Миграция – родная сестра развода

« Назад

Миграция – родная сестра развода 29.12.2017 15:49

Миграция – родная сестра развода

Институт семьи под угрозой даже в странах с традиционным укладом жизни. оверенная временем поговорка: «Дерево держится корнями, а человек – семьей» сегодня актуальна, как никогда. Ведь крепкие семьи и государство цементируют. Без мира в семье и в обществе повышается в нем фон тревожности, накапливается разрушительная энергия.

Печальная примета времени – институт семьи рушится даже в когда-то благополучных в этом отношении странах. Так, одной из главных причин распада семей в Таджикистане, Киргизстане, Туркмении, Казахстане, Узбекистане, Грузии, Белоруссии стало то, что в поисках лучшей доли люди вынуждены уезжать на заработки за границу. Старики же, жены, братья, сестры, дети остаются на родине. Миграция становится родной сестрой развода.

В Москве прошел форум, посвященный этой острой проблеме современности. Его цель была заявлена уже в самом названии – «Ценностные основы пространства Евразии: семья и духовность». Популяризация традиционных семейных ценностей, развитие культурной общности молодежи стран Евразии – вот задача, стоящая сегодня перед сообществом.

В форуме приняли участие более 100 делегатов из стран Союза независимых государств (СНГ) и Грузии. Его организатором выступил Политологический центр «Север-Юг», поддержал начинание Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества. Участники мероприятия попытались ответить на вопросы, в чем принципиальная общность народов и государств евразийского пространства? Как преодолеть (часто надуманные) конфликты исторической памяти? Как сохранить институт традиционно крепкой семьи стран Центральной Азии, Грузии, Азербайджана, Белоруссии?.. Насколько в СНГ популярны и долговечны межнациональные и межэтнические браки?

Форум молодежный. Помимо историков, философов, социологов, политологов, семьеведов (фамилистов) на нем выступали студенты и выпускники вузов стран СНГ.

Тема «духовного пространства» молодежи безгранична, но самую оживленную дискуссию вызвал разговор о проблемах института семьи, сохранения национальных семейных традиций.

Как сберечь семейные ценности в современном обществе, раздираемом политическими противоречиями, религиозными междоусобицами, непримиримыми культурными противопоставлениями и противостояниями?     

Форум проходил в формате дискуссии. Дружественной, но дискуссии. Иначе и быть не могло. «Базовое слово сегодняшней дискуссии – это диалог, – подчеркнул, открывая форум, заместитель директора Политологического центра «Север-Юг», эксперт Российского совета по международным делам, доцент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Гущин. – Представительный состав участников со всего пространства Евразии даёт редчайшую и очень важную возможность услышать друг друга, понять, как развивается евразийская тема в разных уголках мира. Евразийские ценности преимущественно не отличаются от традиционных европейских. Однако последние заметно нивелировались за прошедшие два десятка лет. С семейностью оказалось весьма непросто. Все понимают, что реалии современного мира и быта бросают вызов традициям, и не всегда ясно, как реагировать на это должным образом».

Россия занимает третье место в мировом рейтинге по числу мигрантов. В 2016-м году к нам приехало без малого 12 миллионов человек. Из них больше половины – нелегалы.

Самыми востребованными у иностранцев остаются Москва и Санкт-Петербург. В них можно относительно быстро найти работу. В пятерке городов, наиболее благоприятных для жизни мигрантов – Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск.

Доля приезжих из стран ближнего зарубежья достигает 80 процентов. Из них около половины – выходцы из Азии. В основном это здоровые мужчины трудоспособного возраста, которые содержат свои семьи. Наиболее добросовестные из них отправляют большую часть заработка женам и детям, оставшимся на родине.

Средняя Азия, Кавказ, Закавказье традиционно гордились исторической крепостью семейных уз. «Что касается жизни детей и брака, то у нас есть три принципа. Первый – это сохранение привычных традиций. Второй – совет, консультация старших. Третий – это реальная политика государства по укреплению института семьи», – отметил на форуме заместитель председателя Общества историков Узбекистана Алишер Сабиров. Правда, эксперты тут же уточнили – эти принципы работают теперь только внутри страны и сильно хромают за ее пределами.

Миграция не считается с вековым семейным укладом азиатов. Она в корне перетряхивает, пересматривает, обесценивает то, что еще четверть века назад казалось незыблемым и неприкосновенным.

Как карточный домик, рушатся семейные связи. Один из родителей (а то и оба сразу) уезжают на заработки, дети остаются на попечении бабушек и дедушек, а то и вовсе предоставлены самим себе. Их «вприглядку» воспитывают дальние родственники или неравнодушные соседи.

Да, есть интернаты. Да, можно разговаривать с родителями по мобильному телефону и получать от них посылки. Но проходит месяц, другой, третий, полгода… И семья перестает быть семьей в полноценном смысле этого слова. Из нее выветривается главное, что делает семью семьей – ежедневная потребность быть рядом друг с другом. «Теплообмен», взаимовыручка, понимание «без слов». Возможность «выплакаться» на отцовском (материнском) плече, получить совет, который поможет немедленно, а не когда-то, в «светлом будущем»…

Процент разводов за последнее десятилетие в странах СНГ (о России и не говорю) вырос в разы! В киргизских, таджикских, узбекских, казахских семьях всегда было сильно влияние старших на подрастающее поколение. Слово отца, старшего брата, родного дяди, матери – закон. А если их нет рядом?  

«Почти четверть века значительная часть молодежи в Центральной Азии растет фактически без родителей, – констатировал в своем выступлении на форуме «Ценностные основы пространства Евразии: семья и духовность» историк, преподаватель Института экономики и социальных отношений Марат Сафаров. – Родители находятся на заработках, и это очень серьезная прблема. По существу, родителей заместило поколение бабушек и дедушек. Существуют положительные стереотипы, представления о ценностях семьи, о крепости семьи, о том, что формирует в восточных семьях почет и уважение к старшему поколению. К сожалению, таких примеров уже очень мало. Для многих стран эта проблема стала чрезвычайно актуальной».

Далеко не у всех есть возможность перенять социальный опыт, накопленный и сформированный старшим поколением. Этот разрыв очень ощущается. Это не проблема последних лет. Сформировалось поколение, выросшее в обстановке разделенных семей. Это важно не только для мигрантской среды или государств, откуда мигранты приезжают в нашу страну, но и для самой России.

В этой связи актуальна озабоченность муфтия Москвы, председателя Духовного управления мусульман Москвы, главного имама Московской соборной мечети Ильдара-хазрата Аляутдинова. 

«К сожалению, в последнее время часто встречается ситуация, когда люди, которые приехали в столицу на заработки, создают вторую, третью семью, не оповещая об этом первую. Это некий бардак », – обеспокоен муфтий.

По данным Агентства социальной защиты, занятости населения и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Таджикистана только за один год более 40 процентов мужчин, уехавших на заработки, развелись с женами.

По данным структуры «ООН-Женщины», до 50 процентов женатых мигрантов были вовлечены в отношения на стороне.

Это в Европе, в России мужчина, бросающий семью, как правило, оставляет жене как минимум половину (а чаще и вовсе все) нажитого в браке. Но Восток – дело тонкое. В том же Таджикистане, например, после свадьбы женщина живет в доме мужа или его отца. Поэтому, когда ее оставляет муж, женщине в ультимативной форме указывают на дверь. Брошенные жены остаются на попечении своих детей или (в лучшем случае) на иждивении родственников мужа.

Семейную лодку стран Центральной Азии раскачивают не только мигранты, но и средства массовой коммуникации Запада и США. Студентка Хорогского госуниверситета имени Моеншо Назаршоева Умеда Ошурбекова рассказала, что в том же Таджикистане, особенно в дальних его уголках, практически забыт русский язык. Там нет «уголков русской культуры», зато появились «уголки американской культуры». Штаты вкладывают немалые деньги в то, чтобы навязать народам Азии свои моральные ценности.

Без сохранения семейных традиций экономика любого государства перестанет развиваться. Эту кажущуюся парадоксальной мысль высказал глава департамента информации и аналитических исследований государственного комитета Азербайджанской республики по проблемам семьи, женщин и детей Эльгюн Сафаров. При богатстве любых природных ресурсов самый главный ресурс государства – счастливые семьи. Собственно, и цель любого уважающего себя государства – благополучие, достаток, здоровье семей, составляющих основу общества этого государства.

Инициатива, достойная подражания – при вступлении в брак все молодожены Азербайджана, чтобы исключить всякие риски и патологии, проходят обязательное медицинское обследование. Женщины получают кредиты на более выгодных условиях. Как результат такой семейной политики – население Азербайджана за последнее десятилетие выросло на два миллиона человек.         

Духовный разрыв поколений стал не только проблемой России. Эта «социальная эпидемия» перекинулась и на евразийское пространство. Дети не слышат отцов - отцы не могут достучаться до детей.       

«Можно и нужно сшить обратно то, что мы сами когда-то разрушили, – призвал форум председатель молодежной организации «Русь молодая» Сергей Лущ. – Именно семья, как носитель цивилизационного кода, может стать инструментом такой «сшивки».

Народы, которые потеряют семейные ценности, рано или поздно уйдут с геополитической карты мира. Важно вовлечение гражданского общества и показ позитивного опыта. Важно решать проблему последовательно и системно».

Сергей Рыков, Столетие


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru