящее время ситуация просто выравнялась.

Вместе с тем количество людей, которые хотят приобрести гражданство Российской Федерации, растёт ежегодно. Если сравнить 2018 год с 2013-м, то число иностранцев, ставших российскими гражданами, возросло в два раза. Всего же за прошедшие пять с половиной лет российское гражданство приобрели почти 1,4 миллиона человек.

Мне хотелось бы отметить, что сейчас мы наблюдаем ежедневный рост числа обращений украинцев, желающих приобрести российское гражданство.

- А сколько граждан Украины сегодня потенциально могут получить российские паспорта?

- Сейчас в России проживает порядка 80 тысяч граждан Украины, имеющих статус беженца либо получивших временное убежище в России. Ещё 150 тысяч переселенцев из этой страны имеют разрешение на временное проживание и 170 тысяч — вид на жительство. Все они являются потенциальными соискателями российского гражданства.

- В заключение вопрос о тех, кто только готовится приехать к нам в Россию. С какими главными трудностями, по вашим наблюдениям, сталкиваются мигранты? Как они могут их избежать?

- Безусловно, существуют проблемы, с которыми сталкиваются все приезжие в любой стране. Обжиться на новом месте и адаптироваться к новым условиям жизни — задача не из лёгких. И здесь многое зависит от действий самого человека. В первую очередь иностранному гражданину нужно заблаговременно определить цель своего пребывания в стране, так как нелегальный статус ставит мигранта вне общества, а все его отношения с принимающей стороной приобретают неравноправный и неправовой характер. Это касается всего комплекса отношений мигрантов с государством пребывания, в том числе и в сфере трудовой деятельности.

При этом для иностранных граждан, которые хотят легально находиться в России, сегодня созданы все условия. Перечень документов, дающих право законного пребывания на территории нашего государства, приемлем и понятен. Сбор необходимых документов не составит большого труда для иностранцев, которые владеют основами русского языка и не имеют общественно опасных заболеваний. В ряде регионов работают многофункциональные миграционные центры, которые позволяют в максимально комфортных условиях получить весь комплекс государственных услуг.

Чтобы избежать проблем, не надо обращаться в различные фирмы, предлагающие помощь в оформлении документов. Многие приезжие могут даже не подозревать, что эти документы фальшивые. А ведь такие услуги стоят немало! Уверяю, поддельность рано или поздно обнаружится.

Без оформления правовых документов иностранные граждане не могут быть в полной мере социализированы и защищены, они будут ущемлены в своих правах. Одновременно хочу подчеркнуть, что государству важно и нужно поддерживать мигрантов, которые не нарушают требования российского законодательства и стремятся к адаптации и интеграции в региональную специфику, потому как законная миграция отражает социально-экономические и демографические потребности нашей страны.

Марина Третьякова, vksrs.com


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru