САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович, доктор философских наук. О социальном прогрессе в современном мире

Лев Криштапович, доктор философских наук. О социальном прогрессе в современном мире

« Назад

Лев Криштапович, доктор философских наук. О социальном прогрессе в современном мире 03.05.2025 14:01

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

Важным моментом в философском осмыслении социалистической идеи является выяснение природы социалистической и буржуазной системы ценностей, природы демократии и человека.

Капитализм основывается на индивидуализме, конкуренции, мамонизме, агрессивности. Социализм же предполагает противоположную систему ценностей, а именно: безопасность, равенство, соучастие, общность. Крупнейший западный теолог Юрген Мольтманн изобразил капитализм как систему, которая подрывает истинную общность людей, сводит все отношения между людьми к безличным связям: приучает к мысли о том, что человек человеку – волк; капитализм безрассуден и иррационален в своем стремлении к экономическому росту ради него самого.

Что касается проблемы гуманизма, то, по мысли многих западных религиозных исследователей, распространение последнего «оказывается для капитализма неожиданным, побочным эффектом, в то время как социализм считает его своей главной целью. Солидарность при капитализме – явление случайное, при социализме она неизбежна. Исходя из своих основных ценностей христианство должно основательным образом критиковать капитализм в его основной (мамонистской) направленности, в то время как социализм следует критиковать, так сказать, функционально – за ошибки, допущенные при реализации его целей». 

Говоря о природе демократии, следует констатировать, что демократия и капитализм несовместимые вещи. Американский теолог Джон Беннет утверждает, что «устремления демократии и устремление капитализма часто оказываются в конфликте между собой», а поэтому капитализм нуждается в том, чтобы «его усмирили и откорректировали с помощью демократии».

Несовместимость капитализма и демократии признает даже американский миллиардер Джордж Сорос. «Любому обществу, - подчеркивает он, - необходимы какие-то общие ценности, которые обеспечивали бы внутреннее согласие. Сами по себе рыночные (буржуазные) ценности эту роль сыграть не могут. Рынки превращают все без исключения, в том числе человека (рабочую силу) и природу (землю) в товар.

Абсолютная несовместимость капитализма и демократии заложена в самой природе этих явлений. Если демократия реализуется в соответствии с принципом «один человек – один голос», то при капитализме господствует правило «одна акция – один голос». В соответствии с этим правилом буржуазные идеологи под демократией понимают охрану прав меньшинства, то есть капиталистов, поскольку в буржуазном обществе они составляют явное меньшинство. Если большинство будет объединено общим интересом, права меньшинства окажутся под угрозой, - таково буржуазное понимание демократии. Очевидно, что такое понимание в корне противоречит природе демократии, поскольку исходит из того, чтобы большинство руководствовалось не общим, а частным (капиталистическим) интересом. А это несомненное противоречие в самом определении, так как большинство в таком случае должно подчиняться воле меньшинства.

Социализм же и демократия – это тождественные понятия, поскольку в их природе находится один и тот же атрибутивный признак – интерес большинства, то есть общность и солидарность.

Что же касается диалектики природы человека и социализма, то феномен социализма как раз основывается именно на природе человека. 

А какова природа человека? Природа человека вытекает из смысложизненной установки человека. Человек хочет быть счастливым – это его жизненное кредо. Все люди хотят быть счастливыми. Нет людей, которые хотели бы быть несчастными. Из этой жизненной аксиомы вытекает следующее положение: человек по своей природе доброе, гуманное существо. Если бы человек по своей природе был недобрым существом, то он изначально был бы несчастным существом, что противоречило бы его жизненной аксиоме – быть счастливым. Ведь никто не согласиться с утверждением, что злой, недобрый человек может быть счастливым человеком. Следовательно, мы имеем право утверждать, что все люди, все народы одинаковы по своей природе, все они хотят быть счастливыми, а значит все они имеют одну и ту же единую социалистическую судьбу. И в отношениях между ними нет места несправедливости, насилию, злу, лицемерию.

Все буржуазные системы в соотношении с природой человека являются фарисейскими, мамонистскими, а следовательно, антигуманными системами, поскольку они поклоняются не богу, а мамоне, противоречат природе человека, которой не свойственны несправедливость, зло, лицемерие. Даже если буржуазные государства продекларировали «права и свободы человека», тем не менее они продолжают оставаться фарисейскими и антигуманными, поскольку свобода человека подчиняется «невидимой руке мамоны».

Как бы ни иронизировали проповедники буржуазной идеологии на тему альтруизма и социальной справедливости, факт остается фактом: если бы человек был эгоистом, он никогда не вышел бы из стадии животного состояния, и прогресс человечества был бы невозможен. В любом обществе гораздо больше людей добрых, чем эгоистов. Дела людей добрых никогда не покидают человечество, ибо они бессмертны, поскольку содержат в себе те вечные истины, которые освещают путь всем людям, верящим в создание нового справедливого мира и добросовестно работающим в этом направлении.

Вот почему современный мир заставляет человека вновь и вновь продумывать логику социального прогресса. Видимо, главная трудность состоит не столько в постижении общей линии философско-исторического процесса, сколько в способности адекватного осмысления конкретно-исторического периода развития человечества. Усиленно навязываемая в настоящее время модель «конца истории» не может дать ответа на вопрос о перспективах развития человека по той простой причине, что она выполняет не гносеологическо-прогностическую функцию, а буржуазно-охранительную. Было бы опрометчиво полагать, что буржуазные идеологи, давно пропевшие «лебединую песню» западному прогрессу, станут с научной добросовестностью изучать проблемы современного мирового развития. Объективно они способны лишь на конструирование апологетических концепций западного образа жизни, в которых научное исследование подменяется откровенным оправданием буржуазного эгоизма («теория расширенного рыночного порядка» Фридриха Хайека, «экономического либерализма» Милтона Фридмана, «демократического капитализма» Майкла Новака, «конца истории» Френсиса Фукуямы).

Осмысливая социально-политическую и интеллектуальную ситуацию в современном мире, надо признать, что в XX веке нашей эры было положено начало отсчету новой, социалистической цивилизации. Несмотря на причудливые рецидивы исторического анахронизма, все же можно утверждать, что мировая цивилизация развивается от предыстории человечества к его подлинной истории, от Рынка к Человеку. Социалистическая цивилизация, открывшая эпоху грандиозного сотворения нового мира, ознаменовала коренной поворот в судьбах человечества. В сравнении с ним эгоистическая аргументация буржуазных идеологов временна и преходяща. Социалистическая цивилизация создала реальные предпосылки для выхода всего мирового сообщества в XXI веке на дорогу справедливого человеческого развития.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru