28 сентября 2020 года в рамках официальной программы VII форума регионов Беларуси и России в формате видеоконференцсвязи состоялась экспертная сессия высокого уровня «Образование как основа исторической памяти и дальнейшего интеграционного развития Союза Беларуси и России».
На сессии выступил руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь, советник Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь Эдуард Крусткалн.
Представительство Россотрудничества в Республике Беларусь под руководством Посольства России в Беларуси, подчеркнул Э. Крусткалн, принимает участие в процессе сохранения общей исторической памяти, активно взаимодействуя с белорусскими партнерами. Проводятся десятки акций и мероприятий на этом направлении: конференции, выставки, семинары, памятные встречи, особое внимание уделяется привлечению молодежи к таким проектам. В качестве примеров он привел недавно открывшуюся выставку «Война глазами фронтовых художников» в Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны. А также состоявшуюся в сентябре в Минской области акцию «Сад памяти».
К сожалению, отметил Э. Крусткалн, со временем историческая память притупляется. И только правильная система образования, которая обязательно включает в себя воспитательный компонент, может обеспечить передачу исторической памяти поколений. Было отмечено, что в процессе работы, несмотря на общую историю, на уровне систем образования России и Беларуси существуют расхождения в понимании некоторых важных исторических событий. Необходимо сблизить подходы к оценке общей истории и важнейших исторических событий как далекого прошлого, так и новейшей истории. Э. Крусткалн считает необходимым сближение и в каком-то смысле даже «унификацию» соответствующих учебников и учебных пособий, учебных и предметных программ и курсов, вводить специальные учебные разделы, посвященные истории создания, современному состоянию и перспективам Союзного государства России и Беларуси, как естественного продолжения восточнославянского (русского) цивилизационного, этнического, языкового и культурного единства, а не только выгодного экономического проекта.
Говоря о ситуации в сфере образования выступающий отметил, что по статистике более 10 тысяч граждан Беларуси за 2019/20 учебный год обучались в российских высших учебных заведениях. Часть из них поступает по результатам отбора по линии Россотрудничества за счет бюджетных ассигнований. Значительная часть белорусских абитуриентов поступает по результатам сдачи ЕГЭ. Это говорит о том, что результаты интеграционных процессов в сфере образования востребованы, надо лишь усилить работу в этом направлении. Одним из таких шагов может стать взаимное признание при поступлении централизованного тестирования (ЦТ) и российского единого государственного экзамена (ЕГЭ), что позволит увеличить набор студентов при поступлении в вузы государств.
Также было обращено внимание на необходимость повышения квалификации преподавателей по разным дисциплинам. И здесь помощь российских регионов бывает очень важной. В течение нескольких лет учителя русского языка и литературы Беларуси участвуют в работе курсов повышения квалификации в г. Санкт-Петербурге, всего около 120 человек.
В рамках реализации проектов и программ, направленных на содействие развитию международного научного сотрудничества, экспорт российского образования, привлечение иностранных граждан на обучение в России Представительство Россотрудничества в Минске и его отделения в Бресте и Гомеле оказывают экспертно-консультационное, информационное, логистическое сопровождение российским образовательным организациям.
Конечно, ни в коем случае нельзя забывать о флагмане интеграционных процессов в образовании – Белорусско-Российском университете в Могилеве, где обучаются более 5 тысяч студентов по образовательным программам двух стран. Предполагается, что открытие новых образовательных программ, сказал Э. Крусткалн, станет предпосылкой для установления качественно новой взаимосвязи науки, промышленности и образования. Это произойдет через развитие системы эффективного взаимодействия университета с ведущими белорусскими и российскими образовательными и научными организациями, будет способствовать повышению качества подготовки выпускников, востребованных на рынках труда России и Беларуси.
И, в конечном счете, должно сказаться на создании единого образовательного пространства Российской Федерации и Республики Беларусь, на формировании кадрового потенциала для инновационной экономики Союзного государства.
Комментарии
Комментариев пока нет