«Кем является по своей природе человек?» — именно так стоял вопрос в Великой Отечественной войне между советской цивилизацией и буржуазным варварством.
Столкновение Добра и Зла
Буржуазные идеологи считали человека не целью исторического процесса, а средством извлечения дохода и прибыли. В буржуазной системе ценностей человек наделяется такими качествами, которые характерны для капиталистического производства, — конкурентностью, индивидуализмом, эгоизмом. То есть он рассматривался исключительно как машина для добывания денег. В буржуазной системе ценностей человек по своей природе квалифицируется как греховное, злое, несправедливое существо. А какова действительная его природа? По своей природе человек — доброе, разумное, справедливое существо.
Поэтому не случайно в Великой Отечественной войне столкнулись два человека: добрый и справедливый — с человеком недобрым, несправедливым. Но поскольку злой человек в самом своем определении отрицает свою человеческую природу, то на войне произошло не просто столкновение Зла и Добра, а настоящая схватка между антиподами. Вот почему в этой смертельной битве с античеловеком Победа могла быть только на стороне человека, ибо такова сущность человеческого общества, неприемлющего насилия, несправедливости. В этом-то и смысл самого исторического прогресса, который никогда бы не состоялся, если бы человек по своей природе был зол, несправедлив, эгоистичен. Так выражается и сущность генезиса самого человека, который никогда бы не появился на свет, если бы он по своей природе был зол, греховен, несправедлив.
Победа советского человека в Великой Отечественной войне над буржуазным античеловеком изначально была предопределена, ибо тот порядок, который фашизм хотел навязать человеческому общежитию, был несовместим с самой природой человека.
Справедливая сила
Илья Эренбург в книге «Война» (1942 год), написанной на основе писем убитых и взятых в плен немецких солдат и офицеров в материале «Варвар под Ленинградом», приводит письмо одной немки: «Говорят, что русские стали крепко драться. Трудно себе представить, чтобы такой невоспитанный народ требовал от нас столько жертв! Но надо его раз и навсегда выкинуть из мировой истории — теперешние события это ясно показывают. Будь осторожен и держи ухо востро. Хорошо, что ты невысок ростом». Илья Эренбург сделал следующее справедливое заключение: «23 сентября (1941 года. — Авт.) «невоспитанные» русские закончили земные труды фельдфебеля Эйгена Кроненберга. Я не хочу оскорблять горе его супруги, но она заслужила ответ: русский народ не выкинут из мировой истории, из жизни выкинут немецкий фельдфебель невысокого роста Эйген Кроненберг».
СССР всем своим бытием воплощал в себе природу человека, а потому и воспринимался всем человечеством как сила справедливая, нравственная, которая ведет вселенскую битву с силой безнравственной, человеконенавистнической. Поэтому весь мир безоговорочно поддерживал СССР в его священной войне с фашистской бесчеловечностью. Западные союзники (США и Англия), преследуя свои колониальные империалистические интересы, лишь фарисейски примазались к СССР в его битве с фашизмом, ибо по своей империалистической природе они ничем не отличались от гитлеровской Германии. Сталин совершенно правильно квалифицировал фултонскую речь Уинстона Черчилля: «По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И Черчилль здесь не одинок, — у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира».
У. Черчилль, И. Сталин и А. Гарриман во время Московской конференции в августе 1942.
Образованные и воспитанные
В Великую Отечественную войну вступило первое поколение советских людей, которые как раз были образованы и воспитаны в духе высочайшей человечности. В войне произошло мощное, резонансное наложение всей гуманной системы образования и воспитания в СССР на саму природу человека, ибо развитие личности было целью Советского государства.
В отчете о Советской России в 1919 году представитель президента США Уильям Буллит информировал свое руководство: «Во всех частях России открыты тысячи новых школ, и Советская власть, по-видимому, в полтора года больше сделала для просвещения народа, чем царизм за 50 лет… Что касается театров, оперы и балета, то их единственное отличие заключается в том, что они находятся под управлением Комиссариата просвещения, который предпочитает классиков и смотрит за тем, чтобы рабочие имели возможность посещать представления и чтобы они предварительно знакомились со значением и красотой произведения… Достижения Комиссариата просвещения, руководимого Луначарским, очень значительны: все русские классики переизданы в количестве от трех до пяти миллионов экземпляров и продаются населению по низким ценам… В картинных галереях можно встретить рабочих, которым объясняют красоту живописи».
Большая культурная работа велась в годы Гражданской войны и в армии. Здесь действовали школы для красноармейцев, библиотеки, самодеятельные театры.
Настоящую победу одержал советский школьный учитель, воспитавший поколение патриотов, проявивших массовый героизм на фронте и самоотверженный труд в тылу.
В разгар Гражданской войны Советская власть сделала шаг, сыгравший огромную роль в развитии народа: создала рабочие факультеты, имевшие целью подготовить молодежь из рабочей среды к учебе в вузах. И в дальнейшем, несмотря на крайнюю необходимость концентрации сил и средств на экстренном решении труднейших экономических проблем, работа по развитию человека, приобщению народа к сокровищам художественной культуры не только не была отложена на завтра, но поднялась на еще более высокий уровень.
Но самое показательное: в разгар Великой Отечественной войны 26 марта 1943 года в Колонном зале Дома Союзов собрались дети — в первый день весенних каникул отмечались «Книжкины именины», литературный праздник, который инициировал замечательный советский детский писатель — в то время фронтовой корреспондент — Лев Кассиль. На празднике, который стал всесоюзным ежегодным литературным мероприятием, присутствовал цвет советской детской литературы: Агния Барто, Сергей Михалков, Михаил Пришвин, Самуил Маршак, Людмила Дубровина… «Доктор Айболит», «Крокодил», «Муха-Цокотуха», «Тимур и его команда», «Кондуит и Швамбрания», «Вратарь Республики»… Рассеянный с улицы Бассейной, Буратино, Зайка, брошенный хозяйкой, Дама, сдающая багаж, Дядя Степа, Незнайка, Чебурашка… — крошечная часть драгоценных россыпей, созданных советскими писателями. Это читали нам, это читали мы, читали детям и внукам, и внуки будут читать своим внукам. И даже детская литература своим гуманизмом вносила вклад в победу советской цивилизации над буржуазным варварством.
На чрезвычайно высокий уровень поднялось советское образование. И его целью тоже было развитие подрастающего поколения. Школа давала ученикам не только необходимые знания, но учила мыслить, учила быть человеком.
Многое делалось для создания условий, способствующих раскрытию творческого потенциала людей. Была создана по всей стране и постоянно расширялась сеть подростковых научных и технических кружков, художественных студий, музыкальных школ, которые были в полном смысле общедоступны.
В 1937 году состоялась Всемирная выставка в Париже, в которой впервые участвовал Советский Союз. Советская выставка собрала 270 наград, из них 95 Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, 6 бронзовых медалей, более полусотни дипломов. Гран-при получили паровоз серии «Иосиф Сталин» и мягкий железнодорожный вагон, трактор Сталинградского завода и фильм «Чапаев», картина художника Герасимова «После дождя» и Дворец культуры им. Горького в Ленинграде, журнал «СССР на стройке», станции метро «Сокольники» и «Кропоткинская» и многие другие экспонаты. Созданная для выставки скульптура «Рабочий и колхозница» оценивалась французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века». А кто-то заметил: «37-й год — это первая сшибка на Парижской выставке красной звезды и черной свастики: павильон гитлеровской Германии был напротив нашего и удостоился одного Гран-при. Сопоставьте 95 и 1! Это мистический знак 9.V — 9 мая».
Кто же создал все это? Кто создал новые отрасли промышленности, которых не было в царской России? Кто устанавливал новые рекорды, строил заводы и города, формировал блестящий инженерный корпус, создавал мировые научные школы? Именно миллионы советских людей — свободных, патриотичных, чувствующих ответственность за судьбу своей страны и гордящихся своей страной-цивилизацией.
Советские люди, особенно молодое поколение, даже в первые, тяжелейшие дни и месяцы войны не сомневались, что Победа будет за нами. Ибо сама природа человека восстала против фашистской бесчеловечности.
Результаты всей этой работы Советского государства по раскрытию природы человека заслуживают называться настоящим советским чудом, что многократно увеличило силу духа советского общества и явилось решающим условием победы СССР над бездуховностью фашизма.
Можно сказать, что советская школа в самом широком смысле этого слова, культивировавшая человеческие качества (доброта, разумность, великодушие), простые учителя одержали победу над буржуазной западной школой, которая внедряла в сознание молодого поколения ценности, совершенно противоположные человеческой природе (индивидуализм, расовое превосходство, конкуренция).
В этом и состоит великий гуманистический смысл Победы советского народа в Великой Отечественной войне над немецко-фашистскими захватчиками.
В 1948 г., за 2,5 года, в СССР был восстановлен довоенный уровень промышленного производства.
Лев Криштапович, доктор философских наук
Автор фото: ru.wikipedia.org
Комментарии
Комментариев пока нет