Политика санкций, которой на протяжении многих десятилетий пользуются страны Запада, неоднократно показывала свою неэффективность. Несмотря на это, Европейский союз и США ежегодно вводят против не желающих следовать их требованиям стран многочисленные ограничения. В ряде случаев происходящее выглядит не более чем попытка морального давления без перспективы практических последствий. В то же время нельзя отрицать, что некоторые западные санкции, действительно, могут оказывать влияние на экономику попавших под них государств.
Белоруссия, которая живет под санкционным давлением со стороны Запада практически с момента избрания на пост главы государства Александра Лукашенко, долгие годы старалась не обращать на это особого внимания. Официальный Минск нивелировал большинство негативных последствий от санкций за счет сотрудничества с Россией. Одновременно на Западе, при всей негативной риторике в отношении режима Лукашенко, старались не вводить ограничения в выгодных для себя сферах торгово-экономического сотрудничества с Белоруссией. Более того, после событий 2014 года на Украине и резкого потепления отношений между Минском и западными странами республика оказалась практически свободна от большинства ограничений, и её руководство рассчитывало на дальнейшее сотрудничество с США и Евросоюзом. Однако президентские выборы 9 августа 2020 года перечеркнули все надежды белорусских властей, а Запад начал новую санкционную войну против Белоруссии.
Вплоть до апреля текущего года официальный Минск практически не обращал особого внимания на заявления со стороны ЕС и США. Введенные три пакета санкций Евросоюза оказались не более чем формальностью, призванной продемонстрировать белорусской оппозиции солидарность с ней Брюсселя. Никаких серьезных последствий для экономики РБ они не несут. В Вашингтоне же и вовсе много говорили, но практически ничего не делали, задвинув белорусский вопрос на задний план своей внешнеполитической повестки дня.
Однако события последнего месяца могут серьезным образом изменить ситуацию, так как они напрямую затрагивают один из столпов белорусской экономики – нефтепереработку. 19 апреля стало известно, что Минфин США по предложению Госдепа отменил мораторий на санкции в отношении девяти нефтехимических предприятий Белоруссии, который истекал 26 апреля. Речь идет об ограничениях, которые были введены еще в период 2006-2008 годов к НПЗ «Нафтан», «Белнефтехиму», «Белнефтехим США», Белорусскому нефтяному торговому дому, «Белшине», «Гродно Азоту», «Гродно Химволокно», «Лакокраске» и «Полоцк Стекловолокну». Все представительства концерна «Белнефтехим» за рубежом, а также его американское дочернее подразделение попали в список «блокированных» лиц и институтов, счета которых были заморожены, а американским гражданам и компаниям было запрещено вести с ними дела.
Стоит напомнить, что в 2015 году на волне потепления отношений между Минском и Вашингтоном США заморозили ограничения, впоследствии продлевая мораторий ежегодно. Более того, проблемы в белорусско-российских отношениях привели к тому, что в 2020 году Минск даже начал закупать нефть в Соединенных Штатах. Как известно, первый танкер с американским сырьем прибыл в литовский порт Клайпеда в июне прошлого года, а министр иностранных дел РБ Владимир Макей тогда заявил, что эта поставка – не одноразовый шаг, а долгосрочная программа.
В день президентских выборов прибыл и второй танкер, после чего поставки прекратились. Белый дом не признал Лукашенко легитимным главой государства и пообещал ввести против официального Минска санкции. Именно это, по сути, и было сделано в апреле, когда США заменили действующую генеральную лицензию 2G на 2H, по которой контрагентам любых из подпадающих под санкции белорусских компаний было рекомендовано в течение 45 дней завершить с ними все операции. С 3 июня санкции будут возобновлены.
Действия Соединенных Штатов могли бы не волновать Белоруссию, так как республика и ее нефтехимический комплекс уже проходили подобное и ранее. В «Белнефтехиме» даже заявили, что решение США является «безосновательным и бесперспективным». Однако в этот раз ситуация оказалось иной, а в проблему может быть втянута и Россия. В частности, 27 апреля в ряде СМИ появилась информация о том, что российские нефтяные компании из-за боязни попасть под американские санкции могут приостановить поставки на Новополоцкий НПЗ.
При этом необходимо помнить, что «Нафтан» является одним из двух нефтеперерабатывающих заводов Белоруссии (второй находится в Мозыре) с производственной мощностью около 200 тыс. баррелей в сутки. Здесь перерабатывают около 9-10 млн. тонн нефти в год, или около половины всего сырья, поступающего в республику. На работе данного НПЗ завязан не только белорусский экспорт нефтепродуктов, но и деятельность ряда предприятий республики, таких как «Полимир» и «Могилевхимволокно». И, как показывает практика, любые вопросы, которые возникают хотя бы у одного из белорусских нефтеперерабатывающих заводов, самым негативным образом сказываются на всей экономике республики.
В данном случае проблемой является то, что основными поставщиками сырья на белорусские НПЗ, и на «Нафтан» в частности, являются российские компании, самые крупные из которых – «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Кроме того, нефть в республику поставляют «Татнефть» и компании бизнесмена Михаила Гуцериева, имеющего близкие отношения с А. Лукашенко, «РуссНефть» и «Нефтиса». Введение американских санкций, которые вполне могут быть распространены не только на белорусские НПЗ, но и на всех, кто с ними работает, рискует стать причиной обеспокоенности российских импортеров.
В то же время пока нет никакой официальной информации о том, что «Роснефть» или иные компании из РФ отказываются работать с Белоруссией. В том, что этого не произойдет, уверены в белорусском правительстве. Хотя в Минске и чувствуется определенная нервозность по этому вопросу: здесь стали проходить акции протеста у посольства США, а Белорусский профсоюз работников химической, горной и нефтяной отраслей промышленности (Белхимпрофсоюз) выступил с обращением, в котором призвал Вашингтон отказаться от политики санкций, так как «предприятия нефтехимического комплекса могут потерять рынки сбыта из-за невыполнения контрактных обязательств».
Стоит отметить, что нынешние белорусско-российские отношения в нефтегазовой сфере зависят не столько от экономической целесообразности и рисков, связанных с иностранными санкциями, сколько от политического сотрудничества Минска и Москвы. Решения о поставках принимались и будут приниматься не руководством «Роснефти» или «Татнефти», а в Кремле. В условиях же нынешней ситуации как вокруг Белоруссии, так и России ожидать того, что Москва бросит своего союзника, не имеет смысла.
Более того, нельзя забывать, что РФ и сама продолжительный период борется с западными санкциями, а многие из российских нефтяных компаний уже не первый год находятся под ограничительными мерами США или ЕС. В частности, та же «Роснефть» и некоторые ее дочерние компании, например Rosneft Trading, работавшая с Венесуэлой, после событий на Украине 2014 года работают в условиях западных секторальных санкций. Существуют ограничения и в отношении «Транснефти», которая контролирует трубопроводные поставки нефти в Белоруссию, и «Сургутнефтегаза», и «Лукойла», и многих других. Однако до настоящего времени все это никак не препятствовало их работе не только в Белоруссии, но и на других рынках мира. Поэтому вероятность того, что российские импортеры из-за американских санкций решат отказаться от поставок нефти в республику, крайне мала.
Однако даже если в РФ опасения превысят политическую волю руководства двух стран, Минск и Москва вполне могут найти обходные пути для решения данной проблемы. Например, одним из выходов может стать работа с Белоруссией за счет небольших нефтяных компаний в РФ, которые не боятся западных санкций. Кроме того, определённым образом могут быть увеличены поставки на Мозырский НПЗ, который не попал под ограничения.
Вместе с тем все вышеперечисленное можно рассматривать лишь как гипотетические варианты решения проблемы, так как сегодня в Москве не могут не понимать, что в случае прекращения прямых поставок нефти на белорусские НПЗ последствия для союзника могут быть фатальными. Белоруссии будет невозможно быстро заместить объемы российского сырья, о чем свидетельствует вся история нефтеперерабатывающей отрасли республики. Все попытки завозить нефть из Венесуэлы, Азербайджана, Ближнего Востока или даже США всегда оказывались крайне неэффективными. Потеря же прибыли от экспорта нефтепродуктов может сильно ударить по всей белорусской экономике, повысив тем самым социальную напряженность в стране, что не нужно ни официальному Минску, ни Кремлю.
Таким образом, в настоящее время говорить о том, что российские нефтяные компании откажутся работать с Белоруссией из-за американских санкций, не имеет особого смысла. Единственным моментом, который может омрачить белорусско-российское сотрудничество в нефтяной отрасли, это гипотетическая попытка российских бизнес-партнеров сыграть на ситуации с целью получения от Минска более выгодных для себя условий. Однако в данном случае следует помнить, что нефтегазовая сфера находится под полным контролем высшего руководства двух стран и без особого решения Кремля сделать это будет крайне проблематично.
В нынешних условиях, когда Минск и Москва, по сути, остаются единственными союзниками друг для друга, оказавшись вместе под беспрецедентным давлением со стороны Запада, более вероятным является вариант, когда американские санкции не разъединят, а, наоборот, сблизят оба государства, а нефть продолжит поступать на белорусские НПЗ из РФ, в т. ч. назло США.
Илья Захаркин,
Комментарии
Комментариев пока нет