САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Советы постороннего. Часть II. День Победы в идеологических сумерках

« Назад

Советы постороннего. Часть II. День Победы в идеологических сумерках 10.05.2021 13:32

Начало, часть 1.

«...Как бы русские ни оплёвывали коммунистический период 
своей истории, как бы ни усердствовали в разрушении того, 
что было достигнуто за этот период…, Россия всё равно 
никогда не станет частью Запада...»
 Александр Зиновьев. «Запад» (1995)

III

Историческая преемственность не бывает выборочной. Можно ли славить Великую Победу 1945 года, отторгая наследие Октября 1917-го, если там и там победители шли под одним знаменем? Год 1917-й и год 1945-й – части одной истории; эту историю тем более нельзя расчленять, если на повестке дня – задача выстоять в мировом противоборстве.

Как выстоять, если геополитического противника именуют «нашим партнёром»? Как выстоять, если понятие «Великая Отечественная война» заменяется термином «Вторая мировая»? Как выстоять, закрывая глаза на то, что «братский народ» приравнял коммунизм к фашизму (закон 2015 года «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики»), а мы с ними – один народ?

Три десятилетия после Катастрофы 91-го года подтвердили справедливость принципа «в идеологической борьбе нет мирного сосуществования». И разве введённый Основным законом РФ запрет на любую идеологию «в качестве государственной или обязательной» не обезоруживает идейно в тот момент, когда твоё государство объявлено агрессором?

…«Россия всё равно никогда не станет частью Запада», заметил А. Зиновьев. Верно. Не станет. Однако не может ли тяга к Западу части «верхов» довести до того, что не станет самой России? 

Когда-то говорили: «Великий Октябрь». Октябрь 1917 года велик тем, что первыми актами нового государства было прервано сползание России к историческому небытию.

После обвала 1991 года, после призывов «берите столько суверенитета, сколько захотите», после раздачи государственной собственности кучке «особо избранных» – после этого Россия как государство не исчезла. Однако работа над тем, чтобы России не стало, идёт всё более интенсивно. Работа эта вступила в новый этап, на котором тот, кто живёт в идеологических сумерках, неминуемо окажется слабейшим.

IV

Я хочу вернуться к книге Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), с которой начал свои записки. Кто не желает учиться у коммунистов, может не учиться, но взять урок у человека иных взглядов, взиравшего на коммунистическую практику со стороны, небесполезно. Всё-таки в этой книге Бердяев, рассматривая мировоззрение Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Ткачёва, характеризуя революционное неистовство Бакунина и Нечаева, показал: «Вся история русской интеллигенции подготовляла коммунизм».
Честность мысли Н.А. Бердяева (1874-1948) в его суждениях о «русском» и «коммунистическом» вряд ли можно подвергнуть сомнению даже там, где философ ошибался (порой очень сильно). А честная мысль – самый острый дефицит нашего времени. Поэтому я ограничусь тем, что приведу отдельные мысли Бердяева без комментариев. Сегодня такое уместно: мысли эти далеко не банальны, но они выключены из идейного оборота в России, словно и не было их в русской культуре…
В 1937 году, находясь в эмиграции в Париже, Бердяев писал:

«Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны, он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны – явление русское и национальное… Россия перескочила через стадию капиталистического развития, которой казалось столь неизбежным первым русским марксистам. И это оказалось согласным с русскими традициями и инстинктами народа… Поднялась рабоче-крестьянская, Советская Россия, в ней народ-крестьянство соединился с народом-пролетариатом… Ленин вернулся по-новому к старой традиции русской революционной мысли… Большевизм гораздо более традиционен, чем это принято думать, он согласен со своеобразием русского исторического процесса» (выделено мною. – В.М.).

Цитирую дальше.

«Русская коммунистическая революция совершила “чёрный передел”, она отобрала всю землю у дворян и частных владельцев. Как и всякая большая революция, она произвела смену социальных слоёв и классов. Она низвергла господствующие, командующие классы и подняла народные слои, раньше угнетённые и униженные, она глубоко взрыла почву и совершила почти геологический переворот. И этим определяется исключительный актуализм и динамизм коммунизма… Большевизм, давно подготовленный Лениным, оказался единственной силой, которая, с одной стороны, могла докончить разложение старого, и, с другой стороны, организовать новое. Только большевизм оказался способным овладеть положением, только он соответствовал массовым инстинктам и реальным соотношениям… Большевизм оказался наименее утопическим и наиболее реалистическим, наиболее соответствующим всей ситуации, как она сложилась в России в 1917 году… Коммунизм оказался неотвратимой судьбой России, внутренним моментом в судьбе русского народа».

Напоминаю: написано это было во Франции в 1937 году, куда Бердяев был выслан из Советской России пятнадцатью годами ранее. Написано человеком, который признавался: «Идеологически я отношусь отрицательно к советской власти…. Но в данную минуту это единственная власть, выполняющая хоть как-нибудь защиту России от грозящих ей опасностей». 

V

В глазах Бердяева для России революция была неизбежностью. На строки, которые я сейчас процитирую, вряд ли обратит внимание рассуждающий о России, «которую мы потеряли», и знающий ту Россию по литературе не лучшего свойства. Бердяев же в той России жил. Он встретил 1917 год зрелым 47-летним человеком.

«Разложение императорской России, – писал он, – началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что Февральская революция свергла монархию в России, монархия в России сама пала, её никто не защищал, она не имела сторонников… Церковь потеряла руководящую роль в народной жизни. Подчинённое положение Церкви по отношению к монархическому государству, утеря соборного духа, низкий культурный уровень духовенства – всё это имело роковое значение… Измена заветам Христа, обращение христианской Церкви в средство для поддержания господствующих классов не могло не вызвать по человеческой слабости отпадения от христианства тех, которые принуждены страдать от этой измены и от этого извращения христианства. У пророков, в Евангелии, в апостольских посланиях, у большей части учителей Церкви мы находим осуждение богатства и богатых, отрицание собственности, утверждение равенства всех людей перед Богом. У св. Василия Великого и особенно у св. Иоанна Златоуста можно встретить такие резкие суждения о социальной неправде, связанной с богатством и собственностью, что перед этим бледнеют Прудон и Маркс… Св. Иоанн Златоуст был совершенный коммунист, хотя это был, конечно, коммунизм не капиталистической, не индустриальной эпохи»...

В последней главе своей книги Бердяев заявляет:

«В коммунизме есть здоровое, верное и вполне согласное с христианством понимание жизни каждого человека как служения сверхличной цели, как служения не себе, а великому целому… Осуждение Церковью капиталистического режима, признание Церковью правды социализма и трудового общества я считал бы великой правдой… Проблематика коммунизма способствует пробуждению христианской совести».

Когда Бердяев говорит в своей книге о Ленине, о новом поколении молодёжи, выдвинутом революцией, он говорит необычно. 

«Ленин был типически русский человек… Он никогда не писал программы, он интересовался лишь одной темой…, – темой о захвате власти, о стяжании для этого силы. Поэтому он и победил… Он соединял в себе две традиции – традицию русской революционной интеллигенции в её наиболее максималистических течениях и традицию русской исторической власти в её наиболее деспотических проявлениях… Соединив в себе две традиции, которые находились в XIX веке в смертельной вражде и борьбе, Ленин мог начертать план организации коммунистического государства и осуществить его».

О молодёжи, год 1937-й:

«Появилось новое поколение молодёжи, которое оказалось способным с энтузиазмом отдаться осуществлению пятилетнего плана, которое понимает задачу экономического развития не как личный интерес, а как социальное служение… Мир стал пластичен, из него можно лепить новые формы. Именно это более всего соблазняет молодёжь. Каждый чувствует себя участником общего дела, имеющего мировое значение». 

И то, что замышлялось как «общее дело, имеющее мировое значение», изначально противополагалось тому, что в нынешних условиях принято понимать под глобализацией (как процессом) и глобализмом (как идеологией протагонистов процесса). 
Что касается Бердяева, я не зову соглашаться с ним. Его достаточно знать. Знать и однажды задуматься над значением этих его слов: «Коммунизм оказался неотвратимой судьбой России, внутренним моментом в судьбе русского народа».

(Продолжение следует)

Владимир Максименко, webkamerton.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

27.02.25

Георгиевская/гвардейская лента знаменует собой воинскую доблесть, Великую Победу над гитлеровскими рейхом и является символом свободы и борьбы с нацизмом. И совсем не случайно, когда в Киеве в 2014 году власть в результате государственного переворота захватила нацистско-бандеровская хунта, символом антифашистского восстания в Крыму и на Донбассе стала георгиевская лента. Георгиевские ленты широко используются и бойцами Российской армии в ходе Специальной военной операции как символ продолжения святого дела воинов Красной Армии по освобождению нашей восточнославянском сестры Украины от бандеровского-нацистского ига.

27.02.25

Русский язык, согласно Конституции РФ (статья 68), является государственным языком на всей территории Российской Федерации. Русский язык является государственным (наравне с белорусским) и в Республике Беларусь (статья 17 Конституции РБ). Причём в Белоруссии русский из двух государственных является основным языком употребления. Согласно переписи населения 2019 года, почти половина населения Белоруссии назвала в качестве родного русский язык, в обиходе по-русски (согласно переписи) говорит порядка 80 процентов жителей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru