1 октября 2019 года в Ереване состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором было подписано соглашение о зоне свободной торговле с Сингапуром, утверждена Концепция формирования общего финансового рынка, приняты документы в сфере транспортировки и поставки газа. «Члены Высшего Евразийского экономического совета одобрили основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2020 год. Среди приоритетных направлений – углубление сотрудничества с государствами-участниками СНГ, выстраивание системного диалога с Европейским союзом, ШОС, АСЕАН, АТЭС» [1].
В рамках заседания было отмечено, что в октябре 2019 года вступает в силу временное соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС с Ираном, а также соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС с Китаем. Однако на фоне явных внешнеполитических успехов, о которых шла речь на заседании Высшего Евразийского экономического совета, в ЕАЭС накопился ряд внутренних проблем, требующих особого внимания со стороны лидеров евразийской интеграции.
В Докладе о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который в конце 2018 года опубликовала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), отмечается снижение общественной поддержки евразийской интеграции. Причина снижения — это недостаточная «популяризация в государствах-членах процессов евразийской интеграции» [2].
По официальным данным Евразийского банка развития (ЕАБР), снижение общественной поддержки участия в ЕАЭС в 2017 году происходило в России (с 69% до 68% опрошенного населения) и в Беларуси (с 63% до 56% опрошенного населения) [3].
В 2018 и 2019 годах подобные исследования со стороны ЕАБР не проводились. Это вызывает ряд вопросов со стороны экспертного сообщества ЕАЭС, особенно на фоне прошедшей «Бархатной революции» в Армении (13 апреля — 8 мая 2018 года) и транзита власти в Казахстане (19 марта – 9 июня 2019 года).
Внешние факторы
Самое большое падение общественной поддержки евразийской интеграции произошло в Республике Беларусь, с 63% до 56% опрошенного населения, т.е. 7% за год. Причины такого падения необходимо искать среди ряда внешних и внутренних факторов.
Среди внешних факторов можно выделить комплексное воздействие со стороны прозападных структур. По данным аналитиков, в Республике Беларусь функционирует 46 независимых СМИ, 91 некоммерческая организация, 32 мозговых центра и 244 блогера, работа которых направлена на переориентацию внешнеполитического курса республики [4]. За пределами Беларуси аналогичной работой дополнительно занимается целый ряд хорошо финансируемых НКО и экспертов [5].
Сколько в Беларуси организаций занимается продвижением евразийской интеграции – вопрос риторический. О реальном количественном и качественном «балансе» говорить пока рано. В связи с этим и наглядный результат – официальная статистика по снижению уровня общественной поддержки евразийской интеграции.
Известные исследователи А.Грамши, В.Лефевр, С.Кара-Мурза показали, к чему приводят долгие годы работы по влиянию на общество со стороны различных структур. На основе их исследований можно сделать следующие выводы.
Первое. Власть опирается на культурное ядро общества, которое включает в себя «совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков» [6, c. 34].
Второе. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого культурного ядра и разрушение этой коллективной воли ведёт к революции и смене элит.
Третье. Установление и подрыв власти – это «молекулярный» процесс, протекающий как невидимое изменение мнений и настроений в сознании каждого человека (малыми порциями).
Четвёртое. Непосредственное «рефлексивное» управление обществом осуществляется с помощью СМИ в форме идей, образов, символов, охватывающих интеллектуальную и чувственно-эмоциональную сферы.
Человеку, на которого оказывается «рефлексивное» воздействие трудно разобраться в сложных механизмах формирования образов и используемых технологиях. Он воспринимает образ, идею и символ как нечто целое, обладающее силой социального действия. И это целое отожествляется человеком со СМИ. Поэтому СМИ многие называют «четвёртой властью».
В работе С.Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» показывается, что в западных странах функции четвёртой власти реализуются с помощью метода манипуляции сознанием масс, построенного на скрытом воздействии, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции.
Эти функции в современном мире могут распределяться между СМИ, мозговыми центрами, некоммерческими организациями, блогерами, YouTube и Telegram каналами, а также сообществами в социальных сетях. С их помощью можно быстро добиться краткосрочного эффекта при решении частных задач:
Обеспечить легитимность принимаемого решения (выступление «независимого эксперта» в СМИ с поддержкой законопроекта);
Сформировать нужные электоральные предпочтения (поддержка кандидата со стороны «независимых блогеров», публикация «компромата» на оппонентов в Telegram);
Сфокусировать внимание общественности на нужную тему (создание инфоповодов через публикации экспертов и блогеров) и так далее.
Однако, если деятельность всех этих структур «рефлексивного» управления не скоординирована со стратегией развития государства или противостоит ей, то рано или поздно наступит деградация власти и общества.
В связи с этим, именно гражданское общество становится инструментом концептуальной борьбы за пути развития Беларуси на современном этапе. Та концепция, которая будет доминировать среди институтов гражданского общества, со временем станет движущей силой для социальных преобразований в государстве.
Наиболее сильное влияние на общественное мнение со стороны институтов гражданского общества Беларуси оказывают блогеры, сообщества в социальных сетях, YouTube и Telegram каналы. Именно на них ориентирована молодёжь, как на основной или единственный источник получения информации.
В Беларуси работа большинства таких структур направлена не на гармонизацию отношений между властью и обществом, а на раскол и противостояние. Особенно активно это происходит в отношении евразийских интеграционных проектов: ЕАЭС и ОДКБ. Прозападные институты гражданского общества преподносят евразийскую интеграцию как негативное явление для Беларуси. Активно используются приёмы «мягкой силы», что в конечном итоге ведёт к снижению уровня общественной поддержки евразийской интеграции.
Попытки заблокировать со стороны государства прозападные институты гражданского общества или осуществлять над ними «тотальный контроль» будут расцениваться, как отход от принципов демократии с последующим введением санкций со стороны западных партнёров.
Возникает естественный вопрос: как реализовывать евразийские проекты, направленные на повышение благосостояния белорусского народа, и минимизировать издержки санкционного давления? На наш взгляд, необходимо сменить навязанную нам парадигму противостояния по линии «власть – общество» на концептуальную борьбу экспертов внутри гражданского общества. Поэтому для решения данной проблемы целесообразно предоставить моральную, информационную и материальную помощь тем структурам гражданского общества, которые работают на объединение социума вокруг евразийских проектов, обеспечивающих устойчивое развитие Беларуси в долгосрочной перспективе.
Внутренние факторы
Среди внутренних факторов, влияющих на снижение общественной поддержки евразийской интеграции, можно выделить следующие.
Первое. В Республике Беларусь на сегодняшний день отсутствует фонд поддержки публичной дипломатии и институтов гражданского общества. Подобные фонды активно работают в России (Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова) и в Германии (Фонд имени Конрада Аденауэра), и доказали свою эффективность. Благодаря работе подобных фондов происходит процесс выявления и обучения талантливой молодёжи, которая в будущем рекрутируется элитой. Мероприятия, которые организуются при поддержке подобных фондов, помогают развивать связи между институтами гражданского общества различных стран и формируют притягательный имидж государства.
Отсутствие в Республике Беларусь фонда поддержки публичной дипломатии и институтов гражданского общества может иметь ряд стратегических последствий (в частности, «старение» элиты и потеря кадров в лице талантливой молодёжи). Поэтому решение данной проблемы — это вопрос времени. Автор предлагает следующую инициативу.
С февраля 2020 года Республика Беларусь будет председательствовать в ЕАЭС. Также в 2020 году представители белорусской стороны займут должности Председателя коллегии Евразийской экономической комиссии и Генерального секретаря ОДКБ. Это откроет уникальную возможность для республики внести свой вклад в развитие ЕАЭС.
Во время своего председательства руководство Республики Беларусь может предложить инициативу создания Фонда поддержки общественных инициатив. Цель фонда — укрепление гражданского общества стран-участниц ЕАЭС и реализация совместных гуманитарных проектов по популяризации и поддержке евразийской интеграции.
Соучредителями фонда могут выступить все 5 стран-участниц ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия). Это решит множество правовых вопросов, касающихся «иностранной поддержки» и «иностранного капитала».
Второе. В Беларуси существует недостаток подготовки общественных лидеров, что в итоге приводит к «маргинализации» значительной части гражданского общества и к последующим «низким» результатам работы. Для решения данной проблемы актуально запустить научно-образовательные курсы «Общественный лидер ЕАЭС». Цель данных курсов – обучить общественных лидеров грамотному юридическому руководству их НКО, методам публичных выступлений, ведения блогов, работы со СМИ, организации мероприятий и т.д.
Третье. В информационном пространстве Беларуси (и не только) существует проблема недостаточного освещения процессов евразийской интеграции. На сегодняшний день среди белорусских телеканалов нет ни одной передачи, посвящённой евразийской интеграции. В связи с этим, у части населения Беларуси существуют определённые стереотипы и скептическое отношение к ЕАЭС.
Для решения данной проблемы актуально запустить передачу на одном из национальных телеканалов, которая будет посвящена теории и практике евразийской интеграции. Передача сможет решать следующие задачи:
Объяснять зрителям, что такое ЕАЭС, зачем он нужен и какие от него выгоды для Беларуси и её граждан.
Показывать положительные стороны евразийской интеграции: успехи в сферах торговли, производства и новых технологий; реализация совместных проектов стран-участниц ЕАЭС; гуманитарные мероприятия институтов гражданского общества.
Освещать основные события в сфере евразийской интеграции: результаты работы ЕЭК и Суда ЕАЭС; нововведения в правовой, экономической и других отраслях ЕАЭС.
Запуск подобной передачи сможет повысить уровень общественной поддержки евразийской интеграции и популяризировать ЕАЭС среди населения Республики Беларусь.
Четвёртое. В Беларуси отсутствует постоянно действующая евразийская дискуссионная площадка, которая смогла бы обеспечивать «баланс» в отношении большого количества прозападных структур. Данная проблема актуальна и для других стран-участниц ЕАЭС, т.к. сторонники евразийской интеграции в настоящее время разобщены.
Именно на дискуссионных площадках происходит генерация новых идей, разрабатываются экспертные рекомендации для лидеров стран-участниц ЕАЭС и выявляется талантливая молодёжь. Объединение на единой платформе также необходимо и для разработки идеологии евразийской интеграции, без которой невозможно скрепить народы евразийского интеграционного пространства на долгосрочной основе.
Для решения данной проблемы актуально запустить в столицах стран-участниц ЕАЭС постоянно действующие евразийские дискуссионные площадки. Объединение сторонников ЕАЭС является необходимым шагом для продвижения евразийской интеграции «снизу». Только с общественной поддержкой возможно получить синергетический эффект от интеграции, т.к. экономические успехи должны подкрепляться идеологической составляющей, иначе интеграция превратится в «прагматический союз чиновников». Без идеологического наполнения другие геополитические центры силы будут постепенно откалывать части от нашего общего цивилизационного пространства.
Идеология евразийской интеграции должна выражать мечту, к которой мы стремимся совместными усилиями. Данная мечта сможет подарить многим гражданам смысл жизни, вернуть веру в себя и в наше общее будущее, реализовать глубинные потребности наших народов в победах, в справедливости и в консервативных ценностях.
Из мечты должна создаваться долгосрочная концепция развития евразийской интеграции, учитывающая историко-культурные особенности наших народов. Концепцию актуально строить на классическом евразийстве, цивилизационном подходе и наших общих традициях, которые выражают главную ценность наших народов – «Быть хозяином своей земли».
Литература:
Итоги ВЕЭС: подписано Соглашение о свободной торговле с Сингапуром, утверждена Концепция формирования общего финансового рынка, приняты документы в сфере транспортировки и поставки газа. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии, 2019. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/01-10-2019-9.aspx
Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза 2018. М.: ЕЭК, 2018. 154 c.
Интеграционный барометр ЕАБР СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. 111 с.
Анализ работы Запада в Беларуси. Агентство социального инжиниринга, 2019. [Электронный ресурс] URL: https://sea.com.ru/wp-content/uploads/2019/03/Analiz_raboty_zapada_v_Belorussii.pdf
Деятельность НПО в Белоруссии в интересах Запада. Центр стратегических оценок и прогнозов, 2019. [Электронный ресурс] URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/438/deyatelnost-npo-v-belorussii-v-interesah-zapada-8976
Лефевр В. А. Рефлексия. М: «Когито-Центр», 2003. 496 с.
Алексей Тома, председатель правления научно-культурного учреждения «Евразийское Партнёрство». Минск, 19 октября 2019 г., eurasian-studies.org
Комментарии
Комментариев пока нет