Великая Отечественная война была не только всемирной битвой между цивилизацией и варварством, советской идеологией и буржуазной идеологией, но и историческим сражением между двумя принципиально различными трактовками сущности человека. Кем является по своей природе человек? – так стоял вопрос в Великой Отечественной войне между советской цивилизацией и буржуазным варварством.
Буржуазные идеологи подходили к человеку с точки зрения сущности организации своей системы, в которой человек – средство, а не цель исторического процесса. Раз человек не цель исторического процесса, а средство извлечения дохода, прибыли, то в буржуазной системе ценностей человек наделяется такими качествами, которые характерны для капиталистического производства – конкурентностью, индивидуализмом, эгоизмом, то есть человек рассматривается исключительно как машина для добывания денег. В буржуазной системе ценностей человек по своей природе квалифицируется как греховное, злое, несправедливое существо. А какова действительная природа человека? По своей природе человек – доброе, разумное, справедливое существо.
Поэтому не случайно в Великой Отечественной войне столкнулись человек добрый, справедливый, с человеком недобрым, несправедливым. Но поскольку злой человек в самом своем определении отрицает свою человеческую природу, то в Великой Отечественной войне произошло не просто столкновение человека доброго с человеком недобрым, а в смертельной битве схватился человек с античеловеком. Вот почему в этой битве человека с античеловеком победа могла быть только на стороне человека, ибо такова сущность человеческого общества, не приемлющего зла, насилия, несправедливости. В этом заключается смысл самого исторического прогресса, который никогда бы не состоялся, если бы человек по своей природе был зол, несправедлив, эгоистичен. В этом выражается и сущность генезиса самого человека, который никогда бы не появился на свет, если бы он по своей природе был зол, греховен, несправедлив.
В этом и заключается изначальная предопределенность победы советского человека в Великой Отечественной войне над буржуазным античеловеком, ибо тот порядок, который фашизм хотел навязать человеческому общежитию, был несовместим с самой природой человека. Вот почему советские люди, особенно молодое поколение, даже в первые, тяжелейшие дни и месяцы войны не сомневались, что победа будет за советскими людьми. Ибо сама природа человека восстала против фашистской бесчеловечности.
Илья Эренбург в книге «Война» (1942), написанной на основе писем убитых и взятых в плен немецких солдат и офицеров в материале «Варвар под Ленинградом» приводит письмо немки по имени Гильдегард из Дюссельдорфа к своему супругу Эйгену Кроненбергу: «Говорят, что русские стали крепко драться. Трудно себе представить, чтобы такой невоспитанный народ требовал от нас столько жертв! Но надо его раз и навсегда выкинуть из мировой истории – теперешние события это ясно показывают. Будь осторожен и держи ухо востро. Хорошо, что ты невысок ростом». Илья Эренбург сделал следующее справедливое заключение: «23 сентября [1941. – Л.К.] «невоспитанные» русские закончили земные труды фельдфебеля Эйгена Кроненберга. Я не хочу оскорблять горе его супруги, но она заслужила ответ: русский народ не выкинут из мировой истории, из жизни выкинут немецкий фельдфебель невысокого роста, Эйген Кроненберг» [1, c. 81].
Здесь надо иметь в виду, что СССР всем своим бытием воплощал в себе природу человека, а поэтому и воспринимался всем человечеством как сила справедливая, нравственная, которая ведет вселенскую битву с силой безнравственной, человеконенавистнической. Поэтому СССР безоговорочно поддерживался всем человечеством в его священной войне с фашистской бесчеловечностью. Западные союзники (США и Англия), преследуя свои колониальные империалистические интересы, лишь фарисейски примазались к СССР в его битве с фашизмом, ибо по своей империалистической природе они ничем не отличались от гитлеровской Германии. Сталин совершенно правильно квалифицировал фултонскую речь Уинстона Черчилля: «По сути дела, г.Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И г. Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки. Следует отметить, что г. Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира…
По сути дела, г. Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война.
Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство гитлеров господством черчиллей. Вполне вероятно поэтому, что нации, не говорящие на английском языке и составляющие вместе с тем громадное большинство населения мира, не согласятся пойти в новое рабство» [2].
Особенно важно подчеркнуть, что в Великую Отечественную войну вступило первое поколение советских людей, которые как раз были образованы и воспитаны в духе высочайшей человечности. В Великой Отечественной войне произошло мощное, резонансное наложение всей гуманной системы образования и воспитания в СССР на саму природу человека, ибо развитие личности было целью советского государства.
В отчёте о Советской России в 1919 году представитель президента США Уильям Буллит информировал свое руководство: «Во всех частях России открыты тысячи новых школ, и Советская власть, по-видимому, в полтора года больше сделала для просвещения народа, чем царизм за 50 лет… Что касается театров, оперы и балета, то их единственное отличие заключается в том, что они находятся под управлением Комиссариата просвещения, который предпочитает классиков и смотрит за тем, чтобы рабочие имели возможность посещать представления и чтобы они предварительно знакомились со значением и красотой произведения… Достижения Комиссариата просвещения, руководимого Луначарским, очень значительны: все русские классики переизданы в количестве от трёх до пяти миллионов экземпляров и продаются населению по низким ценам… В картинных галереях можно встретить рабочих, которым объясняют красоту живописи» [3, c. 127].
Добавим, что очень большая культурная работа велась в годы гражданской войны и в армии. Здесь действовали школы для красноармейцев, библиотеки, самодеятельные театры.
В разгар гражданской войны Советская власть сделала шаг, сыгравший огромную роль в развитии народа: создала рабочие факультеты, имевшие целью подготовить молодёжь из рабочей среды к учёбе в вузах.
И в дальнейшем, несмотря на крайнюю необходимость концентрации сил и средств на экстренном решении труднейших экономических проблем, работа по развитию человека, приобщению народа к сокровищам художественной культуры не только не была отложена на завтра, но поднялась на ещё более высокий уровень.
Лучшие театры в лучшем составе, лучшие артисты выступали по всей стране. Причём большинство их видело в этом не способ приработка, а, говоря словами Дмитрия Шостаковича, свой «вклад в могучую культурную стройку». В 1930 году был создан Центральный Дом работников искусств, одной из важнейших задач которого было приобщение людей к культуре. Народная артистка СССР балерина Ольга Лепешинская уже в постсоветское время рассказывала, что концертные бригады ЦДРИ объехали всю страну, выступали даже на дрейфующей станции «Северный полюс». При этом Ольга Васильевна подчеркнула, что «святой традицией» артистов были бесплатные выступления. Выдающийся певец Максим Михайлов, приехав на гастроли в Харьков, потребовал (именно потребовал), чтобы в его программу были включены бесплатные выступления перед рабочими заводов города, «иначе какой же я народный артист».
Огромными тиражами выпускались разнообразные серии маленьких книжек, которые стоили дешевле буханки хлеба. И вопреки утверждениям сегодняшних критиков СССР, их тематика определялась отнюдь не с «классовых», а с гуманистических позиций. Взять, к примеру, «Библиотечку журнала «Красноармеец». Казалось бы, уж где-где, но в ней приоритет должны иметь произведения в «классовом» духе. Однако вот несколько выпусков подряд 1946 года: новеллы Киплинга, сказы Бажова, рассказы Брет-Гарта, Станюковича, новеллы О`Генри, главы из «Швейка» Я. Гашека, рассказы А.П. Чехова.
Особое внимание уделялось литературе для детей. При издательстве «Молодая гвардия» работал сектор детской литературы, а при Государственном издательстве художественной литературы — школьный сектор. А в 1933 году по решению ЦК ВКП(б) в СССР было создано первое в мире специализированное издательство «Детская литература».
Но самое показательное: в разгар Великой Отечественной войны 26 марта 1943 года в Колонном зале Дома Союзов собрались дети – в первый день весенних каникул отмечались «Книжкины именины», литературный праздник, который инициировал замечательный советский детский писатель – в то время фронтовой корреспондент – Лев Кассиль. На празднике, который стал всесоюзным ежегодным литературным мероприятием, присутствовал цвет советской детской литературы: Агния Барто, Сергей Михалков, Михаил Пришвин, Самуил Маршак, Людмила Дубровина. «Доктор Айболит, Крокодил, Муха-Цокотуха, Тимур и его команда, Незнайка, Буратино, Кондуит и Швамбрания, Вратарь Республики, Рассеянный с улицы Бассеенной, Зайка, брошенный хозяйкой, Дама, сдающая багаж, Дядя Степа, Чебурашка – это крошечная часть драгоценных россыпей, созданных советскими писателями. Это читали нам, это читали мы, читали детям и внукам, и внуки будут читать своим внукам» [4]. И эта гуманистическая детская литература вносила свой вклад в победу советской цивилизации над буржуазным варварством.
На чрезвычайно высокий уровень поднялось советское образование. И его целью тоже было развитие подрастающего поколения. Школа давала ученикам не только необходимые знания, но учила мыслить, учила быть человеком.
Очень многое делалось для создания условий, способствующих раскрытию творческого потенциала людей. Была создана по всей стране и постоянно расширялась сеть подростковых научных и технических кружков, художественных студий, музыкальных школ, которые были в полном смысле общедоступны.
В 1937 году состоялась всемирная выставка в Париже, в которой впервые участвовал Советский Союз. Советская выставка собрала 270 наград, из них 95 – Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, 6 бронзовых медалей, более полусотни дипломов. Гран-при получили паровоз серии «Иосиф Сталин» и мягкий железнодорожный вагон, трактор Сталинградского завода и фильм «Чапаев», картина художника Герасимова «После дождя» и Дворец культуры им. Горького в Ленинграде, журнал «СССР на стройке» и станции метро «Сокольники» и «Кропоткинская», картина Бродского «Выступление В.И.Ленина на Путиловском заводе» и типографские работы Госзнака, и многие другие экспонаты. Созданная для выставки скульптура «Рабочий и колхозница» оценивалась французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века». Для сравнения: «37-год это первая сшибка на Парижской выставке красной звезды и черной свастики: павильон гитлеровской Германии был напротив нашего и удостоился одной гран-при. Сопоставьте 95 и 1! Это мистический знак 9. V – 9 мая» [5, c. 54].
Кто же создал все это? Кто создал новые отрасли промышленности, которых не было в царской России? Кто устанавливал новые рекорды, строил заводы и города, формировал блестящий инженерный корпус, создавал мировые научные школы? Именно миллионы советских людей – свободных, патриотичных, чувствующих ответственность за судьбу своей страны и гордящихся своей страной-цивилизацией.
Результаты всей этой гуманистической работы советского государства по раскрепощению природы человека заслуживают называться настоящим «советским чудом», что многократно увеличило силу духа советского общества и явилось решающим условием победы СССР над бездуховностью фашизма.
Можно сказать, что советская школа в самом широком смысле этого слова, культивировавшая человеческие качества (доброта, разумность, великодушие) одержала победу над буржуазной западной школой, которая внедряла в сознание молодого поколения ценности, совершенно противоположные человеческой природе (индивидуализм, расовое превосходство, конкуренция). Победил и советский школьный учитель, воспитавший поколение советских патриотов, проявивших массовый героизм на фронте, и самоотверженный труд в тылу [6, c. 103].
В этом и состоит великий гуманистический смысл победы советского народа Великой Отечественной войне над немецко-фашистскими захватчиками.
Лев Криштапович, доктор философских наук
Литература
1.Синенко, Виктор. Антисталинизм как «новый взгляд» на Великую Отечественную / Виктор Синенко // Молодая гвардия. - 2017. - № 11-12. – C. 71-109.
2.Малышев, Владимир. Как Россия на ультиматумы отвечала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ross-bel.ru. – Дата доступа: 21.03.2018.
3.Белорусский путь / О.В. Пролесковский и [др.]; под ред. О.В. Пролесковского и Л.Е. Криштаповича. – Минск: Мастацкая лiтаратура, 2012.
4.Публицист Александр Трубицын: Книжкины именины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kprf.ru/activity/children/174350. html. – Дата доступа: 26.03.2018.
5.Бушин, В.С. Антисоветский лай / В.С. Бушин // Политическое просвещение. – 2020. - № 2. – C. 51-60.
6.Ольштынский, Л.И. Строительство социализма и достижения СССР – главные результаты Октябрьской революции / Л.И. Ольштынский // Политическое просвещение. – 2017. - № 4. – C. 98-109.
Комментарии
Комментариев пока нет