Часто дни и месяцы, проносящиеся через наше мироощущение, обозначают разочарования там, где ты уже давно и очарован-то не был, но упорно искал высокий смысл в том, чему посвятил долгие, а возможно и лучшие годы своей жизни.
Уверен, поймут меня многие из числа тех, кто десятилетиями соотносил свой жизненный распорядок с ритмом биения сердец Всемирного движения соотечественников (ВДС, Движение), ожидая рассвета и расцвета. Но жестокие условия, создаваемые в окружающем нас мире теми, кто, образно выражаясь, стоит на противоположной стороне, не позволяют пребывать в радужном настроении. И тысячи раз обдумывая рациональные, прагматичные мотивы и шаги, которые должны были бы принести нам невиданный доселе успех, вдруг приходишь к странному выводу, рвущему навязанные извне шаблоны: то, чего мы ожидали и по инерции ещё вымаливаем у Вышних Сил или у судьбы, не может существовать в рационально-прагматической системе координат, где «рулит успех избранных».
Но всегда что-то скрытое или едва различимое за серой полосой трудностей, заставляет вспомнить о надежде, имеющей для поколений, рожденных в СССР, иногда большую силу притяжения, чем даже вера и любовь… Ведь недаром говорят в народе нашем: надежда умирает последней.
Как член Всемирного координационного совета соотечественников (ВКС), приобретя за предыдущие годы определенный опыт, могу позволить себе поразмышлять вслух о целях, задачах и смысле деятельности этого учреждения, являющегося органом и более-менее персонифицированным образом Всемирного конгресса соотечественников (Конгресс), в свою очередь представляющего из себя главный орган Движения.
Заводя разговор о смысле и целях, отмечу - он не станет лишним перед ежегодной Всемирной конференцией соотечественников (30-31 октября 2019 года) и очередным заседанием ВКС. И особенно - в разрезе взгляда на некоторые задачи, которые определил себе сам ВКС на первом рабочем заседании ныне действующего созыва (период полномочий с 1 ноября 2018 года до завершения Конгресса в 2021 году, когда будет утвержден новый состав ВКС).
Среди таких задач, преследуя определенную цель, отмечу теперь лишь некоторые, связанные с вопросами правового характера, затрагивающие интересы всего ВДС и взаимоотношения соотечественников с Российской Федерацией (РФ), как современной формой отеческого государства.
В частности, ВКС решил «Обратиться в ЦИК РФ с просьбой о проведении встречи по вопросам предстоящих выборов, в ходе которой обсудить вопрос о возможности создания избирательного округа для зарубежных соотечественников, в том числе - не являющихся гражданами РФ»;
«Обратиться в Совет Федерации и Государственную Думу с предложением провести слушания, посвященные актуальным вопросам государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом»;
«Поручить тематическим рабочим группам ВКС изучить вопрос о возможности изменения условий поступления в вузы РФ детей-соотечественников, имеющих второе гражданство, с целью уравнять их в правах с поступающими иностранными гражданами и соотечественниками, не имеющими российского гражданства»;
«На 2020 год запланировать совместные с Государственной Думой и/или Советом Федерации мероприятия, посвященные 10-летию внесения поправок в Федеральный закон №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в соответствии с которыми Всемирный Конгресс и Всемирный координационный совет соотечественников были признаны представительными органами всемирного движения соотечественников, обеспечивающими взаимодействие соотечественников с органами государственной власти РФ».
Уже по этим четырём пунктам решений 33-го заседания ВКС (28-29 мая 2019 года) видно, насколько высоко поднята планка, и какими высокими могут быть ожидания соотечественников в части результатов деятельности ВКС. Глянув на них, сразу становится понятно: без серьезного взаимодействия с государственными органами добиться пользы от попыток решения указанных поставленных задач невозможно, если ВКС не будет обладать крепким авторитетом, проявлять чудеса интеллектуального творчества и героизм коллективной ответственности.
Забегая наперед, скажу то, чего некоторым лицам понять и принять не выйдет никогда. Десятилетиями ожидаемый нами прорыв Движения на «плодородные поля успеха» может быть обретён при двух условиях, определяющих смысл и цель, которые выше любых рациональных расчётов и прагматических измышлений. - Движение соотечественников должно нести в себе вероисповедную идею и, одновременно, быть возлюбленным объектом социального патернализма со стороны отеческого государства. И как раз исходя из зашкаливающего непонимания этой, на мой взгляд, обыденной истины, сказав «А», не стану тут же говорить «Б», хитро предусматривая, что набросятся на меня апологисты Прагматизма и ревнители Рационализма и раскроют в очередной раз свои арсеналы, показав всё безобразие их вне-человечности.
Но вернемся же к смыслу и целям.
У меня даже мысли не может возникнуть о том, что мы не ожидаем позитивных результатов от решения задач, которые формально обозначают в своих решениях Конгрессы, Всемирные конференции и заседания ВКС. Их решение должно приводить к тому, чтобы в положении соотечественников в мире, в их жизни с каждым годом наступало видимое, ощущаемое, реальное и измеряемое простыми и понятными способами улучшение. Именно такое улучшение и есть главный смысл и основная цель деятельности ВКС, равно как и функционирования всех структур, складывающих наше Движение.
Имею право заявить такой гипотетический вывод хотя бы потому, что цели деятельности ВКС прямо не определены в «Положении о Всемирном координационном совете российских соотечественников, проживающих за рубежом», а «положение» о Всемирном конгрессе соотечественников еще не написано. Поэтому всю основную смысловую нагрузку мы можем извлечь из содержания статьи 26 закона №99-ФЗ, которую целесообразно привести здесь полностью, так как её досконально следует знать председателям и членам координационных советов соотечественников всех уровней:
«Статья 26. Представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является Всемирный конгресс соотечественников, который проводится не реже одного раза в три года. В период между всемирными конгрессами соотечественников могут проводиться всемирные конференции соотечественников.
2. Делегаты Всемирного конгресса соотечественников и всемирных конференций соотечественников избираются общественными объединениями соотечественников на конференциях соотечественников в государствах их проживания.
3. В период между всемирными конгрессами соотечественников и всемирными конференциями соотечественников представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, координацию деятельности координационных советов соотечественников в государствах их проживания обеспечивает Всемирный координационный совет российских соотечественников, который является органом Всемирного конгресса соотечественников.
4. Для координации деятельности общественных объединений соотечественников из числа их руководителей избираются координационные советы.
5. При органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться представительные общественно-консультативные органы - советы (комиссии) соотечественников. Порядок формирования, задачи и функции советов (комиссий) соотечественников устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации соответственно.
(Статья 26 в ред. Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 179-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст. 4010)».
Преднамеренно в этом материале не стану говорить о назревших изменениях к данному закону. Сосредоточим внимание на основном.
Итак, основная задача Конгресса и его органа – ВКС, выходит: представлять интересы соотечественников, обеспечивая их взаимодействие с органами государственной власти РФ и её субъектов.
Под представительным органом самонадеянно (мы же не ставили перед собой задачу сделать запрос в инстанцию, которая может дать официальное толкование закона; пока не ставили) будем подразумевать «выборный орган самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на определенной территории».
И здесь очень важно сделать различие, на котором мы часто спотыкаемся, когда начинаем обсуждать «возможные и необходимые» преференции. Нельзя всегда и везде ставить знак равенства между формами и способами реализации прав соотечественников, живущих непосредственно «на теле Матери-Родины», и проживающими вдали от неё. Нельзя безоговорочно уравнивать в правах «мальчика из Тюмени» - нашего соотечественника, живущего непосредственно в Тюмени, и его сверстника-соотечественника, проживающего в Хомсе или Мариуполе. Единственное, что всех может и должно «уравнять», так это любовь к Родине-Матери и преданность ей, которая и есть суть нашего гражданского вероисповедания.
Зачастую соотечественники не озабочены осознанием важнейших, основополагающих мотиваций, невозможным без четкого знания цели и представленияо смысле. Но и с определениями их на самом деле не так худо, как иногда может показаться на первый отвлеченный взгляд. Просто нам нужно кодифицировать эти определения, разбросанные по разным документам, чтобы достигнуть ясности, без которой не будет и достаточного качества понимания.
Так, например, Резолюция VI Всемирного конгресса российских соотечественников (31 октября - 1 ноября 2018 года) определила основную цель всемирного движения российских соотечественников, проживающих за рубежом, как «заботу о будущем многонационального российского народа и России, общей для всех нас исторической Родины; содействие её социально-экономическому развитию; повышению международного авторитета и престижа, сплочению российской диаспоры за рубежом и укреплению ее позиций».
Заметьте: в решении высшего органа легализован и термин «всемирное движение российских соотечественников», и определена его основная цель. И это больше, значительно больше, чем «представлять интересы соотечественников, обеспечивая их взаимодействие с органами государственной власти РФ и субъектов РФ».
Но только формулировки типа «забота о будущем», «содействие развитию», «повышению авторитета и престижа», «сплочению диаспоры», «укреплению позиций» - слишком обтекаемы, схематичны, не конкретизируют те действия, которые должно осуществлять, и те процессы, которые следует организовать. А поэтому такие формулировки хороши для манифеста, но недостаточны для обозначения Программы.
В программе должны быть заявлены, расписаны важные процессы и события. Если в программе указано «углубить, улучшить, обеспечить, стимулировать», значит,написавшие такое ничего делать не собираются.
Концептуальным проклятием стают для нас псевдо-целеполагания, которыми пичкают Движение всё чаще от имени возникающихновых структур. Их руководители, причисляя себя к Движению (причем, наверняка, вполне искренне), создавая новые координационные советы, не вчитываясь ни в закон, ни в подзаконные акты, определяющие правила ВДС, заявляют основные цели, которые трудно отнести к тому, что мы могли бы понимать и принимать как цель Движения соотечественников.
В качестве иллюстрации приведу объявленное намедни создание в Латвии КСОРС (м) - молодёжного. Инициаторами задекларированна основная цель: «Создание условий для всестороннего развития молодежи, содействие развитию в Латвии гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях». Ни больше, ни меньше. Это выглядит как «за всё хорошее для всех лучших». Но причем Движение соотечественников к этому?
Когда заявляют такого порядка цели, это явно значит, что пользы для общего дела в масштабах ВДСили не предусмотрено, или просто не будет, потому что не может быть при таком подходе.(Однако об инновациях и модернизациях в молодежной сфере Движения поговорим отдельно и обстоятельно).
Почему возможно такое концептуальное, идейное «разноголосие»?
Да оттого, что нас разучили, а кого-то не научили уважать принцип единства (смыслов, целей, задач и т.д.)
Это как если бы мы взялись за строительство сложной инженерной конструкции, которой предстоит выдерживать огромные нагрузки, не имея ни проекта, ни четко обозначенной и согласованной с проектной документацией программы действий.
Обделенные вниманием учителей-стратегов соотечественники в основной массе стали заложниками прорабов, привыкших действовать «на глазок», имеющих опыт строительства одноэтажных сараев, но взявшихся за возведение небоскреба. В результате некое подобие конструкции, быть может, и выстроим, но вряд ли сделаем её способной оказывать сопротивление разрушающим нагрузкам. А их с течением времени будет только больше.
Чтобы вернуть уверенность, что выстраиваемое здание выдержит, не рухнет, похоронив под руинами наши надежды, взлелеянные долгими годами, нам нужно заставить себя исправить проектную документацию, выработать ясную программу действий, опираясь на грамотно разработанную концепцию, на четко обозначенные цели. Да мы годами говорили об этом, но воз и ныне - там!
Совместно с государственными органами, со всем сообществом соотечественников взявшись за решение тех или иных задач, координационные советы всех уровней должны обеспечить, чтобы их решение приводило к постоянному, видимому, ощущаемому, реальному и измеряемому простыми и понятными способами улучшению в положении соотечественников в мире, в их жизни. Такое улучшение и есть главный смысл и основная цель деятельности всех структур, формирующих наше Движение, в реализации его социальной концепции. (А если такого улучшения не происходит, значит, мы не с проблемами ведем борьбу, а с какими-то «ветряными мельницами»; или вообще пошли не по верному пути).
Такой подход, выраженный в осуществлении программы действий, предусматривающей выполнение конкретных процессов и создание определенных событий, позволит сделать результативной нашу«заботу о будущем многонационального российского народа и России, общей для всех нас исторической Родины; содействие её социально-экономическому развитию; повышению международного авторитета и престижа, сплочению российской диаспоры за рубежом и укреплению ее позиций».
И в совокупности эти наши старания будут наполнены жизненной силой за счет преданного служения Родине-Матери, мотивированного верой в неё, как в высочайшую земную ценность, и любовью к ней, сосредоточившей в себе богатства родного народа и радости чистой русской души.
Сергей Проваторов, член ВКС
Комментарии
Комментариев пока нет