Прошел 21 год как вступил в силу Договор о создании Союзного государства. По человеческим меркам - это возраст гражданской зрелости, а по политическим - целая историческая эпоха. Взять хотя бы Советский Союз. Это союзное государство было образовано на месте исторической России в 1922 году и за 21 год прошло гигантский путь в своем развитии. Если в 1922 году это была пораженная тотальной разрухой и крайне истощенная Первой мировой и Гражданской войнами страна, то в 1943 году СССР уже уверенно шел к Великой Победе над фашистской объединенной Европой во главе с гитлеровским рейхом.
Советский Союз в 1943 году был великой державой, уверенно идущей к победе над гитлеровским рейхом
Конечно, Советский Союз и Союзное государство - величины несопоставимые, но история каждого из них наглядно свидетельствует, что при наличии ясно определённых целей и задач государственного строительства и политической воли у руководства за срок в 21 год можно достигнуть самых убедительных результатов.
Что касается Союзного государства, то этот геополитический проект явно задержался на старте. Договор о создании Союзного государства, вступивший в силу еще в январе 2000 года, фактически так и остался неосуществленным. Действительно, многие положения этого соглашения не воплощены до сих пор. Так, создание Парламента Союзного государства, призванного принимать общесоюзные законы прямого действия, было заморожено по инициативе Республики Беларусь после того, как закон о выборах в союзное законодательное собрание был принят в первом чтении белорусскими и российскими парламентариями.
Затем последовала эпопея с Конституционным актом Союзного государства. На первых порах работа над союзным Основным законом велась достаточно активно. Так, при подготовке документа в работавшую над ним белорусско-российскую комиссию поступило порядка 140 предложений и замечаний по 40 статьям проекта Конституционного Акта.
Следует заметить, что до определенной поры руководство Российской Федерации и Республики Беларусь придавали данному вопросу немаловажное значение. Достаточно сказать, что в декабре 2009 года решением Высшего Государственного Совета Союзного государства сопредседателями комиссии по подготовке Конституционного Акта стали председатель Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлов и председатель белорусской Палаты представителей В.П. Андрейченко. Однако после придания комиссии столь высокого статуса работа по Конституционному Акту была остановлена.
Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов, председатель Палаты представителей РБ Владимир Андрейченко и Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин (справа налево) обсуждают проект Конституционного Акта
Невоплощенными остались и планы по введению единой валюты Союзного государства. Первоначально речь шла о ее введении с января 2004 года, о чем было заявлено президентом Белоруссии и председателем Высшего государственного совета Союзного государства А.Г. Лукашенко. Однако этого не случилось. Сроки появления общесоюзных денег не единожды переносились и до сих пор вопрос остается открытым.
Несомненно, принятие Конституционного Акта и введение единой денежной единицы -задачи стратегические и требуют самой основательной подготовки, и, как видим, для этого не хватило и двух десятков лет. Но в Договоре о создании Союзного государства имеются статьи, которые не носят стратегического характера, но их выполнение имеет большое значение для процесса союзного строительства. Это относится, к примеру, к вопросу формирования общего информационного пространства (ст. 18). Сразу после вступления в силу Договора о создании Союзного государства в обществе и в официальных кругах немало говорилась об общем информационном пространстве. Предпринимались и определенные шаги в этом направлении.
С сентября 2007 года выходит в эфир Телерадиовещательная организация Союзного государства (в настоящее время телеканал БелРос), которая ведет вещание на спутниковом телеканале ТРО. Телеканал БелРос распространяется ведущими российскими и белорусскими кабельными сетями.
В настоящее время потенциальными зрителями союзного телеканала являются 64 миллиона жителей Российской Федерации, Республики Беларусь и стран СНГ. На первый взгляд цифра внушительная, но все-таки это возможные зрители, и это отнюдь не показатель влияния данного телеканала на общественные настроения.
Помимо телеканала БелРос союзные средства массовой информации представлены рядом печатных и сетевых изданий, а также Информационным агентством Союзного государства «Союз-инфо». И хотя надо признать, что информационных ресурсов, освещающих союзную тематику, явно недостаточно, но основная проблема не в их количестве, а в содержании тех сведений, которые они распространяют.
К примеру, союзные СМИ достаточно подробно освещают вопросы белорусско-российского сотрудничества. Однако оно преподносится исключительно с точки зрения межгосударственных отношений и совершенно не рассматривается с позиции национально-культурного единства белорусов с русским народом и принадлежности Белоруссии вместе с Россией к великой Русской цивилизации.
Если же обратиться к белорусским СМИ (исключая прозападные, которые ведут оголтелую антироссийскую и русофобскую пропаганду), то приходится свидетельствовать, что Российская Федерация преподносится в ряду иностранных государств, практически не говорится (хотя в последнее время положение дел в этой области стало меняться к лучшему) о том, что Союз с Российской Федерацией является гарантом территориальной целостности, военной безопасности и необходимым условием поступательного развития Республики Беларусь. Со всей очевидностью необходимость «российского щита» проявилась во время жесткого политического кризиса в Республике Беларусь летом-осенью 2020 года, когда твердая позиция Российской Федерации и ее готовность оказать помощь (в том числе силовую) Минску послужила серьезным сдерживающим фактором для западных заказчиков несостоявшегося государственного переворота в Белоруссии.
Защита Союзного государства от «гибридной агрессии» - общее дело Белоруссии и России
К сожалению, из белорусских средств массовой информации практически невозможно узнать о подлинном состоянии дел в российской промышленности, сельском хозяйстве, науке, образовании и культуре. Если бы не вещание в Белоруссии (в эфире и кабельной сети) российских (пусть и урезанных) телеканалов (и то далеко не всех) и не русскоязычный сегмент сети интернет, то белорусские граждане имели бы не просто неполное (как в настоящее время), а полностью искаженное представление о российской действительности.
Таким образом, говорить в настоящее время об общем информационном пространстве Союзного государства еще слишком преждевременно. Для решения этой важнейшей задачи необходим серьезный пересмотр информационной политики государств-участников Союзного государства в сторону усиления линии, направленной на укрепление национально-культурного единства Белоруссии и России в рамках цивилизации Русского мира.
Российская Федерация – страна роботов и космонавтики
Союзное строительство в области образования также далеко от завершения и в основном сводится к обеспечению равных прав граждан Союзного государства в получении образования на всей его территории, но при этом до сих пор не создана концепция развития общего образовательного пространства Российской Федерации и Республики Беларусь.
Особенно неприглядное положение сложилось в области гуманитарных дисциплин: история, философия, литература. В Российской Федерации и Республике Беларусь в корне разнятся подходы к преподаванию этих предметов в средних и высших учебных заведениях. Приходится свидетельствовать, что в Белоруссии гуманитарные науки преподносятся учащимся таким образом, чтобы сформировать у них ложные представления об отсутствии национально-культурного единства и общей истории белорусов с русским народом.
Союзное государство и евразийская интеграция в целом не будут обладать должностной устойчивостью без серьезного развития гуманитарной сферы взаимодействия, которая до сих пор пребывает на вторых ролях, безнадежно проигрывая вопросам экономической направленности.
Общее гуманитарное пространство Союзного государства должно строится на общерусской идейной основе. Необходимо направить должные усилия на формирование общесоюзной системы образования с общей программой преподавания гуманитарных дисциплин. Несомненно, сделать это будет непросто, т.к. уже упущено много времени, а за прошедшие годы геополитические противники России, Белоруссии и Союзного государства затратили немало усилий и средств для того, чтобы российская и белорусская системы образования стали максимально отдаленными друг от друга.
Посол Белоруссии в России Владимир Семашко выступил с обнадеживающими сведениями о союзном строительстве
Работа по укоренению идеи Русского мира в Республике Беларусь потребует значительных и целенаправленных усилий. А если этого не делать, то об успешном строительстве Союзного государства можно будет позабыть.
Хотя в последнее время появились признаки того, что период «заморозки» союзного строительства, наконец, подходит к завершению.
Как сообщил недавно посол Республики Беларусь в Российской Федерации Владимир Семашко, «все дорожные карты по интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь будут согласованы до конца апреля».
А к 1 января 2022 года должны быть приняты предусмотренные дорожными картами межправительственные соглашения.
«Их много, по каждой карте может быть и два, и три соглашения. Нужно пройти все внутригосударственные процедуры, подписать их и ратифицировать с таким расчетом, чтобы с 1 января 2022 года заработали единые рынки электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, транспортных услуг, прежде всего железнодорожных, заработала единая промышленная политика, сельскохозяйственная и т.д. Конец этой работы уже виден», - отметил Владимир Семашко.
В связи со сказанным очень хотелось бы верить, что слова белорусского посла отражают действительное положение дел, а не являются всего лишь успокаивающим общественность жестом. И все же будем надеяться, что Союзное государство входит в качественно новый этап своего развития.
Комментарии
Комментариев пока нет