4 ноября в Российской Федерации уже традиционно отмечается государственный праздник - День народного единства, который вошел в календарь праздничных дат в декабре 2004 года. В новейшей истории Российского государства этот праздник существует всего шестнадцать лет, но на поверку он имеет весьма давнюю историю. 371 год назад в 1649 году указом царя Алексея Михайловича был учрежден праздник в ознаменование освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году войсками ополчения под началом воеводы князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина.
Как ни странно, но на возрожденный, имеющий глубокие исторические корни праздник не прекращаются нападки не только со стороны т.н. либеральной общественности. Принизить и исказить значение этой исторической даты пытаются как некоторые российские псевдопатриоты, так и белорусские «свядомиты».
Чтобы понять подлинное значение даты 4 ноября надо взглянуть на те уже далекие события панорамным взором и осознать, что на рубеже XVI -XVII веков во весь рост стояли вопросы - быть или не быть Российскому государству, быть или не быть Белой и Малой Руси как таковым. Это было время Смуты.
А что собой представлял тогда Русский мир? В конце XVI века на политической карте было два крупных государства, в состав которых входили старинные русские земли, что имело отражение в титулах их государей. Это были Великое княжество Московское, позже Русское Царство и Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, затем Речь Посполитая. При этом, глава Московской державы носил титул государя всея Руси, а глава Речи Посполитой официально именовался король Польский, великий князь Литовский, Русский и Жемойтский.
Кроме того, в составе Короны Польской (территории Речи Посполитой входившие непосредственно в Польское королевство) находились земли Галицкой Руси. Они были захвачены польскими королями в последней четверти XIV века, которые воспользовались катастрофическим положением, сложившимся на русских землях после монголо-татарского нашествия.
К началу XVII века Западная/Белая Русь (являясь частью ВКЛиР) уже более двух столетий находилась под владычеством польских королей и все это время в отношении западнорусских земель проводилась пресловутая политика, чтобы «на Руси не было Руси», в соответствии с которой польские паны и иезуиты намеревались искоренить православно-русское начало на русских землях Речи Посполитой.
Однако подавить русское самосознание у восточнославянского населения Речи Посполитой оказалось не под силу королям, магнатам и иезуитам. Своей жестокой и крайне недальновидной политикой они фактически добились того, что русские подданные польско-литовского королевства стали воспринимать его как враждебное, чужое и несправедливое.
Одновременно в сознании западнорусского народа прочно укоренились представления о Белом Русском Царе носителе Божественной Правды и справедливом защитнике всей Руси и Крещенного (т.е. Православного) мира.
Польские короли и римские папы понимали, что подвластная им Русь никогда не покорится пока на востоке от Днепра будет стоять престол православного царя-надёжи (так его называли в народе). И поэтому в римской курии и Кракове (тогдашняя столица Речи Посполитой) люто ненавидели Московскую державу и столетиями интриговали и строили козни против нее.
После падения в 1453 году Ромейской (Византийской) империи Великое княжество Московское, ставшее при Иване IV Грозном Русским царством оставалось единственной православной державой, которую римские папы всячески пытались (но безуспешно) склонить к церковной унии.
Фактически Римом ставился вопрос о поглощении православия католицизмом и политическом подчинении Русского государства католическому Западу. В обмен на духовное отступничество и, по сути, национальное предательство наведывавшиеся в Москву папские посланники сулили от имени папы, говоря современным языком, вхождение страны под именем Ruthenia (уже не Русь-Россия) в лоно «цивилизованного Запада».
Коварную и лицемерную суть римских пап и окормляемых ими польских королей в Москве прекрасно осознавали. Поэтому когда в столицу Русского царства прибыл спецпосланник папы иезуит Антонио Поссевино, то его приняли с большим почетом, провели публичные прения по вопросам веры с участием самого царя Ивана Васильевича, который дал понять папскому легату, что после гибели Второго Рима великая миссия Вселенского Столпа правоверного христианства перешла к Русскому царству и что «Москва – Третий Рим, а Четвертому не бывать». После чего Антонио Поссевино щедро одарили и отправили восвояси.
Прения Ивана Грозного и посланника римского папы иезуита Антонио Поссевино
Но то что римской курии не удалось осуществить в отношении Московской Руси польский король Сигизмунд III Ваза и иезуиты навязали русским землям подвластным в то время Речи Посполитой.
Этот король был фанатичным католиком и поставил своей главной задачей установление господства католицизма на всей территории Речи Посполитой с одновременным уничтожением православия, рассчитывая таким образом разорвать духовные связи Западной и Юго-Западной Руси с Русским государством. Во внешней политике Сигизмунд III Ваза считал своей первостепенной задачей борьбу с «врагами римского престола», главным из которых в его глазах было православное Русское царство.
В октябре 1596 года в Бресте под охраной королевских войск во главе с троцким воеводой Николаем Криштофом Радзивиллом Сироткой под присмотром королевских послов и иезуитов состоялся т.н. Брестский церковный собор, на котором группа иерархов-вероотступников во главе с киевским митрополитом Михаилом Рогозой заявили об утверждении акта подчинения римскому папе и создании т.н. Русской униатской (греко-католической) церкви (РГКЦ).
Брестская уния имела катастрофические последствия для дальнейшей судьбы Западной и Юго-Западной Руси. Уния обернулась не «братской любовью во Христе» всех подданных польских королей и великих князей литовских, а жестоким религиозным расколом на русских землях Речи Посполитой.
Несмотря на все старания короля, магнатов и иезуитов Брестская церковная уния не достигла своей цели: православие на польско-литовской Руси папежникам так и не удалось уничтожить.
Но сразу после Брестской церковной унии могло показаться, что светоч Православной Веры может безвозвратно погаснуть, ведь опора и надежда всего Русского и Православного мира - Русское царство погрузилось в Смуту, которой решили воспользоваться римская курия, иезуиты и польские магнаты.
В те непростые времена московским государям созидавшим Русское государство приходилось бороться не только с алчными притязаниями польских панов, татарских ханов, турецкого султана и прочих иноземных властителей охочих до чужого, но и предолевать сильнейшее сопротивление той части московской знати, что вела свою родословную от удельных князей и не желала централизации власти. Ей по нраву была шляхетско-магнатская анархия, на путь которой встало польско-литовское королевство.
Но, т.к. времена когда держатели уделов могли открыто бросить вызов московскому государю канули в Лету, то в дело пошел яд. Первой жертвой коварных отравителей на великокняжеском престоле стала мать Ивана Грозного Елена Глинская.
Великая княгиня Елена Васильевна была из рода западнорусских князей Глинских, обширные владения которых находились на территории современной Белоруссии. Но после неудачного восстания в 1508 году против польского владычества на Западной Руси князья Глинские с домочадцами вынуждены были отъехать (как тогда говорили) в Великое княжество Московское. А в 1526 году юная княжна Елена стала избранницей великого князя Московского и государя всея Руси Василия III. По воспоминаниям современников это была выдающаяся женщина - изумительно красива, умна и прекрасно образована, в совершенстве владела немецким, польским и латинским языками.
Великий князь Московский и государь всея Руси Василий III и великая княгиня Елена Васильевна
После кончины (декабрь 1533 г.) венценосного супруга великая княгиня Елена Васильевна сформировала правительство под началом талантливого военачальника и администратора князя Ивана Телепнёва-Оболенского, внутренняя политика которого была направлена на укрепление центральной государственной власти против сепаратистских поползновений удельных князей и бояр. Были начата коренная реформа местного самоуправления, предполагавшая передачу судебных и административных полномочий на местах от наместников («свирепых, аки львы») выборным общественным властям – земствам. Земская реформа впоследствии была продолжена Иваном Грозным и окончательный переход большинства земель Русского царства на земское управление произошло к 1555-1556 годам. В последующем земства сыграли решающую роль в преодолении Смуты в Русском царстве.
В 1535 году была проведена денежная реформа, вследствие которой в государстве была введена единая монетная система. В пользу служилого дворянства было ограничено монастырское землевладение. Помимо этого, было развернуто строительство новых городов и крепостей, а в Москве всего за три года была построена по последнему слову тогдашнего фортификационного зодчества стена Московского посада (Китай-город).
Глава правительства Елены Глинской князь Иван Телепнёв-Оболенский
Успешной была и внешняя политика. В 1534 году польский король и великий князь Сигизмунд I начал войну с Московской державой с целью захвата Смоленска. Король Сигизмунд рассчитывал, что за кончиной Василия III в Московской Руси последует смута, а великую княгиню Елену Глинскую он всерьез не воспринимал. Но он жестоко просчитался. Поход войск Сигизмунда на Смоленск закончился полным провалом. В ответ московские полки под началом князя Ивана Телепнёва-Оболенского дошли до столицы литовско-русского великого княжества – Вильно. А в результате перемирия 1536–1537 годов с Русским государством были воссоединены Черниговские и Стародубские земли.
За годы правления (1533-1538) Елены Глинской был создан серьезный задел для дальнейшего успешного развития Русского государства. Деяния государыни на благо Русской державы вызывали у погрязшей в удельщине боярской верхушки лютую ненависть «за пренебрежение к старине», которую всячески поносили Елену Глинскую как злую чародейку.
В начале апреля 1538 года Елена Васильевна внезапно умирает. Молодая и полная сил государыня была отравлена, а глава ее правительства князь Телепнёв-Оболенский был зверски убит.
Прошлое изменить невозможно, но все же ход истории является не предопределенным, а вариативным и мы вполне можем представить какую мощную и передовую по тем временам державу, достигнув совершеннолетия, получил бы в правление от матери высокообразованный государь Иван IV.
Совершив убийство Елены Глинской, боярская верхушка посеяла семена великой Смуты в Московском государстве, которая спустя десятилетия едва не погубила Русское царство.
Комментарии
Комментариев пока нет