Лев Криштапович: Национальные интересы в политике Республики Беларусь

« Назад

Лев Криштапович: Национальные интересы в политике Республики Беларусь 03.08.2020 12:16

Национально-государственные интересы представляют собой потребности развития нации, осознанные с позиций определенных социальных слоев и групп, находящихся у рычагов политической власти, потребности нации, связанные с обеспечением ее безопасности, созданием благоприятных политических, социально-экономических, духовно-культурных условий для ее функционирования и развития. 

Понятие «национально-государственные интересы» включает принципы государственного суверенитета, национальной безопасности, устойчивости развития, высокой социальной, экономической, политической и культурной защищенности населения. Решающим носителем и выразителем национально-государственных интересов является народ. Именно интересы народа лежат в основе всей структуры национально-государственных интересов. Национально-государственные интересы нельзя скопировать или позаимствовать у других стран. Формирование национально-государственных интересов основывается на национальных традициях и исторически сложившемся укладе жизни народа. Национально-государственные интересы – это результат ценностного осмысления потребностей нации, в основе которых лежит национальная традиция взаимоотношения и взаимодействия различных социальных слоев и политических сил внутри страны и на международной арене. Национально-государственные интересы представляют собой фундаментальный принцип обеспечения жизнедеятельности государства, следование которому позволяет не только сохранить нацию как целое, но и обеспечить ей перспективы развития.

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что и сама государственная власть не может утвердить свой авторитет, если она не опирается на систему национально-государственных интересов, понятых, принятых и одобренных большинством народа. Только государственная власть, опирающаяся на общенациональные интересы, способна проводить консенсусную политику внутри страны и адекватно реагировать на глобальные угрозы, возникающие на международной арене.

Выстраивая национально-государственные интересы Беларуси, важно учитывать два принципиальных момента.

Первый заключался в том, что национально-государственные интересы Беларуси нельзя строить на абсолютизации рынка, на тотальной приватизации, либерализации цен и разгосударствлении собственности безотносительно к интересам общества и личности, без учета интересов последующих поколений. Именно проведение рыночных реформ в таком направлении в 1991–1994 годах привело к падению отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, гиперинфляции, деградации науки и культуры, резкому снижению уровня и качества жизни большинства населения и усилению социально-политической напряженности в белорусском обществе. При таком реформировании терялся смысл самих национально-государственных интересов Беларуси.

Второй момент заключался в необходимости увязки национально-государственных интересов Беларуси с социально  ориентированной экономикой, с ее опережающей модернизацией на основе новейших наукоемких технологий, наличием широкого ассортимента товаров массового потребления и социальной защищенности граждан. Такое понимание сущности национально-государственных интересов Беларуси объективно предполагало союз с Россией и переход к строительству Союзного государства. Только такой курс позволяет нашей республике защитить свои национально-государственные интересы и занять достойное место в решении глобальных проблем современности.

В рамках такого курса государственные и общественно-политические структуры должны были решать следующие задачи:
– создавать благоприятные условия для сохранения и развития фундаментальных ценностей и традиций белорусского народа;
– выявлять возможные угрозы национально-государственным интересам, предупреждать появление кризисных ситуаций и конфликтов;
– защищать интересы как отдельных граждан, так и всего белорусского общества;
– формировать общественное мнение в духе признания политики национальной ответственности и расширения возможностей человеческого развития, добиваться межнационального и межконфессионального согласия;
– требовать четкой и слаженной деятельности органов власти и управления, искоренять служебную безответственность и некомпетентность государственных служащих;
– бороться с коррупцией, бюрократизмом, нелегальным бизнесом, организованной преступностью, терроризмом и другими глобальными угрозами современности;
– обеспечивать взаимодействие и учет интересов личности, общества и государства.

 В целом национальные интересы любой страны включают такие основополагающие цели, как:
– защита государственного суверенитета и благосостояния народа;
– охрана территориальной целостности;
– обеспечение внутриполитической стабильности и внешней безопасности государства;
– сохранение и развитие духовно-культурных ценностей.

В пространственно-географическом плане с развитием международного сотрудничества эти интересы приобретают форму национально-государственных, формирование которых становится определяющим в системе базовых приоритетов экономики, социальной сферы и институциональных механизмов государственности.

В условиях современного, быстро меняющегося мира, идет процесс расслоения стран именно по уровню технологического и экономического развития в связи с информационной революцией. В этом плане очень важно, чтобы Беларусь заняла свое достойное место в глобализирующемся мире, который интегрирует все предшествующие достижения локальных цивилизаций на новой технологической и социально-политической основе. Возможности Беларуси для инновационного развития довольно значительны как за счет географического положения и сохранившихся биоценозов и природных комплексов, так и за счет созданной еще в советское время производственной инфраструктуры и высокого интеллектуального потенциала.

Национально-государственным интересам Республики Беларусь отвечает осуществляемый принцип государственного регулирования экономики, прежде всего стратегически важных отраслей и производств. В рамках реализации данного принципа важно провести преобразования в экономической структуре воспроизводства, найти оптимальное соотношение форм собственности, распределения, рыночного и внерыночного секторов. Подобная политика полностью вписывается в тенденции современного мирового развития. 

Национально-государственные интересы нельзя основать на сугубо частном интересе. Дело в том, что частный интерес стремится к привилегиям, а общий – к равенству. Сущность национально-государственных интересов как раз имеет своей предпосылкой общий интерес.

В этом смысле те политические системы, которые основываются на частном интересе, т.е. принципах либерализма, подменяют общий интерес интересом меньшинства и по сути своей не имеют подлинно национально-государственных интересов. В этом и заключается несостоятельность западной политической системы, когда правящий класс под видом национально-государственных интересов подсовывает своему обществу интересы олигархических групп.

В международном плане такая политика входит в противоречие не только с интересами незападных стран, но и с интересами большинства граждан в самих западных государствах. Ибо подлинно национально-государственные интересы одних стран не противоречат национально-государственным интересам других стран, поскольку как общие интересы, они основываются на принципе равенства. Отсюда должно быть понятно, что неолиберальная модель объективно противоречит как интересам мирового сообщества в целом, так и национальным интересам тех стран, которые основывают свою государственную систему на частном интересе.

Природа национально-государственных интересов определяется не только реальным соотношением сил в данный исторический момент, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Анализируя национально-государственные интересы, надо учитывать не только социально-экономические интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого. Путь формирования национально-государственных интересов Республики Беларусь как раз и основан на духовных традициях и исторически сложившемся укладе жизни белорусского народа, на научно обоснованном использовании в первую очередь интеллектуальных ресурсов страны, сильной и эффективной государственной власти.

Национально-государственные интересы как центральное явление мира политики могут рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации национально-государственных интересов и особенно политической практики как результата сугубо политических отношений и, наоборот, раскрыть связь национально-государственных интересов и морали, обычаев, традиций, менталитета.

Сущность национально-государственных интересов состоит в установлении, а затем и поддержании общественного согласия. Раскол в обществе, пораженном гипертрофией антисоциального поведения капитала, имеет двойной характер. Возникает раскол горизонтальный – между конкурирующими группами, и вертикальный – между конфликтующими государствами. Национально-государственные интересы призваны остановить этот антицивилизационный процесс. Поэтому принцип консенсуса, который лежит в фундаменте национально-государственных интересов, должен распространиться не только внутри данного цивилизационного сообщества, но и на отношения с представителями любой другой цивилизации. Национальный консенсус, определяющий психологический климат в государстве, приносит пользу всем гражданам государства. Политической, научной и культурной элите он даст возможность почувствовать себя демиургом социально-политических процессов, а народу с оптимизмом смотреть в будущее.

Лев Криштапович, доктор философских наук


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.07.24

Беларусь стала полноправным десятым по счету членом ШОС. Соответствующее решение было подписано на заседании Совета глав государств-членов ШОС 4 июля 2024 года в Астане. Астанинский саммит ШОС считают «саммитом друзей Путина» и «триумфом Си».

09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru