Не так давно лидеры восьми белорусских прозападных партий, общественных объединений и формирований съехались в Литву, где приняли заявление о своем крайнем недовольстве предстоящим уже в ближайшие месяцы запуском Белорусской АЭС, строительство которой завершается в Островце Гродненской области.
При этом подписанты заявили, что работа БелАЭС якобы будет угрожать окружающей природе. В частности, они заявляют об отрицательном влиянии атомной электростанции «на краснокнижных представителей фауны, включая лососевых, которым грозит исчезновение в результате повышения температуры в реке Вилия».
Деятели от прозападной оппозиции рассказывают литовским журналистам «страшные байки» о БелАЭС
Что касается экономики, то, согласно россказням «экспертов» от прозападной оппозиции, Белорусская АЭС угрожает подрывом «экономической и финансовой устойчивости Беларуси, национальной независимости и суверенитету страны», да и строится станция, дескать, «в условиях безответственности и непрозрачности».
Показательно, что доводы, приводимые в упомянутом заявлении, практически полностью совпадают с позицией Литвы, которая выступает непримиримым противником строительства и ввода в эксплуатацию БелАЭС.
Ввиду общественной значимости поднимаемых вопросов постараемся выяснить, какие преимущества получит народное хозяйство и общество Белоруссии от использования атомной энергетики, а также чем объясняется неприятие Литвой Белорусской АЭС и каковы подлинные причины борьбы Вильнюса с БелАЭС.
Но вначале небольшая справка. Белорусская АЭС возводится по российскому проекту ВВЭР-1200. Она будет состоять из двух энергоблоков мощностью 1200 МВт каждый. Пуск первого энергоблока предполагается осуществить в начале 2020 года, второго - в конце будущего года. Строительство БелАЭС ведет подразделение государственной корпорации «Росатом» инжиниринговая компания «Атомстройэкспорт», занимающая 30% мирового рынка сооружения атомных электростанций. «Атомстройэкспорт» ведет свою деятельность в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Строительство БелАЭС ведется в тесном взаимодействии с МАГАТЭ и Европейской группой по регулированию ядерной безопасности (ENSREG). В свою очередь, в Республике Беларусь ведется подготовка национального плана мероприятий по дальнейшему повышению безопасности АЭС.
Белорусская АЭС. Этот шедевр российской инженерной мысли станет серьезным вкладом в ускоренной развитие белорусской экономики
Расчеты показывают, что уже в первый год работы электростанции Республика Беларусь сможет покрыть до 20% своих потребностей в электроэнергии. После ввода в работу второго энергоблока предполагается увеличение этого показателя до 35 %.
При этом БелАЭС это не только электроэнергия. Это и большое количество научно-технических и образовательных программ в области атомной энергетики. Работа Белорусской АЭС приведет к структурному изменению объединенной энергетической системы Белоруссии (ОЭСБ), которая была образована на рубеже 60-х и 70-х годов XX века в рамках энергетической системы Советского Союза.
Выход на проектную мощность БелАЭС, как считают специалисты, приведет к избытку производства электроэнергии, что позволит осуществлять поставки электроэнергии на энергетический рынок Евразийского экономического союза.
В связи с этим белорусские специалисты ведут в настоящее время активную работу по выработке наилучшей модели работы ОЭСБ в условиях общего энергорынка ЕАЭС.
При этом учитывается то обстоятельство, что по предписанию Евросоюза Эстония, Латвия и Литва должны выйти к 2025 году из энергокольца БРЭЛЛ, которое со времен СССР объединяет работу энергетических систем Белоруссии, Российской Федерации и трех прибалтийских республик.
Ввод в строй Белорусской атомной электростанции и последовательная модернизация ОЭС Белоруссии положительно отразится и на транспортной системе Республики Беларусь. Производство атомной энергии, стоимость которой в 1,5–2 раза дешевле по сравнению с тепловыми станциями, позволит существенно снизить потребление топливно-энергетических ресурсов железнодорожным транспортом и одновременно увеличить скорость движения грузовых и пассажирских поездов.
С вводом БелАЭС возрастет энергонасыщенность транспортной системы, что позволит значительно увеличить скорость движения железнодорожного транспорта
Если в настоящее время себестоимость производства электроэнергии в рамках объединенной энергетической системы Белоруссии составляет 10-11,5 центов за кВт/ч, то при полной загрузке БелАЭС себестоимость электроэнергии будет стремиться к 9 центам за кВт/ч.
Таким образом, произойдет постепенное значительное удешевление электроэнергии как для жителей Республики Беларусь, так и для всего промышленного комплекса и железнодорожной системы.
Российско-белорусское сотрудничество в области ядерной энергетики поступательно развивается, и это вызывает сильнейшее раздражение у некоторых соседствующих с Республикой Беларусь «молодых европейцев», в частности, у официального Вильнюса.
БелАЭС расположена в 50 километрах от столицы Литвы, и это обстоятельство литовские деятели от политики пытаются использовать для нечистоплотной борьбы против белорусско-российского атомного проекта.
Так, литовские борцы с белорусским атомом пугают жителей Литвы гипотетической аварией на БелАЭС, в результате которой территорию этой страны якобы накроет радиоактивное облако.
Жителей Литве постоянно запугивают радиоактивным облаком, которое якобы должно прийти с БелАЭС
Помимо того, литовские природоохранители распространяют измышления о том, что река Вилия, протекающая в том числе по территории Литвы, получит значительный урон от осуществления энергопроекта, так как будет основным источником воды для БелАЭС.
При этом Вильнюс сознательно замалчивает то обстоятельство, что производство электроэнергии на атомных станциях гораздо чище, чем на тепловых. А строгие современные регламенты безопасности, которые обеспечиваются при строительстве электростанции, сводят к минимуму возможность аварии.
Представители Росатома и правительства Республики Беларусь неоднократно подчеркивали, что на БелАЭС устанавливаются реакторы нового поколения, успешно работающие во многих странах мира, а системы контроля соответствуют международным стандартам. При этом в 2016 году служба нормативного контроля МАГАТЭ подтвердила безопасность использования Белорусской атомной электростанции.
Подлинная причина недовольства Вильнюса состоит в том, что строительство атомной электростанции ведет Российская Федерация, и в этом смысле трудно было ожидать от литовских политиков, пораженных русофобией, какой-то иной реакции.
Литва уже заявила о своем отказе покупать электроэнергию, которую будет производиться на БелАЭС, и призвала другие прибалтийские республики присоединиться к бойкоту. Однако Латвия и Эстония не вняли призывам Вильнюса и не исключают своих покупок электроэнергии, произведенной на БелАЭС. Так что вся эта прибалтийская солидарность выеденного яйца не стоит. Своя-то рубашка ближе к телу.
Что касается Вильнюса, то, похоже, он собирается сам себя высечь. Для своих нужд Литва закупает за рубежом более 50% всей используемой электроэнергии, значительная часть которой приобретается на белорусском энергетическом рынке. И что будут делать в Вильнюсе со своим саботажем после ввода в строй БелАЭС? Непонятно. Скорее всего, втихаря спустят на тормозах.
Впрочем, непрекращающиеся нападки на «опасное» использование Белорусской АЭС никак не повлияют на белорусско-российское сотрудничество в области ядерной энергетики и формирование общего энергетического рынка Евразийского экономического союза.
Комментарии
Комментариев пока нет