Для любого объединения людей, народов, государств и культур необходимы общие символы. Символы это не только логотипы, флаги и гербы. Символ в широком смысле – это множество явлений культуры, таких как язык, миф, религия, искусство, с помощью которых человек объясняет окружающий мир и упорядочивает хаос неизвестности.
К числу таких общих символов Евразии в сакрально-обрядовой сфере можно отнести весенние праздники обновления и возрождения жизни. Например, Навруз – праздник прихода весны у иранских и тюркских народов. Фактически это и есть настоящий новый год – время весеннего равноденствия, когда солнце окончательно поворачивает к лету. Есть основания полагать, что новый год у древних славян также приходился на солнцеворот. Если быть совсем точным, то астрономически новый год наступает в первое полнолуние после весеннего равноденствия.
Не трудно заметить, что именно к этому периоду также приурочена христианская Пасха, отмечаемая в первое воскресенье после весеннего полнолуния. И Пасха (Великдень) и Навруз (Новый день) хоть и празднуются в разное время, но, по сути, означают одно и то же – возрождение, рождение нового света и новой жизни. Это евразийский Новый год.
Очень важны символы власти в Евразии. Например, пятиконечная звезда и царско-воинский головной убор. Всё это мы видим в убранстве сакского царя из погребения VII в. до н.э. в Шиликтинской долине в Казахстанском Алтае. Царь-воин был облачён в характерную остроконечную шапку со звездой в центре. И всё это очень похоже на «будёновку», «богатырку» (слово богатырь – восточного происхождения, от монгольского багатур) – головной убор бойцов Красной армии первых лет советской власти.
Форма и вид древнерусского остроконечного «богатырского» шлема, наиболее вероятно, связана с восточными – тюркскими и персидскими влияниями.
Русский стиль во многом наследует скифо-сибирскому звериному стилю, что очень тонко подметил археолог Дмитрий Мачинский: «явственные пережиточные черты казалось бы исчерпавшего себя мировоззрения, первично выраженного в «зверином стиле», проглядывают в системах государственного марксизма (большевизма) и государственного православия, да отчасти и в образном строе старо-нового российского герба».
Орёл, беркут – ещё один символ власти в Евразии. Двухглавый орёл, смотрящий на Запад и на Восток известен как символ евразийских империй со времён хеттов. Затем он встречается в Малой Азии, Индии, становится гербом Византии, Священной Римской империи, империи Габсбургов, Золотой Орды, Московского царства и Российской империи.
Про особенности русской власти как евразийского феномена очень интересно рассуждает историк Андрей Фурсов:
«возникновение феномена русской власти — надзаконной, стремящейся к социальной однородности и господству над собственностью — было закономерным явлением в контексте истории евразийского хартленда, евразийского целого…
Русская (евразийская) власть нашла в западном (североатлантическом, мировом) капитализме — точнее, в его негативной, ≪отрицательно-институциональной≫ (антисистемной, социалистической) форме — средство самоочищения от собственности, включая капитал; это, в то же время, предполагало смену персонификатора русской власти, очищения ее от прогнившего, зараженного буржуазной (или парабуржуазной) собственностью, ≪капитализированного≫, олигархического самодержавия.
В свою очередь, мировой антикапитализм нашел в русской власти, в ее чистой форме, средство самореализации и возник как евразийский (Россия, Восточная Европа, Китай) феномен с глобальными устремлениями. Эти энергетические устремления, однако, так и не реализовались в полной мере, а вещество антикапитализма осталось ограничено Евразией, за небольшими исключениями, подтверждающими евразийское правило.
Триумфом ненавидевшего Россию Маркса и марксизма стали, по иронии истории, русская революция и ленинизм. Степной калмыцкий прищур скуластого Ильича — евразийца со смешанной (немецко-еврейско-русско-калмыцкой — воистину евразиец!) кровью стал историческим ответом Евразии мировому капиталу. За потомком поволжских степняков пришел потомок кавказцев — чyдно».
Николай Устрялов в своё время одним из первых также увидел эту «евразийскость» в деятельности большевиков и в создателе Красной Империи – Ленине:
«он был великий исторический деятель и великий революционер. Он может быть назван посмертно величайшим выразителем русской стихии в ее основных чертах. Он был, несомненно, русским с головы до ног. И самый облик его — причудливая смесь Сократа с чуть косоватыми глазами и характерными скулами монгола — подлинно русский, «евразийский». Много таких лиц на Руси в настоящем, именно «евразийском» русском народе: — «Ильич»…»
Сущность власти в Евразии можно выразить принципами «пять выше», возникновение которых связывается с заветами Чингисхана:
Власть выше собственности
Общее выше частного
Служение выше владения
Справедливость выше закона
Духовное выше материального
Почти все эти принципы, так или иначе, воплощались во всех великих державах Евразии и даже СССР, в котором господствовала материалистическое мировоззрение марксизма, оказался на практике идеалистическим проектом достижения социальной справедливости и равенства с присущей ему собственной, красной метафизикой.
Красный – очень евразийский цвет власти и государственности. Именно поэтому красный флаг «благородной ярости» и золотые символы на нём (серп и молот, звезда) долгое время были отличительным атрибутом самой мощной державы в истории Евразии – СССР и до сих пор остаются символами тех государств, которые стали наследниками этого могущества: КНР, Вьетнама, КНДР. Флаг евразийской сверхдержавы может быть только красным.
Символы Евразии связаны не только с властью, они вошли и в повседневную жизнь обычных людей. Как минимум, с бронзового века, распространившись по миру из Волго-Уральском очага культурогенеза, котёл также становится своеобразным символом евразийской общности.
Котёл – символ единства семьи, рода, народа. Приготовление еды в котле, казане, котловая кухня является отличительной чертой евразийских народов. С этим же, а также с монгольским влиянием связано распространение пельменей, мант, буузов, хинкали, вареников и аналогичных блюд у различных народов Евразии.
Семья, род и предки – это то, что объединяет, особенно когда разные народы и предки вместе сражались и побеждали. Именно поэтому День Победы – 9 мая стал своеобразной Красной Пасхой-Великоднем и Радуницей одновременно, объединяющим через память о предках людей разных национальностей и вероисповеданий. И вовсе не случайно в связи с ним появился Бессмертный Полк и его аналоги – это воскресший культ предков, столько популярный во многих евразийских культурах.
Но объединяют не только героические предки, но и сам смысл Победы в той войне, метафизической войне. Ведь это было не просто противостояние двух геополитических гигантов, мировоззрений и систем. Тогда объединились все, кто противостоял абсолютному злу.
Никогда до того в истории идеология, провозглашавшая своим принципом культ неравенства людей, не получала таких механизмов уничтожения всех тех, кто попадал на низшие ступени этнической и расовой иерархии. Никогда до того не создавалась настолько оснащённая рационально и технологически организованная машина массового уничтожения людей.
Так получилось, что именно советский народ был избран в качестве одной из ее жертв. Но вместо жертвы он оказался победителем. И это было не случайно. Два культа — смерти и жизни — должны были неизбежно столкнуться. Символически это было воплощено в 1937 году в Париже, на Всемирной выставке, где друг напротив друга находились монументальные образы-символы идеологий Германии и СССР.
Сумрачный германский гений родил тяжеловесные грубые статичные формы и странные фигуры то ли Големов-Франкенштейнов, то ли партнёров гей-брака под хищным спесивым орлом. Естественная, устремленная вперед и вверх пара советских Рабочего и Колхозницы воплотила то, что потом помогло победить, — волю к жизни, героический порыв, стремление к свету. Тогда эти качества, удачно запечатленные в стали, помогли спасти человечество от ада на земле.
Но они не вечны, импульс должен быть постоянно. В борьбе света и тьмы нельзя почивать на лаврах.
Если он иссякает, то рушится вся конструкция, как произошло со страной-победителем. А ее место занимает эгоистичный Атлант, воздвигнутый в том же 37-м году через океан.
Расправивший плечи Атлант самонадеянно торжествует, чувствуя себя единственным победителем, который правит миром. И в этот самый момент, когда, казалось бы, нет других образов, идей и смыслов — все они либо свергнуты, либо обветшали, возвращается то самое зло, побежденное 75 лет назад.
Отношение к итогам и памяти о той войне, попыткам ревизионизма и сегодня становится водоразделом символов, ценностей и мировоззрений. Мракобесие в маске национализма вновь собирает под своим флагом тех, кто готов убивать и разрушать. Под этим флагом разрушены отношения с одним из народов, входивших в семью победителей – украинским народом, а на Украине из-за этого убиты тысячи наших людей.
Прошлые великие победы, безусловно, объединяли и ещё долго будут объединять Евразию, но лучше всего объединить сегодня и в будущем могут новые общие победы и свершения.
Алексей Дзермант, imhoclub.by
Комментарии
Комментариев пока нет