Нуждаются ли классики в «реанимировании» ?

« Назад

Нуждаются ли классики в «реанимировании» ? 18.02.2021 17:01

Или «…Неровная и резвая семья…»

О Пушкине сказано и написано все, что было возможно…Обманчивое впечатление! Приходят новые поколения - и открывают для себя нового Александра Сергеевича. Собственного…

Вот только чтобы это произошло наверняка, нам, взрослым, нужно изрядно постараться. Ведь современные глянцевые кумиры так наглядны, понятны, броски. Куда уж там  «старине глубокой»!

А ведь Пушкин да Лермонтов с их дерзостью, эпатажностью, непримиримостью к общепринятым нормам, правилам, законам не просто  могут  соответствовать нынешнему психологическому и нравственному концепту.Эти авторы крайне современны, их творчество безумно актуально, если вдуматься.

Обращусь, с вашего позволения, к собственному опыту. Как-то раз удалось заинтересовать ребят беседой о том, каким они видят Пушкина-лицеиста, подростка, своего ровесника. Гаджеты у всего класса были под рукой, информации(полезной и, как водится, бесполезной) – в избытке. Что тут началось!.. Урока нам не хватило.

Условились через неделю принести весомые аргументы, четкие доказательства в виде ссылок, стихотворных строк, чтобы каждый сумел отстоять свою позицию. Так постепенно мы вышли на работу исследовательского характера.Безусловно, она была плодом совместных усилий.Но терпения и боевого задора хватило лишь Лизе С.: именно с ней мы приблизились к этапу оформления, защиты работы, участия в конференции  и так далее.Однако это совсем другая история.

Сейчас же мне хотелось бы вернуться к мысли о насущной необходимости «реанимирования» живого облика классиков. Интерес к личности автора, понимание мотивов поступков и – как следствие - осознание его внутреннего мира . Потом открывается ТВОРЧЕСТВО! А вот это уже навсегда.

И только взрослый человек, осознающий простоту, логичность и неизбежность данной цепи, способен открыть подростку этот путь.

Условия обучения и воспитания в Царскосельском Лицее как источник формирования личности поэта всегда представляли интерес для исследователей всех мастей и рангов. Не скажу, что мы собирались открыть Америку. 

Однако согласитесь, что занятной и небесполезной может оказаться попытка сравнения тех условий, аспектов, факторов – двухсотлетней давности – и всего, что формирует личность ребенка ныне.Вдруг мы что-то пропускаем? Не учитываем? Не умеем? НЕ хотим сделать некое усилие, чтобы новые великие поэты, дипломаты, адмиралы и просто достойные люди, честные и грамотные, ходили рядом по земле!

Или набор детей для обучения в Лицее был столь уникален, преподавательский состав - таким высокопрофессиональным, что и повторить-то не следует мечтать? Итак, немного истории.

Нынче учебные заведения часто меняют статус: институты становятся университетами, школы и ПТУ реорганизуются в лицеи, гимназии, колледжи. Вот только не происходит волшебства: не появляются в них новые Пушкины и Ломоносовы. Таким образом, дело, вероятно, не в названии учебного заведения, а в атмосфере и качестве знаний?

При открытии, например, Царскосельского лицея в воздухе витала надеждана возрождение страны, свободной от невежества и рабства. Название «Лицей» стало символом самого лучшего воспитания и образования России 19 века.

Лицеисты должны были изучить правоведение, философию, историю религии, политэкономию, логику; овладеть искусством сочинительства на французском, немецком, латыни и - непременно!- русском языке, что было особенно важно в эпоху преклонения перед всем иностранным.

«Постановление о Лицее» требовало «никогда не [говорить] без идей!». Конкретность, практичность в сочетании с образованностью – здесь воспитывали  все эти качества.
 
В истории мировой литературы не было другого такого случая, чтобы поэт или писатель в своем творчестве настолько подробно, часто и вдохновенно говорил о школе, воспитавшей его; так много внимания уделял однокашникам и преподавателям. Похоже на то, что здесь, в Лицее, Александр Сергеевич Пушкин не просто сформировался как поэт. Он был здесь счастлив, а это, согласитесь, дорогого стоит.

Если судить с точки зрения банальной успеваемости (что, к сожалению, делаем мы, современные преподаватели), то из 30 выпускников Лицея у Пушкина - 28 место по достижениям в учебе. «Более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум»,- писал о нем директор лицея. 

В дальнейшем 17 выпускников – чиновники, 12 посвятили себя военной службе. Но лишь один становится профессиональным литератором. Мы задумались над тем, как это произошло: вопреки воспитанию, образованию, полученным в Лицее, или благодаря им; вопреки царившей в этом учебном заведении атмосфере и сложившимся взаимоотношениям – или опять же благодаря этому фактору?

В 1818 году юный поэт получил следующую характеристику: «Легкомыслен, ветрен, нерадив, впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет особенную страсть к поэзии» (С.Г. Чириков, лицейский учитель рисования). Бросается в глаза противоречие: «нерадив» и «усерден». Александр проявлял усердие и повышенный интерес к изучению гуманитарного цикла, уже тогда занимавшего все помыслы. Он так и останется «человеком страстей»…

«Достойным приобретением первоначального воспитания» Е.А. Энгельгардт, директор, назвал знание французской литературы.

Директор подразумевал в первую очередь любовную лирику и романы, которые «унизили юношеские чувства» т.е. не по возрасту рано развили интерес будущего поэта к теме любви.

«Читал охотно Елисея, а Цицерона проклинал», – признавался  впоследствии Александр Сергеевич.

Интересно, в частности, отметить, что для улучшения качества образования в Лицее использовались самые современные приборы. Например, был приобретен прибор для демонстрации магнетизма и электричества. Подобная машина стоила 1750 руб. С.В. Зверев в книге «История денег» пишет, что в начале 19-го веков земские учителя получали жалование 10 – 15 руб., что являлось немалым доходом (в начале 20-го века за эти деньги можно было, допустим, купить рояль). Насколько же щедрая сумма была выделена для приобретения научного прибора!

Главное правило «Постановления» гласило: «Ученики никогда не должны быть праздны…Директору поставляется в обязанность, чтоб воспитанники в свободное время разговаривали на том и другом (т.е. родном и иностранном –Примеч. автора) языках», – вспоминал И.Селезнёв.

Устав Лицея  1810 года в 4-ой  главе регламентировал  «Способы учения»:  «Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять детей пространным изъяснением, но возбуждать  собственное его действие».

Таким образом, свободного времени практически не было, требования учебные и дисциплинарные – жесткие, отношение преподавателей – подчеркнуто требовательное. Хотя нужно признать, что Е.А.Энгельгардт, В.Ф. Малиновский, И.К.Кайданов, А.П.Куницын, Н.Ф.Кошанский, Д. де Будри - всеобщие любимцы   несмотря на свою требовательность. «Храните правду, жертвуйте за нее», – искренно напутствовал директор. Такими и были преподаватели. За долгие годы был  уволен только один сотрудник (за «ненадлежащее» поведение): надзиратель по учебной и нравственной части М.С. Пилецкий -Урбанович.

Лицей за годы своего существования воспитал 12 министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна. Это не так уж и трудно объяснить: здесь стремились воспитать принципиального, благородного человека, достойного члена общества, для которого справедливость – выше карьеры.

Итак, условия обучения и воспитания способствовали формированию целеустремленной, творчески развитой личности, реализации творческого  потенциала. Происходило это отнюдь не вопреки установленным требованиям, а во многом благодаря им.

«....В начале жизни школу помню я: //Там нас, детей беспечных было много; //Неровная и резвая семья…»(Александр Сергеевич Пушкин). Лицейская семья формировалась во взаимовлиянии всех, кто входил в этот  «беспечный, резвый » круг.

Не вопреки, а благодаря продуманной, отлаженной системе работы был дан толчок развитию творческих способностей очень многих воспитанников Лицея.

В.О.Ключевский в своих заметках писал: «Пушкин - восприимчивый и наблюдательный, с трезвым и бодрым взглядом на жизнь, благодарный судьбе за радость и горе, умеющий ценить хорошее чужое и шутить над дурным». Несомненно, именно Лицейская слаженная «команда»  наградила Пушкина этими качествами, а Александр Сергеевич, в свою очередь, нашел им применение в своем творчестве, реализовал. 

Не желая ни в коей мере задеть хоть кого-либо, все же задам риторический вопрос: «Не проходим ли мы, современные педагоги, ежедневно и ежечасно, мимо особенных, одаренных иначе, нежели все остальные, подростков?

Ольга Юрченко, МГО РОО «Русское общество»


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.07.24

Беларусь стала полноправным десятым по счету членом ШОС. Соответствующее решение было подписано на заседании Совета глав государств-членов ШОС 4 июля 2024 года в Астане. Астанинский саммит ШОС считают «саммитом друзей Путина» и «триумфом Си».

09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru