Что касается Республики Беларусь, то здесь до сих пор имеет место неразвитость системы политических партий. Если подходить к этому вопросу с чисто юридической стороны, то вроде бы все в порядке. В республике официально зарегистрировано и действует полтора десятка политических партий и более двух тысяч общественных объединений самой разнообразной направленности.
Для деятельности партий в Республике Беларусь созданы необходимые правовые условия. Другое дело, что эти общественно-политические формирования не пользуются, по крайней мере пока, сколько-либо заметной популярностью, поддержкой со стороны населения и соответственно не имеют реального влияния на социально-экономический и политический курс государства. В чем причина такого положения? Еще с советских времен широко распространено мнение, что партии в большинстве своем должны создаваться снизу самими гражданами, и призваны выражать политические интересы последних. Это что касается «хороших» народно-демократических партий.
Эмблема одной из народно-демократических партий
В свою очередь различные буржуазные партии, создаются «денежными мешками» и являются проводниками их интересов. Все это действительно так, с одним лишь уточнением. Не только буржуазные, но и народно-демократические партии нуждаются в серьезном финансировании. В противном случае это будут не более чем политизированные группы по интересам. Но любое внешнее финансирование ставит партию в зависимость от тех, кто дает деньги.
К этому следует добавить, что в любом уважающем себя государстве финансирование политической деятельности из-за границы как минимум не приветствуется. Так что средства для своей деятельности партии должны искать внутри страны. А если в стране нет крупных экономических групп, заинтересованных в собственных политических рычагах или широких слоев населения, категорически недовольных существующим положением дел, то и необходимых условий для появления действительно активных и полноценных политических партий не имеется.
Буржуазные партии выражают интересы, в первую очередь, стоящих за ними «денежных мешков»
Нечто подобное мы имеем в настоящее время в Белоруссии, где созданы необходимые правовые условия для партийной деятельности, но до последнего времени отсутствовали социально-экономические условия, содействовавшие повышенной политической активности граждан. Возможно, бурные события, связанные с президентской кампанией 2020 года станут серьезным толчком в этом направлении и уже в обозримом будущем на белорусском политическом небосклоне появятся реально действующие политические партии. Как говорится, время покажет.
От «государства для народа» к «соборному государству»
Несомненно, общество нуждается в гражданах, занимающих активную жизненную позицию и которым в хорошем смысле «есть до всего дело». Только в этом случае между властью (хотя не каждому чиновнику это понравиться) и обществом могут установиться отношения сотрудничества или как говорили в старину соработничества, когда государство будет восприниматься гражданами не как некая внешняя принуждающая сила (а ведь сейчас многие из наших сограждан именно так воспринимают государство), а общее дело для всех.
В этом отношении поистине бесценным может оказаться опыт (естественно с поправкой на время) вечевого устройства старой домонгольской Руси. И удивляться тут нечему, ведь нередко новое – это хорошо забытое старое.
Со стародавних времен на Руси существовал особо выделяемый иноземцами вид управления – народоправство, когда людьми сообща решались важнейшие вопросы, касающиеся жителей определенной территории. Вот что писал еще в VI веке известный восточноримский (византийский) историк Прокопий Кесарийский: «Эти племена, словене и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом».
А в XIII веке уже в Лаврентьевской летописи было сказано, что на Руси вече существует с незапамятных времен: «Новгородцы бо изначала и смоляне, и кияне, и полочане, и вся власти яко на думу на веча сходятся».
Важно подчеркнуть, что в вече имели право участвовать «все граждане», т.е. взрослые дееспособные жители города и окрестностей. Само слово «гражданин» происходит от слова «град», т.е. город и пришло к нам из той седой старины. Следует добавить, для веча не имел значения общественный статус гражданина, в нем участвовали как «люди» (по терминологии того времени), т.е. широкие слои свободных граждан, владевших землей и скарбом (имуществом), так и «лучшие мужи» (князья, бояре, духовенство).
Последние нередко руководили вечевыми собраниями, но, как известно, руководить и господствовать – далеко не одно и тоже. В старой Руси знать не имела возможности подчинить или игнорировать вече, а между вечем и князем существовали договорные отношения. В те времена на Руси князья были не монархами, а правителями или военачальниками, управлявшими подвластными землями в рамках, определенных договором («рядом») между «людьми» и князем. Кстати, из сказанного становится понятен и смысл выраженной Янкой Купалой извечной мечты белорусов «людзьмi звацца». В данном случае речь идет о глубинной исторической памяти белорусского народа о «золотых временах вечевой Руси».
Объем статьи не позволяет подробно касаться устройства и работы веча как учреждения, но это были не какие-то стихийные митинги (как это нередко преподносят фильмы на историческую тему), на которых решение вопроса определяется исключительно силой крика (а то и кулака) участвующих, а вполне упорядоченные совещания, проходившие с соблюдением установленных правил.
Конечно, между вечем и князьями была постоянная борьба за первенство, но в целом равновесие между ними просуществовало до монголо-татарского нашествия и литовских завоеваний.
Служивые люди Русского царства
Польские короли от попавших под их власть западнорусских земель требовали «покоры» и упраздняли вече, а на востоке Руси набиравшее силу Московское государство строилось не на старинных вечевых основах, а по военно-служилому принципу. Последними оплотами вечевого строя, были Новгород, Псков и Полоцк. В Полоцке вече было ликвидировано польским королем и великим литовским князем Казимиром IV в 1470 году, а в Новгороде и Пскове вечевой строй был упразднен великим князем Московским Иваном III в 1478 и 1510 годах соответственно. Однако вечевая традиция имела столь глубокие корни в сознании народа, что в виде казачьего самоуправления просуществовала вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Кстати, большевики, выдвигая лозунг «вся власть советам!», играли именно на исторической памяти народа, и это во многом им позволило выиграть гражданскую войну. Иное дело, что очень быстро советы были подмяты партийной бюрократией, но это уже другая история.
Для чего мы это вспоминали? Дело в том, что, к примеру, в современной Республике Беларусь существуют правовые предпосылки, в принципе, позволяющие сформировать в республике политическую систему, когда власть будет не просто выступать от имени народа (об этом говорит любая власть), а иметь живую связь с лучшими из граждан и совместно с ними выстраивать политику государства. Речь идет о законодательно оформленной в Белоруссии разноуровневой системе «собраний граждан» и референдумов, т.е. об основе вечевой или соборной демократии в ее современном варианте. В республике созданы необходимые правовые условия (соответствующие статьи конституции и законы) для максимально возможного участия населения в делах общества и государства. Но, увы, система соборной демократии в Белоруссии в полной мере так и не заработала.
Всебелорусское народное собрание
Создание правовой базы это только первый шаг. Необходима большая работа по преодолению косности сознания и формированию партнерского взгляда общества и власти друг на друга. А ведь уже первый опыт проведения народных собраний показал, что таким вечевым съездам по плечу решение самых сложных задач. Примером тому может служить первое Всебелорусское народное собрание (октябрь 1996 г.), благодаря которому был положительно разрешен языковой вопрос. Именно в ходе собрания по настоянию делегатов в языковую статью, выносимого на референдум проекта новой редакции Конституции Республики Беларусь, была внесена ныне действующая формулировка о государственности белорусского и русского языков.
К сказанному следует добавить, что институт народных собраний никак не заменяет собой законотворческую деятельность парламента и местных советов. Народные собрания концентрированно выражают мнение народа, исходя из которого и должен выстраиваться курс государства в нынешнем неспокойном мире.
Комментарии
Комментариев пока нет