Президенту Республики Беларусь
Лукашенко А.Г.
Председателю Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь
Андрейченко В.П.
Председателю Совета Республики
Национального собрания Республики Беларусь
Кочановой Н.И.
Председателю Президиума Национальной академии наук Беларуси
Гусакову В.Г.
Министру внутренних дел Республики Беларусь
Кубракову И.В.
Министру культуры Республики Беларусь
Бондарю Ю.П.
Министру образования Республики Беларусь
Карпенко И.В.
Министру информации Республики Беларусь
Луцкому И.В.
Генеральному прокурору Республики Беларусь
Шведу А.И.
ОБРАЩЕНИЕ
левопатриотических общественных объединений Белоруссии, образовавших Координационный Совет «ЕДИНСТВО»
У преступлений белорусских пособников немецко-фашистских оккупантов нет срока давности
Обратиться к Вам нас побудило появление в интернете информации о распространенной 29 января с.г. от имени координационного совета оппозиции петиции против признания бело-красно-белой символики экстремистской и её запрета в законодательном порядке. Сообщается, что под этой петицией уже собраны десятки тысяч подписей, и она предназначена для передачи в Министерство культуры, Генпрокуратуру и МВД Республики Беларусь. Согласно данной петиции якобы мнение примерно 100 граждан нашей республики, несколько ранее обратившихся в Генеральную прокуратуру с просьбой о признании БЧБ флага экстремистским, объявляется «прихотью» этих граждан, против которой выступает во много раз больше граждан, чем в её поддержку. Появившийся в связи с этими сообщениями комментарий к изданию «Наша Нiва» директора Института истории академии наук Беларуси В. Лакизы, свидетельствует о непонимании им сути вопроса и сложившейся ситуации.
В связи с изложенным считаем своим долгом от имени наших членов и сторонников заявить по поводу юридического статуса бело-красно-белого флага, знака «Погони» и клича «Жыве Беларусь!» с отзывом «Жыве!» следующее.
Как известно, перечисленные флаг, знак и клич, начиная с 1918 года, были опознавательными знаками создателей так называемой БНР, лидеры которой запятнали себя сотрудничеством вначале с германскими, а затем с белопольскими интервентами. В период 1930-х годов они были символами тех структур белорусской эмиграции, которые сотрудничали с гитлеровским режимом. В то же время среди патриотически настроенной части населения республики эти символы сколько-нибудь серьёзной поддержки не имели, а БЧБ флаг рассматривался как «сцяг беларускага фашызма» (см., например, примечание к стихотворению «З фашыстоўскай падваротнi» в сборнике К. Крапiвы «Выбраныя вершы» (Мн. 1935, стр. 93), которое в 1946 г. было повторено в его же сборнике «Смех i гнеў» на стр. 16, где о цвете БЧБ флага написано: «колер нацыянал-фашысцкага беларускага сцяга»).
Эта же символика внедрялась на территории республики в период гитлеровской оккупации именно как официальная, причём зачастую БЧБ флаги и «Погоня» фигурировали совместно с откровенно гитлеровской символикой – флагами и свастикой. Этот флаг и «Погоня» были символами таких структур активных гитлеровских пособников, как Беларуская Народная Самапомач (впоследствии – Беларуская Самапомач), Беларуская Рада Даверу и Беларуская Цэнтральная Рада. Начиная с первых недель оккупации они использовались в оккупационной печати, включая первую страницу каждого номера ведущего печатного органа этих пособников – «Беларускай газэты». Они были символами Саюза Беларускай Моладзi, который признаётся белорусским аналогом гитлерюгенда, а издававшийся для актива этой организации журнал так и назывался «Жыве Беларусь!» Применялись при праздновании таких «знаменательных» для оккупантов и их пособников дат, как 25 марта – день провозглашения БНР, 20 апреля – день рождения Гитлера и 22 июня – день нападения гитлеровцев на нашу Родину в 1941 году.
Они же использовались в таких вооружённых структурах гитлеровских пособников, как Беларуская Самаахова, вооружённые деревни, Беларуская Краёвая Абарона, присутствовали на опознавательных знаках таких наиболее квалифицированных карательных формирований пособников оккупантов, как 13-й белорусский полицейский батальон СД, батальон железнодорожной охраны и новогрудский эскадрон. А главы гитлеровской оккупационной администрации Кубе и Готтберг, выступая перед своими пособниками на немецком языке, завершали свои выступления кличем «Жыве Беларусь!» на белорусском языке.
В послевоенный период указанная символика широко использовалась в среде белорусской послевоенной эмиграции, в подавляющем большинстве состоявшей из тех, кто запятнал себя активным сотрудничеством с оккупантами или поддался на их пропаганду. Именно бывшие гитлеровские пособники, а впоследствии также их биологические и идейные наследники заняли ведущие посты в общественных организациях послевоенных белорусских эмигрантов. Они активно участвовали в СМИ, которые вели подрывные передачи против СССР в период холодной войны, а также издавали свои публикации, в которых внедряли в сознание читательской аудитории своё видение событий, видение с позиций тех, кто действовал во вторую мировую войну на стороне фашистов и потерпел в ней поражение. Известно, что одним из лидеров послевоенной белорусской эмиграции – президентом Рады БНР Абрамчиком выдавались удостоверения с печатью в виде «Погони» американским разведчикам-парашютистам, которые забрасывались на территорию нашей республики. А сейчас публикации деятелей белорусского зарубежья предлагаются читательской аудитории как некий «новый взгляд», без должного разьяснения их сущности.
В середине 1990-х годов среди политически активного населения республики был значительный процент тех, кто были участниками и очевидцами Великой Отечественной войны и знали об этой символике не понаслышке. Поэтому не приходится удивляться, что во время референдума 1995 года большинством белорусских граждан (более 75%) эти символы, навязанные националистами в 1991 году, были отменены. Так что отмена этих символов произошла не «по прихоти сотни человек», а по воле миллионов избирателей, выразивших свою волю в 1995 году на референдуме, имеющем высшую юридическую силу.
В настоящее же время значительная часть политически активного населения практически не имеет представления о позорной истории этой символики просто в силу своего возраста, поскольку в учебной литературе по истории Великой Отечественной войны в основном говорится о героическом сопротивлении белорусского народа фашизму, а о позорной роли гитлеровских пособников и их символике говорится в лучшем случае вскользь. В результате у многих людей молодого поколения, в частности, у относительно молодых родителей, имеющих детей дошкольного и школьного возраста, иммунитет в отношении этой символики отсутствует. И это в полной мере используется теми силами в республике и за её пределами, которые хотят придать этой символике ореол героизма и признака независимого мышления. С тем, чтобы «демократическим путём» навязать республике «европейский выбор» по профашистскому варианту руководства современной Украины в пользу НАТО. И те, кто поддается на эту удочку, часто просто становятся заложниками вышеупомянутой символики. Поэтому меры, принимаемые против неё правоохранительными органами, не всегда находят у многих должного понимания.
В связи с этим, чтобы воспрепятствовать распространению в обществе искаженных представлений, наряду с проведением широкой разъяснительной работы, требуются чёткие юридические термины, определения и требования по данному вопросу, которые исключали бы их произвольное толкование.
В этом плане при разработке юридических документов, касающихся запрета рассматриваемой символики, по нашему мнению следует учесть и отразить в них следующее.
1. Рассматривать эту символику, включая БЧБ флаги, иные БЧБ полотнища, значки и надписи, а также знак «Погони» и клич «Жыве Беларусь!» в едином комплексе с символикой нацистской, так как она внедрялась в период оккупации, а не рассматривать её как просто экстремистскую или незарегистрированную.
2. Привести чёткое определение: какие именно изображения относятся к каждой из указанных категорий, причём по каждому изображению дать подробное описание и наглядный рисунок, как это, например, сделано в интернет-материале «Нацистская символика – Википедия» (стр. 1-3).
3. В примечании, касающемся того, в каких случаях публичное демонстрирование, изготовление, распространение этой символики или атрибутики не является незаконным, представляется целесообразным по опыту Германии (см. интернет-информацию «Как в Германии наказывают за свастику», стр. 2) разрешить публикации только в образовательных или научных целях в книгах, журналистских публикациях и произведениях искусства критического или сатирического характера.
4. Использовать положение о том, что хранить вещи с такой символикой не допускается в случаях их публичной демонстрации, с пояснением, что указанную символику нельзя растягивать перед окном или развешивать на стенах напоказ соседям и прохожим (там же). Причём при разъяснении желательно указать, что эти ограничения заимствованы из опыта Германии (чтобы сторонникам «европейского выбора» нечем было оправдываться).
5. Указать, что помимо знамён, полотнищ, лент, значков, униформы, нарукавных повязок, изображений и надписей на транспортных средствах, зданиях, сооружениях, тротуарах, проезжей части дорог и деревьях к числу запрещенных атрибутов и символов относятся также приветствия и пароли (см. интернет-материал: «Нацистская символика – Википедия», стр. 1).
А тем, кто продолжает считать, что символика сама по себе не может быть плохой и поэтому её не следует запрещать, следует напомнить, что, например, знак свастики в течение долгого времени не считался чем-то отрицательным, но приобрёл зловещий смысл именно после использования её гитлеровцами. Так же было и с кличем «Слава Украине!», который не носил зловещего характера, но приобрёл его после того, как стал кличем бандеровцев – пособников гитлеровских оккупантов во время Великой Отечественной войны.
Не допустим на нашей многострадальной и героической земле кощунственного применения символов, под которыми пособники гитлеровских оккупантов осуществляли политику геноцида белорусского народа!
Руководители левопатриотических общественных объединений Белоруссии, образовавших Координационный Совет «ЕДИНСТВО»:
Председатель Республиканского совета
общественного объединения «За демократию,
социальный прогресс и справедливость»,
депутат Палаты представителей
Национального собрания РБ I cозыва,
председатель комиссии по информационной
политике и взаимодействию с общественными
объединениями Парламентского Собрания
Cоюза Белоруссии и России (1997 – 2000 гг.)
В.В. Драко
Председатель Республиканского
Гражданского Комитета
Патриотического общественного
объединения «Отечество»
В.Б. Зеликов
Секретарь-координатор Республиканского
общественного объединения «За Союз и
коммунистическую партию Союза»
Л.Е. Школьников
Секретарь Координационного Совета «ЕДИНСТВО», о
бразованного левопатриотическими общественными
объединениями Белоруссии
Г.И. Симановский
Минск, 10.02.2021
Комментарии
Комментариев пока нет