Недавно в Российском центре науки и культуры в Минске состоялась белорусско-российская видеоконференция «Белая Русь и Российская держава. К 300-летию провозглашения Российской империи», организаторами которой выступили Институт стран СНГ (Москва), Белорусское общественное объединение «Русь», Представительство Института стран СНГ в Республике Беларусь при поддержке Представительства Россотрудничества в г. Минске.
В видеоконференции приняли участие белорусские и российские историки, политологи и общественные деятели. Ведущим мероприятия выступил доктор философских наук, профессор Лев Евстафьевич Криштапович.
К участникам видеоконференции с приветственным словом обратился руководитель Представительства Россотрудничества в Белоруссии Крусткалн Эдуард Феликсович, который, в частности, отметил, что, благодаря государю Петру Алексеевичу Романову, 300 лет назад в результате победы русского оружия в 21-летней Северной войне был подписан Ништадтский мирный договор между Швецией и Россией, и с того времени Русское государство стало называться Российской империей, а Петр I принял титул императора.
Криштапович Лев Евстафьевич (Минск), доктор философских наук, профессор, говоря о значимости Петра как преобразователя средневекового Русского царства в державу нового времени — Российскую империю — привёл слова А.С.Пушкина, сказанные о первом русском императоре:
«Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник».
Учреждение Российской империи – это выдающееся событие, и понимание этого факта – есть тема нашей конференции, отметил Л.Е.Криштапович.
Жарихин Владимир Леонидович (Москва), заместитель директора – учёный секретарь Института стран СНГ, говоря о данном событии как об общем юбилее России и Белоруссии, остановился на том, что, говоря об истории как о воспоминании, необходимо всё же извлекать из нее уроки.
«Если бы тогда было создано мононациональное государство, то мы не имели бы тех территориальных и духовных завоеваний, которые имеем сегодня. Именно модель многонациональной страны позволила добиться тех успехов, которые мы имеем. Россия находится на огромном Евразийском континенте, где нет разделения морями и океанами, поэтому у нас происходит постоянное взаимодействие и обмен, в том числе генетический, между народами Северной Евразии, и это позволяет нам не только выживать в тяжёлых климатических условиях и нередко враждебном окружении, но и добиваться значительных успехов.
Нам надо беречь лучшее из наследия Российской империи: взаимное уважение и сотрудничество во имя общего блага между народами российского имперского пространства. При этом мы должны не забывать, что со времен Рюрика в созидании Русской державы вместе со стержневым русским народом принимали участие финно-угорские и тюркские народы. Поэтому мы не должны поддаваться на разрушительные идеи мононационального государства».
Елфимов Вадим Алексеевич (Минск), кандидат исторических наук, доцент, остановился на сути таких понятий, как «империя» и «имперское мышление». Говорил о том, что имперское государство предполагает великие пространства, великие задачи, великие возможности, великие желания, и если эти великодержавные свойства направлены на развитие и справедливое мироустройство, то это можно только приветствовать.
«Российская империя за всю историю своего существования показала, что она несёт только положительное начало. Нельзя привести ни одного примера, когда бы имперские притязания России отрицательно сказывались бы на общеисторическом развитии мировой цивилизации».
Вспоминая советский период также как имперский в истории России, Вадим Елфимов отметил, что и тогда проявилось положительное имперское мышление и по расширению границ, и по справедливому устройству общества не только внутри страны, но и за пределами границ СССР.
В настоящее время мы находимся в начале становления нашей «третьей империи». И в этом нельзя усмотреть ничего отрицательного, «потому что империя – это объединение, концентрация усилий, размах движений. По большому счёту, имперское мышление есть необходимое условие процветания и развития Российского государства и тех стран, которые к нему тяготеют, ибо содействует усилению их возможностей».
«Сегодня лженационалистические группы пытаются извратить историю – мы это видим на примере украинского народа, который искусственно пытаются оторвать от общерусской культуры. В этом смысле Белоруссия существенно отличается от Украины. В белорусском народе, вопреки столетней пропаганде (советской и постсоветской), что белорусы якобы какие-то нерусские, глубоко укоренено чувство общерусского единства. После драматических событий 2020 года понимание этого стало появляться и в коридорах белорусской власти».
В заключение Вадим Елфимов отметил, что русский народ – это народ государство- и системообразующий, народ-собиратель, таким и должен оставаться впредь. «Русские люди никогда не подавляли и не угнетали другие народы, и в этом их величие».
Скориков Иван Иванович (Москва), публицист, политолог, заведующий отделом Украины Института стран СНГ, высказал непонимание по вопросу даты празднования Дня России – 12 июня: «Эта дата у многих граждан вызывает недоумение: ведь этот день фактического отречения русского государства от множества его имперских территорий, где проживают миллионы наших соотечественников, которые не отрекались от имперского советского флага, и перед которыми Россия находится в большом долгу. В этот день сложно принимать поздравления».
Иван Скориков также отметил, что дате 2 ноября – дню учреждения Российской империи – уделяется непозволительно мало внимания, и что этот же вопрос на Валдайском форуме перед Президентом Российской Федерации В.В.Путиным поднимал первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками К.Ф.Затулин. В завершение выступающий выразил надежду, что именно день провозглашения Российской империи станет новой датой празднования Дня России.
Агафонов Артём Владимирович (Минск), политолог, историк, публицист, высказал сожаление о том, что дата 2 ноября не стала значимой и масштабной, «потому что в этот день была создана одна из величайших империй, простирающаяся от Финляндии до Аляски»; а также показал значение этой даты для Белоруссии: «Именно Россия освободила белорусов от польского гнёта, когда "белорусы стали людьми зваться", а не быдлом. До воссоединения с Российским государством на Западной/Белой Руси были только польская знать (собственные западнорусские князья и бояре или ушли в Москву, или ополячились) – по языку и самосознанию, и белорусское крестьянство, которое панами не ставилось ни во что. И вот 300 лет назад было создано величайшее государство, спасшее белорусский народ от исчезновения, которое, переродившись в 1917 году, стало ещё более великим и, пройдя ещё одну смуту 90-х, сохранило себя и сейчас динамично развивается».
Артём Агафоном отметил, что для подавляющего большинства белорусов Россия является центром притяжения: «У нас говорят на русском языке, у нас общие традиции, общая культура, огромный пласт исторического сознания, общая история с Россией. Наконец, мы происходим из общего русского корня. Белорусская пятая колонна превозносит мифическое, созданное в их воспаленном воображении Великое княжество Литовское (ВКЛ), которое с реально существовавшим Литовско-Русским государством имеет мало общего. Проводники польских интересов в Белоруссии пытаются вылепить у белорусов русофобское самосознание и насадить враждебное отношение к России. Но это – путь к самоуничтожению!»
В заключение выступающий заметил, что и в Российской Федерации, и в Республики Беларусь необходимо «активнее продвигать не только нашу общую советскую, но и имперскую историю, потому что, приходя на новые земли, Российская империя развивала их, это была империя развития».
Э.Ф.Крусткалн обратил внимание на то обстоятельство, что в российской и белорусской исторической науке преобладает польско-шляхетский взгляд на события, связанные с крахом Речи Посполитой в конце XVIII столетия.
В учебниках истории Белоруссии и России говорится о т.н. разделах Польши, где последняя представляется некой жертвой хищных государств-соседей - России, Австрии и Пруссии. В то же время для белорусских земель это был спасительный возврат в лоно русской государственности. В связи с этим научной общественности необходимо добиться, чтобы историческая справедливость восторжествовала в отношении воссоединения Западной/Белой Руси с Российским государством.
Фадеев Александр Владимирович (Москва), заведующий Отделом Белоруссии Института стран СНГ, профессор, коснулся того, какую жизненно важную роль для Республики Беларусь играет Союз с Российской Федерацией: «Для Белоруссии, которая лишена выхода к морю, Россия – это единственный надежный источник решения проблем, связанных с санкциями, морские пути — это самая серьёзная поддержка белорусской экспортно ориентированной экономики».
Далее А.В.Фадеев сказал, что противники нашего Союза довольно агрессивно пытаются навязать мнение, что Российская Федерация якобы несет угрозу независимости Республики Беларусь. Однако Договор о создании Союзного государства не предусматривает создание единого государства. В нём сказано о союзе двух суверенных государств.
Евсеев Владимир Валерьевич (Москва), военный эксперт Российского института стратегических исследований, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, рассмотрел вопросы безопасности Союзного государства и взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в области военно-политической интеграции.
Отметил, что в условиях нарастающего противоборства на мировой арене и нестабильности в международных отношениях очевидно, что нынешняя степень военного сотрудничества РБ и РФ требует перехода на более высокий уровень взаимодействия.
По мнению В.В.Евсеева, было бы целесообразно уже в ближайшее время организовать совместное производство вооружения, а также предусмотреть возможность размещения российских войск на территории Белоруссии, так как «военных учений для успешного взаимодействия при существующей внешней угрозе недостаточно».
Фролов Кирилл Александрович (Москва), заведующий отделом по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ.
Празднование 300-летия провозглашения Российской империи принципиально важно, т.к. необходимо раз и навсегда закрыть тему «молодого Российского государства» и его институтов, таких как армия и спецслужбы, которым по либеральной версии - 30, по советской - 100 лет.
Забывая и недооценивая свое имперское наследие, современная Россия проигрывает. Великое наследие и правовое преемство Российской империи наряду с правопреемством СССР должно быть закреплено в ключевых правовых документах Российской Федерации, в том числе, в Конституции.
Помимо того, Российская империя являлась не только одной из форм русской государственности, но и наследницей Восточно-Римской, или Ромейской, империи. Это преемство (символом которого стал двуглавый орел) было передано Русской державе супругой великого князя Московского и государя всея Руси Ивана III великой княгиней Софьей (принадлежала к восточно-римской императорской династии Палеологов) и получило закрепление в доктрине «Москва - третий Рим».
Современной России принадлежит всё наследие и правопреемство Российской и Ромейской империй, по сути, одной православной вселенской империи, а статус Катехона (держава, Удерживающая мир от окончательной победы зла) является обоснованием битвы за самодержавность (полный суверенитет) России и исполнение ею обязанности встать во главе мировых сил, выступающих против «антихристова» проекта глобализации.
Не менее важным является празднование 300-летия провозглашения Российской Империи для союзной Белоруссии. После событий августа 2020-го года стала очевидной полная несостоятельность пресловутой «многовекторности» и польской идеологической конструкции «Беларусь — неРоссия», выдаваемой за «белорусскую».
Единственным созидательным мировоззрением, необходимым Республике Беларусь, является «западнорусизм», возвращающий белорусам право быть русскими, которого их лишили еще в 1920-е годы Троцкий и компания.
Мы должны следовать заветам великого Достоевского, который писал, что «хозяином Русской Земли является русский человек — великоросс, малоросс, белорус, и они суть одно».
В условиях «гибридной войны» Польши и Литвы против Белоруссии настало время вспомнить о том, что восточная Польша – это Холмская Русь, где находится «младшая сестра» «матери монастырей русских», Киево-Печерской Лавры, Супрасльская Лавра.
А Вильнюсу нужно напомнить, что этот город – одна из первых русских столиц – Вильно. Нам же не надо забывать слова непревзойденного
Федора Тютчева:
«Над русской Вильной стародавной
Родные теплятся кресты,
И звоном меди православной
Все огласились высоты…»
Кирилл Владимирович Шевченко (Минск), доктор исторических наук, профессор, рассмотрел возникновение Российской империи и её значения с точки зрения восприятия этого события галицко-русскими интеллектуалами.
«Нынешние украинские националисты вряд ли подозревают о том, что их предки называли себя вовсе не украинцами, а галицкими русинами, и галицко-русская интеллигенция как раз была твердо уверена в существовании единого русского народа от Карпат до Камчатки. И составной частью этого единого русского народа они считали и галицких русинов.
В XIX веке в публицистике и научных произведениях представителей галицко-русского движения настойчиво проводится мысль, что развитие Московской Руси и создание Российской империи – это достижение не только великорусской ветви русского народа. В этот процесс внесли существенный вклад и представители Западной Руси, т.е. Малой, Белой и Галицкой Руси».
Выступающий напомнил о галицко-русском публицисте и общественном деятеле Осипе Манчаловском, который в конце XIX-начале XX века писал о том, что идеологические и культурные предпосылки создания Российской империи были заложены еще в XVII веке. Он особенно выделял в этом значение деятельности Епифания Славинецкого, Мелентия Смотрицкого и Симеона Полоцкого. Он указывал на роль, которую сыграли основатели Славяно-Греко-Латинской академии, многие из которых потом стали соратниками Петра 1.
Галицко-русские публицисты подчеркивали тот факт, что в окружении Петра было много представителей Малой Руси. Особую роль галицко-русские публицисты уделяли Феофану Прокоповичу, который был одним из крупнейших идеологов петровских реформ. Они подчеркивали очень важную мысль, которая востребована и в наше время: наряду с великороссами в возведении Российской империи и развитии великой русской культуры приняли самое деятельное участие представители Западной Руси в лице малороссов и белорусов.
«Сейчас, когда позиция современных украинских историков заключается в том, что между русскими и украинцами якобы нет ничего общего, это звучит особенно актуально, и поэтому участие белорусов, малорусов и русин в созидании Российской империи и русской культуры необходимо всемерно популяризировать», – заключил Кирилл Шевченко.
Сергеев Николай Максимович (Минск), представитель Института стран СНГ в Белоруссии, председатель Белорусского общественного объединения «Русь», отметил, что Российская держава (в отличие от Речи Посполитой) воспринималась восточнославянским, т.е. русским населением Белой Руси, однозначно как своё государство, государь которого был для белорусов Белым Царем, т.е. священным самодержцем, носителем «Божественной Правды и Справедливости».
Поэтому вполне закономерно, что среди ближайших соратников Петра Первого было немало тех, кто имел корни на Белой Руси. Достаточно вспомнить светлейшего князя А.Д.Меншикова (по версии А.С.Пушкина, его отец был русским православным шляхтичем из-под Орши) и первого генерал-прокурора России «честнейшего и неподкупного царского надёжи» П.И.Ягужинского (уроженец местечка Кубличи, ныне Ушачский район Витебской области), а также венценосную супругу Петра Великого Екатерину I Алексеевну. По мнению ряда современных исследователей, её семья происходила из Минского воеводства тогдашней Речи Посполитой.
Когда во второй половине XVIII столетия Речь Посполитая находилась в глубоком кризисе на грани распада, единственной державой, которая добивалась сохранения Речи Посполитой, была Российская империя. По поручению Екатерины II князем Потемкиным был разработана целая программа по спасению этого государства. При этом единственное, что требовалось от польского короля Станислава Понятовского и сейма Речи Посполитой — это прекратить гонения на Православную церковь и преследование западнорусского православного населения. А вот Австрия и Пруссия, наоборот, были заинтересованы в разделе Речи Посполитой и рассчитывали при разделе этого государства прибрать к рукам ее обширные западные территории.
3 мая 1791 года сейм Речи Посполитой принял т.н. «Правительственный акт» (польск. Ustawa rządowa), который превращал эту формально федерацию в унитарное польское государство с единственной государственной религией католицизмом. Если до принятия этой «конституции» (так этот акт называют в Польше) восточнославянские земли в составе Речи Посполитой хотя бы формально именовались Русью, то в принятом сеймом «Правительственном акте» такого понятия не было вообще. Речь шла о полном ополячивании западнорусских земель.
Поэтому воссоединение Западной/Белой Руси с Русским государством в конце XVIII века (в то время это была Российская империя) означало спасение белорусской ветви русского народа от исчезновения с этнической карты Европы. И поэтому необходимо добиться того, чтобы те, хоть уже и далекие события, но всё ещё продолжающие влиять на самосознание наших современников, освещались в учебниках истории Республики Беларусь и Российской Федерации с точки зрения общерусских, а не польско-шляхетских интересов.
Геращенко Андрей Евгеньевич (Витебск), писатель, председатель Координационного совета белорусских организаций российских соотечественников.
Драматические события, прошедшие в Республике Беларусь в 2020 году, когда существенная часть белорусского общества едва не превратилась в таран, направленный на разрушение белорусского государства, Союзного государства, ОДКБ и ЕАЭС, стали возможны, в том числе, и потому, что в течение длительного времени в нашей республике доминировала (пусть и не гласно) разрушительная культурно-идеологическая концепция «Беларусь — неРоссия», а по сути — «Беларусь — не Белая Русь».
Остановить эту идеологию распада может только другая, по-настоящему народная и сильная идеология: от неРоссии к Белой Руси, к общерусским корням, к нашему единству. Для этого коренным образом должна быть перестроена вся гуманитарно-историческая и образовательно-воспитательная составляющая государственной политики Республики Беларусь с простой и ясной концепцией в итоге: «Белая Русь – только вместе с Россией! Будущее – в Союзном государстве!».
Мы, великороссы (русские), украинцы и белорусы – один народ, одна большая и великая нация, нация Всеслава Чародея, Ярослава Мудрого, Владимира Красное Солнышко, Петра Великого, нация трёх православных Софийских соборов – Киевского, Новгородского и Полоцкого, нация Скорины и Мстиславца, Петра Могилы и Богдана Хмельницкого, нация Пушкина, Толстого, Гоголя, Шевченко и Колоса, народ, победивший фашизм в самой страшной в истории человечества Великой Отечественной войне!
Подводя итоги видеоконференции, участники отметили, что чрезвычайно важным для поступательного развития Союзного государства и упрочения общерусского национально-культурного единства является осознание нашим обществом жизненно важной преемственности и связи времён: Российская империя, Российская Федерация, Республика Беларусь.
Пресс-служба БОО «Русь»
Комментарии
Комментариев пока нет