САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Кто “русифицировал” кресы всходние?

« Назад

Кто “русифицировал” кресы всходние? 25.02.2021 17:38

Свядомыя змагары вот уже больше столетия ноют о “языковой проблеме”, корят белорусский народ в “несьвядомасьцьи”, в том, что “беларусы не размаўляюць на роднай мове”. Между тем сама “языковая проблема” надумана, и её раскручивание направлено лишь на раскол нашего общества, дестабилизацию государства.

Во-первых, русский язык является для белорусов таким же родным языком (как для валлонов – французский или для фламандцев – нидерландский), во-вторых, белорусы не смотрят на языковой вопрос узколобо. Плаксивое выражение “зракацца роднай мовы” в XXI веке веет каким-то духом регресса. Как бы ни был прекрасен провансальский, провансальцы выбрали французский, как бы ни был хорош неаполитанский, жители Неаполя говорят на итальянском. Белорусская речь никак не противопоставляла себя общелитературному русскому языку вплоть до большевистских национальных экспериментов 1920-х годов. Вся мировая наука рассматривала русский литературный язык как язык, состоящий из трёх диалектов, одним из которых был белорусский (наряду с великорусским и малорусским-украинским). И даже после официального “разделения” русского языка на три “отдельных” у белорусов осталось понимание того, что общелитературный русский язык и белорусский выполняют разные функции. Поэтому призывы “размаўляць на роднай мове” подавляющим большинством белорусов не воспринимается в принципе. Да, уважают, да, помнят, что мова есть, но говорить на ней не собираются.

Этот объективный процесс виден не только на примере восточной, советской Беларуси, но и на примере западной, попавшей под власть Польши. Белорусское население, не испытавшее на себе насильственной большевистской “белорусизации”, но встретившее вал полонизации, отдавало предпочтение русской культуре, языку, сохраняло русское самосознание. И всё это вне какой-либо связи с Россией, в условиях жесточайшего ополячивания.

Процитируем в качестве иллюстрации фрагмент из работы Константина Сроковского (1878-1935), известного польского политика и либерального публициста украинского происхождения, уроженца Львовщины.

Константин Сроковский
Константин Сроковский
utYpwQ7hOE4

Монография называется “Национальный вопрос на восточных окраинах” (1924 год, Краков). Картина, мягко говоря, не совпадает с тем, что пишут наши учебники:

“Позитивного национального самосознания у белорусского народа мало. На Полесье меньше, чем в двух других воеводствах (Новогрудском и Виленском). Тем сильнее однако осознание обособленности от других народов, в особенности от поляков. Доминирует до сих пор понятие “русскости” как наиболее широкого национально-культурного коллектива. Русский язык ценится выше, чем белорусский, исходя из утилитарных соображений, потому что на этом языке можно больше прочитать и на большей территории говорить. Польский язык начинает набирать ценность, но всегда находится только на втором месте после русского. То, что общая школа учит почти исключительно по-польски – факт. Это воспринимается как бремя и обида не столько из-за национальных мотивов, сколько потому, что пользы от владения польским не видно до сих пор.

В отношении белорусского литературного языка есть значительно распространённый скептицизм. С точки зрения жизненной ценности в народной классификации он занимает только третье место после русского [и польского]. Отношение белорусского крестьянина к языковым вопросам не является ещё эмоционально-субъективным, но чисто практично-объективным”.

vi7tyYvyciw
Источник цитаты: Srokowski K. Sprawa narodowościowa na Kresach Wschodnich. Kraków, 1924. S. 9.

В общем-то добавить нечего…

Юрий Котович, teleskop-by.org


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

13.03.25

В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Причём, в 17-й статье Конституции РБ очерёдность расположения языков определяется алфавитом, а не каким-то верховенством одного языка над другим. Однако некоторые высокопоставленные депутаты и партийные функционеры этого понимать не желают и всячески пытаются низвести русский язык в разряд чуждых для белорусов и некой второсортности. При этом белорусскому обществу в качестве кумиров пытаются навязать таких ненавистников всего русского, как польские шляхтичи, посредственный литератор Франциск-Бенедикт Богушевич и псевдоакадемик (имел четыре класса образования) Вацлав Ластовский.

07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru