В белом зале Храма-памятника в честь Всех святых 21 октября состоялся открытый круглый стол «Крепка семья — крепка держава» с обсуждением поправок в Конституцию РБ. Участвовали руководители и представители министерств и ведомств, журналисты, члены общественных объединений из разных регионов. На круглом столе говорили о достижениях в области семейной политики, о необходимости конституционной защиты семьи, внесением поправки о том, что «семья – это союз мужчины и женщины». В конце открытой дискуссии были подведены итоги республиканского конкурса среди печатных и электронных СМИ Министерства информации и Белорусского союза женщин «Крепка семья — крепка держава».
Мы публикуем полное выступление Протоиерея Федора Повного, настоятеля храма Всех святых в г. Минске.
«Приветствую всех вас, дорогие наши женщины, мужчин тоже приветствую. Приветствую в этом белом зале и искренне рад нашей встрече. Благодарю за доверие. Ведь встреча проходит под сводами храма-памятника, а потому верим, что Господь посетит нас в этом месте через добрые мысли и настоящее чувство верности и преданности, нравственности и созидания духовных основ и традиций семьи.
Только что вы побывали в крипте храма-памятника и познакомились с экспозицией Музея памяти. Вчера, примерно в это же время, здесь после такого же посещения крипты-музея я имел встречу – встречу со студентами 4-го курса факультета международных отношений нашего Белгосуниверситета. Когда мною был задан вопрос о впечатлениях об увиденном и прочувствованном, а аудитория здесь была 27 человек, - так вот только одна девушка смогла удовлетворительно сказать о своих впечатлениях.
Стало немножко печально и даже грустно от такого будущего, которое вырастает на замену нашей дипломатии. Вам такого вопроса задавать не буду, но нахожу важным сказать, и в этой аудитории перед вами, о том, что в ячейках крипты собрана земля; и вы это видели своими глазами – но не просто земля, собраны ее мелкие частицы – прах. Именно на такие частицы распадаются тела умерших. Поэтому биологический состав человека – это и есть земля. Но оказывается, что биологический человек – это самое неприспособленное и несовершенное в природе существо по сравнению с животным миром. Человеком - венцом природы делает нас не физиология, но дух, который един по природе с духом Божиим. И именно наличие этого духа в человеке дает ему достоинство и формирует личность. Именно такой человек творит, а не разрушает; помогает, а не критикует. Именно через такого человека идет любовь Божия ко всем созданиям - ей он делится спасением. Поэтому, когда начинают говорить о людях, лишь как о «биологической массе» – это называется фашизм и сатанизм. Вдумайтесь, словосочетание: «биологическая масса», «человеческий капитал», - эти формулы не подразумевают об отношения к человеку как к образу и подобию Божию. В человеке перестают видеть личность, его обезличивают, превращают в товар. Это небольшое отступление для размышления.
Совсем недавно в очередной передаче на телеканале ОНТ, - правда, без объяснений причин в последнее время эта передача стала транслироваться лишь на Ютюб-канале, - во время подготовки передачи про целомудрие мне как-то по-особому стало понятно, почему наши предки держались за семью. Поругался с женой - приходишь к старшим, или поругалась с мужем - приходишь к родителям, чтобы тебя пожалели и оправдали; а тебе говорят: «Терпи, главное – семью сохранить». Они убеждали нас не только потому, что написано в Евангелии: «не разводитесь», но потому что они умели ценить цельность, и целое у них было всегда в приоритете над частным.
Если это перевести на современный, такой безумно умный язык, то можно сказать: чтобы жизнь развивалась и продолжалась, нужно сохранять матрицу – систему. То же самое делает и природа. Если мы нарушаем ее равновесие, получается в природе катаклизм. Семья – это тоже матрица. Да, отдельным ее членам бывает трудно, и матрица, как любая система, притирает все компоненты. Но, с другой стороны, она дает базу для развития индивидуальностей. Дает возможность ее членам духовно совершенствоваться и становиться полноценными и самостоятельными личностями.
Именно семьи обеспечивают наше общество индивидуальностями в силу неповторимости каждого рода. Но нашим молодым людям уже промыли мозг идеей прав человека. И что теперь? Теперь приоритетом является комфорт человека в системе. Все поставлено вверх дном. Система обязана обеспечивать человеку блага, а не человек обязан поддерживать в рабочем состоянии систему. Кстати, я вчера восстановил в памяти главный правовой документ Республики. И был удивлен тому, сколько ж нам должно государство. И как ничтожно мало должны ему мы. На самом же деле человек ответственен перед любой системой, и только в ответ на выполнение возложенных функций система обеспечивает ему блага и права. А теперь вдумайтесь, а не так ли работает семья. Пока все слаженно выполняют свои обязанности, пока система удовлетворяет всех, дает приятный бонус…, но, как только один из членов семьи начинает «качать права», простите, паразитируя на остальных, - система выталкивает его или разрушается. И вот на этом фоне так называемые либеральные свободы целенаправленно атомизируют человечество, играя на эгоизме и материальных потребностях индивидов. Человек, не встроенный ни в какую матрицу или систему, очень хорошо поддается манипулированию и уничтожению. Его некому защищать, он одинок.
Что интересно? Оказывается, при определенных установках, ради своего личного блага индивид готов сам рушить систему, не задумываясь о других – может становиться даже оружием.
И вот целомудрию как видению целостной картины учит, прежде всего, семья. И без понимания приоритета целого над частным, человек никогда не будет знать, зачем ему государство и он не сумеет любить Родину.
К тому же семья учит хранить верность, т.е. сохранять систему отношений. А, значит, гарантирует, что человек сможет быть верным и Отечеству - как земному, так и Небесному. Таким образом, целомудрие – это важнейшее качество человека, формирующее у него понятие чести. И целомудренная чистота как хранение девства тоже воспитывается в семье - примером верности супругов.
Вспомните самую первую свободу, которую принесла демократия. Какая она была? Она разрешила блуд. Убрали целомудрие – уничтожили семью. Уничтожили семью - добрались до государства. Недаром блуд – это смертный грех.
Блуд сегодня уже уничтожает самого индивида, поскольку нивелирует даже половую принадлежность. Те извращения, которые теперь называют семьей в некоторых странах, заставляют волосы шевелиться на голове. Поэтом каждый белорус должен знать, что семьей называется только союз мужчины и женщины, скрепленный подписью в актах государственного состояния; при желании закрепленный небом в Таинстве венчания. Все остальное – это не семья. Это сожительство и блуд. Конечно, хочешь, живи в сожительстве – твое право, только не требуй от других черное называть белым, а грех добродетелью. Все нужно называть своими именами. Болезнь нельзя принимать за ному для всех. К больным мы обязаны проявлять милосердие и заботу, не ущемлять их права, но для больных существуют определенные ограничения.
Наилучшей средой для воспитания ребенка является полная семья. Этот тезис, мне думается, понятен и очевиден. И сейчас для нас трагедия разводов и социальных сиротств имеет, увы, национальную беду. Поэтому, когда государство говорит о семье, об обязанностях родителей к детям в воспитании и заботе, и детей к родителям - забота и послушание, нужно добавлять: «об обязанности супругов сохранять созданную семью», - конечно, не доводя до абсурда.
Ведь в жизни бывают сложные ситуации, и запрещать разводы - это не эффективно. Гораздо эффективнее учить людей хранить чистоту и верность. Даже, если развод - не бегай в поисках утех. Живи и воспитывай детей, которых родил, помогай человеку, которого бросил, оставайся сам человеком.
Говорить о многодетности с человеком, который не чувствует необходимости в семье, на мой взгляд, бесполезно. Поэтому демографический кризис нас будет обслуживать насколько долго, насколько будет отсутствовать духовность в воспитании. Вот почему всегда эффективнее в семьях воспитывать духовность, чем исправлять плоды безнравственности. А что у нас сегодня школы? Школы, как известно, и об этом много раз мною говорилось, уже 25 лет не воспитывают – только оказывают образовательные услуги.
И еще один, на мой взгляд, важный пункт, касающийся семьи. У наших граждан много прав, но нет самого главного - права на рождение. Аборт может возможным по некоторым медицинским обстоятельствам или показаниям, а в иных случаях могут быть тоже не запрещены, но Государство в сотрудничестве с религиозными и общественными организациями должно делать все возможное для сохранения жизни ребенка. Белорус должен понимать, что аборт – это убийство. Это не простая медицинская процедура. И здесь тоже нужно назвать все своими именами.
Каждый белорус должен понимать, что чужих детей не бывает. Есть разные мамы, есть разные папы, но есть и социальная ответственность каждого гражданина за каждого ребенка. И государство должно воспитывать эту ответственность со школьной скамьи. Желание иметь детей зависит не столько от экономики, сколько от крепости семьи и от совести супругов. А честь с молоду пока воспитывается у нас только в Суворовском училище. Я имею в виду для молодежи.
Что же делать, когда современность вот так довлеет? Ведь уже в Европе законодательно в законах нет понятия человеческого долга, семьи, дома, Родины. Если бы Церковь боялась быть консервативной, она бы давно осталась без Христа в угоду всем в мире. Но она пережила все формации и перестройки. Мы, белорусы, должны быть консервативными во всем том, что касается наших ценностей и традиции. Потому что выживет тот народ, который не дает потухнуть очагу предков. И потому на таких встречах нам нужно называть все своими именами, даже перед камерой. Называть, в том числе, и то, что белорусская нация основана на христианских ценностях любви друг ко другу: милосердие, уважение к старшим, помощи младшим, труде и самодисциплине. В христианской традиции семья – является малой церковью; а материнство возносится образ Богоматери. И, простите, ложная толерантность здесь ни при чем.
Нужно вернуть изучение Евангелия как книги нравственных устоев предков. У детей будет правильное понимание о духовной жизни, будут правильно расставлены приоритеты. Они будут психологически более устойчивыми, потому что им будет понятен этот мир. Они наконец-то поймут классическую литературу и мировое искусство. И тогда они не станут утверждать, что свобода слова – это право клеветать и оскорблять, выражать свое некомпетентное мнение. Да и другие свободы они скорее назовут похотями, нежели своими правами. Семья для них станет и останется ценностью. Вот мысли, которыми мне бы хотелось поделиться с вами сегодня на этой встрече.
Простите, если кто-то не был согласен. Я не навязываю своих мыслей и убеждений, но законы духовной жизни в нашем обществе никто не отменял.
Их незнание приводит к тем страшным катаклизмам, свидетелями осколков которых все мы с вами являемся.
Дай Бог нам всем мудрости, терпения, снисхождения друг ко другу и умения ценить то, чего мы достигли».
Юлия Чирва
Комментарии
Комментариев пока нет