САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Кто “русифицировал” кресы всходние?

« Назад

Кто “русифицировал” кресы всходние? 25.02.2021 17:38

Свядомыя змагары вот уже больше столетия ноют о “языковой проблеме”, корят белорусский народ в “несьвядомасьцьи”, в том, что “беларусы не размаўляюць на роднай мове”. Между тем сама “языковая проблема” надумана, и её раскручивание направлено лишь на раскол нашего общества, дестабилизацию государства.

Во-первых, русский язык является для белорусов таким же родным языком (как для валлонов – французский или для фламандцев – нидерландский), во-вторых, белорусы не смотрят на языковой вопрос узколобо. Плаксивое выражение “зракацца роднай мовы” в XXI веке веет каким-то духом регресса. Как бы ни был прекрасен провансальский, провансальцы выбрали французский, как бы ни был хорош неаполитанский, жители Неаполя говорят на итальянском. Белорусская речь никак не противопоставляла себя общелитературному русскому языку вплоть до большевистских национальных экспериментов 1920-х годов. Вся мировая наука рассматривала русский литературный язык как язык, состоящий из трёх диалектов, одним из которых был белорусский (наряду с великорусским и малорусским-украинским). И даже после официального “разделения” русского языка на три “отдельных” у белорусов осталось понимание того, что общелитературный русский язык и белорусский выполняют разные функции. Поэтому призывы “размаўляць на роднай мове” подавляющим большинством белорусов не воспринимается в принципе. Да, уважают, да, помнят, что мова есть, но говорить на ней не собираются.

Этот объективный процесс виден не только на примере восточной, советской Беларуси, но и на примере западной, попавшей под власть Польши. Белорусское население, не испытавшее на себе насильственной большевистской “белорусизации”, но встретившее вал полонизации, отдавало предпочтение русской культуре, языку, сохраняло русское самосознание. И всё это вне какой-либо связи с Россией, в условиях жесточайшего ополячивания.

Процитируем в качестве иллюстрации фрагмент из работы Константина Сроковского (1878-1935), известного польского политика и либерального публициста украинского происхождения, уроженца Львовщины.

Константин Сроковский
Константин Сроковский
utYpwQ7hOE4

Монография называется “Национальный вопрос на восточных окраинах” (1924 год, Краков). Картина, мягко говоря, не совпадает с тем, что пишут наши учебники:

“Позитивного национального самосознания у белорусского народа мало. На Полесье меньше, чем в двух других воеводствах (Новогрудском и Виленском). Тем сильнее однако осознание обособленности от других народов, в особенности от поляков. Доминирует до сих пор понятие “русскости” как наиболее широкого национально-культурного коллектива. Русский язык ценится выше, чем белорусский, исходя из утилитарных соображений, потому что на этом языке можно больше прочитать и на большей территории говорить. Польский язык начинает набирать ценность, но всегда находится только на втором месте после русского. То, что общая школа учит почти исключительно по-польски – факт. Это воспринимается как бремя и обида не столько из-за национальных мотивов, сколько потому, что пользы от владения польским не видно до сих пор.

В отношении белорусского литературного языка есть значительно распространённый скептицизм. С точки зрения жизненной ценности в народной классификации он занимает только третье место после русского [и польского]. Отношение белорусского крестьянина к языковым вопросам не является ещё эмоционально-субъективным, но чисто практично-объективным”.

vi7tyYvyciw
Источник цитаты: Srokowski K. Sprawa narodowościowa na Kresach Wschodnich. Kraków, 1924. S. 9.

В общем-то добавить нечего…

Юрий Котович, teleskop-by.org


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
17.05.25

Прошедшее 80-летие Победы в Великой Отечественной войне ясно показало, что при всех частностях и нюансах Россия и Белоруссия, российский и белорусский народы хранят память о войне и подвиге наших предков.

17.05.25

Сегодня история партизанского движения актуальна еще и тем, что она не только разоблачает нынешних прозападных коллаборантов о Великой Отечественной войне, но и обнажает предел их нравственного падения, поскольку все их программы западнизации современной Беларуси, построенные на антикоммунизме и русофобии, ничем не отличаются от фашистских программ «европеизации» Советской Белоруссии в годы оккупации. Обивая пороги западных фондов и контор, инсинуируя против социализма с белорусской спецификой, они пытаются навязать нашему народу такой путь в Европу, какой в 1941-1944 годах пытались осуществить немецкие оккупанты с помощью своих прислужников.

03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru