Вряд ли у кого-то получится оспорить утверждение, что Крым – край кинематографический. В знаменитых Каннах и в Анапе по одному кинофестивалю, в Сочи – два, а у нас целых восемь: «КрымДок», «Солнечный остров», «Телекинофорум», «Евразийский мост», «Человек, познающий мир», «Победили вместе», «Золотой Витязь», «Святой Владимир». Несмотря на санкции Запада, на них приезжают авторы художественных и документальных лент из разных стран.
По «Евразийскому мосту»
По надёжному и прочному мосту, наведённому кинематографистами, в четвёртый раз «проехали» вместе со зрителями участники Ялтинского кинофорума с символичным для нашего времени названием – «Евразийский».
Организованный Министерством культуры Крыма под патронатом главы республики Сергея Аксёнова при участии Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Крымского «Киномедиацентра» фестиваль подарил создателям премьерных отечественных и зарубежных игровых и документальных фильмов и зрителям пять ярких дней. Профессионалы и любители экранного искусства провели их не только у экранов, но и на встречах с создателями фильмов, режиссёрами и актёрами. Начинающие кинематографисты активно посещали мастер-классы, а все, кого волнуют насущные проблемы самого популярного вида искусств, – дискуссии за круглым столом.
Участников и гостей фестиваля на яркой, праздничной церемонии открытия встретили в Театре имени А.П. Чехова сопрезиденты форума народный артист России Виктор Мережко и министр культуры РК, заслуженный работник культуры РФ Арина Новосельская, министр культуры РФ Владимир Мединский, народный артист РСФСР Никита Михалков.
Один из отцов-основателей «Евразийского моста» режиссер Н.С. Михалков
В конкурсной программе, кроме российских, были представлены фильмы кинематографистов Франции, Испании, Италии, Китая, Болгарии, Армении.
Впервые в рамках «Евразийского моста» на базе Ялтинской киностудии проведён питчинг кинопроектов: презентация, цель которой найти инвесторов, готовых поддержать таланты. Из ста с лишним заявок отобраны десять проектов в номинации «Сделано в Крыму» и девять – в номинации «Региональное игровое полнометражное кино». Победители получили денежные призы, продюсерскую, экспертную и техническую поддержку.
– В этом городе я чувствую себя, как дома, – признался Никита Михалков. – Как и мои коллеги, уверенные в том, что надо делать наше кино для нашего зрителя, а не для успеха на фестивалях за морями-океанами. Российские фильмы, которые отбираем на «Евразийский мост», свидетельствуют, что наша золотая копилка – национальный кинематограф жив. В этих фильмах выражены мысли и чувства, понятные зрителям. А это и есть настоящее искусство, которое становится классикой. Мы благодарны зарубежным коллегам, которые не боятся пресловутых санкций, приезжают в российский Крым со своими работами, участвуют в жюри. Для нас это очень важно.
Пока зрители наслаждались премьерными картинами, встречались с популярными актёрами и режиссёрами, специалисты оценивали восемь игровых и восемь документальных конкурсных лент кинематографистов из 14 стран. В интернациональном жюри работали москвичи Ольга Кабо и Кирилл Плетнёв, французский режиссёр и сценарист Хамид Бенамра, болгарский режиссёр и поэтесса Майя Вапцарова, испанский киновед Хайме Ногера, кинокритик из Кореи Анджела Ли. Все именитые участники были открыты для общения.
Особым вниманием пользовался самый юный артист из Башкирии Арслан Крымчурин – исполнитель главной роли в фильме режиссёра Александра Галибина «Сестрёнка» по повести классика советской литературы Мустая Карима «Радость нашего дома». В основе сюжета – подлинная история спасения во время Великой Отечественной войны башкирским солдатом украинской девочки, которую он привёз в детский дом, а потом написал жене письмо с просьбой забрать её. В башкирской семье маленькая украинка становится родной.
На вопрос, каково было говорить в картине на двух языках, семилетний мальчуган ответил с непринуждённой улыбкой: «Очень даже просто! Ведь мы дома разговариваем и на русском, и на башкирском. Моя сестрёнка по фильму Марта Тимофеева научилась понимать и говорить по-башкирски».
Гран-при IV Международного фестиваля «Евразийский мост» удостоена картина «Сестрёнка». Под дружные аплодисменты награду принял за уехавшего по неотложным делам режиссёра Арслан Крымчурин. Этой картине отдан и приз зрительских симпатий.
Гран-при «Евразийского моста» в руках юного актера Арслана Крымчурина
Приз за лучшую режиссёрскую работу (картина «Волшебник») получил Михаил Морсков. Главную роль в ней сыграл представивший фильм в Ялте Семён Трескунов – один из самых популярных российских актёров нового поколения, охотно участвующий в крымских фестивалях.
Как верно заметили члены жюри, попасть в конкурсные программы фестиваля такого уровня – уже победа. Так что проигравших на «Евразийском мосту» нет.
Под омофором святого Владимира
В пятый раз принимал участников и гостей фестиваля кино и телефильмов духовно-нравственного содержания Севастополь.
Избрав путеводной звездой имя Крестителя Руси, его организаторы взяли на себя немалую ответственность и обрели большой успех. О чём свидетельствует признание кинофорума «Святой Владимир» одним из лучших культурных проектов, поддержанных Фондом президентских грантов и Министерством культуры России. Поддержкой городу, находящемуся под санкциями, назвал фестиваль начальник Главного управления культуры Севастополя Николай Краснолицкий.
В нынешней программе кинофорума была представлена широчайшая палитра игровых, документальных, анимационных, православных фильмов, созданных кинематографистами из разных регионов России, в том числе совместно с коллегами из Армении, России, Швейцарии, Швеции.
Все пять фестивальных дней фильмы шли в бесплатном доступе в кинотеатрах «Победа» и «Москва» с утра до вечера. Цифра представленных на экране картин впечатляет: 95 игровых, документальных и анимационных лент конкурсной и внеконкурсной программ. На призы в шести номинациях претендовали 52 фильма, отобранные из 318, присланных на конкурс.
Право определить победителей было предоставлено двум жюри. Одно уже в третий раз возглавлял кинорежиссёр и сценарист Юрий Кара. Второе, духовное, от Севастопольского благочиния – протоиерей Стефан Сломчинский. Восемь священников участвовали в обсуждении и оценке всех конкурсных фильмов и телепрограмм.
– Задача нашего фестиваля – говорить со зрителем, – подчёркивает отец Стефан. – На его экранах – картины режиссёров, которые не подстраиваются под публику. Они выражают свои мысли и чувства, не делают шоу из серьёзных тем, доносят до зрителей жизнеутверждающие ценности.
Событием стал приезд делегации сербских кинематографистов во главе с руководителем Белградского медиацентра «Русский экспресс», продюсером Гораном Шимпрагой с картиной «NATO убивает – NATO судит».
– Фильмом, который мы сняли с Милошем Марковичем, хотим до всех донести чудовищность военной операции НАТО против Союзной Республики Югославия во время войны в Косово, – рассказала тележурналист Лиляна Миланович. – Во время бомбардировки телецентра в Белграде 23 апреля 1999 года крылатыми ракетами «Томагавк» погибли 16 человек. Осудили не убийц, а жертву. После переворота суд приговорил директора телецентра к 10 годам тюрьмы, вменив в вину то, что он не вывел своих сотрудников в безопасное место. Но где это безопасное место, когда маленькие дети гибнут в своих домах на руках родителей? Сотрудники выполняли свой профессиональный долг – транслировали в прямом эфире ночную сводку новостей. За это и были целенаправленно уничтожены. Убийцы осудили безвинного человека, моего мужа Драголюба Милановича. Для нас счастье – побывать в героическом Севастополе, встретиться с его жителями.
Режиссёр Юлия Воинова-Жунич презентовала документальный фильм «Я тоже – русский. Две мечты сербского поэта».
– Снимала картину в России, в Республике Сербия и в ДНР, – рассказала режиссёр. – Делала это на свои деньги. По порыву души. И рада, что зрители откликнулись на него. Герой фильма – поэт Любомир Попович двадцать лет прожил в России, сначала в Рязанской области, затем в Усинске Республики Коми. Вернувшись в Сербию, тосковал по России, которую полюбил всем сердцем.
Горан Шимпрага, Алёна Иваниченко, Лиляна Миланович, Драголюб Миланович (слева направо)
Гран-при «Святого Владимира» удостоен игровой короткометражный фильм «Валенки» московского режиссёра Анны Прудниковой на тему семейных ценностей, раскрытую оригинально, просто, без пафоса, трогающую сердце и душу.
Главный приз получила игровая полнометражная картина московского режиссёра Екатерины Устюговой «Право выбора. Вера», которую представил зрителям консультант картины протоирей Евгений Глазунов.
Приз зрительских симпатий вручён московскому режиссёру Виктории Фанасютиной за фильм «Солдатик».
– Мы изначально решили показывать кино, которое задаёт высокую планку – образец вкуса, хорошего тона, – отметила президент фестиваля Алёна Иваниченко. – Фильмы, в которых нет ярких компьютерных эффектов, трюков. В них есть душа создателя, который обращается к душе, к сердцу зрителя, любящего кино не развлекающее, а побуждающее думать, чувствовать. Кино, противостоящее разгулу гламура.
Фильмы «Евразийского моста» и «Святого Владимира» помогают понять происходящее в сегодняшнем кинематографе, возвращающем себе статус важнейшего из искусств, в том числе и при помощи таких кинофестивалей.
Людмила Обуховская, Ритм Евразии, фото: Е. Свок, В. Подлиняев
Комментарии
Комментариев пока нет