8/21 сентября – 640-летие Куликовской битвы
Лето 1380 года. Мамай двинулся на Русь… Дружины многих русских земель сошлись в Коломне, где находилась ставка великого князя Дмитрия, праправнука Александра Невского, правнука Даниила Московского, внука Ивана Калиты.
…После смерти отца от мора в 1359 году опекуном 9-летнего князя Дмитрия и фактическим верховным правителем Московского княжества стал митрополит Московский и всея Руси Алексий, обладавший сильным характером и большим авторитетом.
Именно по совету святителя Алексия Дмитрий продолжал политику отца и деда по собиранию русских земель вокруг Москвы.
***
Брак Дмитрия Донского и великой княгини Евдокии (в монашестве Евфросинии – под этим именем она и прославлена в лике святых), который длился 22 года, один из ярких примеров супружеских союзов.
Преподобный Сергий Радонежский крестил самого Дмитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия. У великокняжеской четы родилось пятеро сыновей и три дочери.
Но в трудное время был заключен княжеский брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси – наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами, внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам – Орде и Литве, – продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.
Почти в самый год бракосочетания князя Дмитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва»: народ умирал тысячами, по московским улицам слышны были плач и причитания осиротелых людей.
К этой беде присоединилась ещё одна – страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.
Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини. И вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.
Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 году литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре.
И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.
Юная княгиня вновь непрестанно молилась, всеми силами старалась облегчить положение страждущих.
Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с тверским князем Михаилом Александровичем.
Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку – 80-летний старец сам сопровождал его до Коломны. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Дмитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.
***
Благочестивая великокняжеская чета очень почитала Пресвятую Богородицу и Архистратига Божия Михаила, которые постоянно помогали им во время их земного жития.
Получив благословение преподобного Сергия Радонежского, великий князь Дмитрий долго и усердно молился в Кремле перед Куликовской битвой над прахом своих великих предков, почивавших в соборе Архангела Михаила. Вместе с ним стояла на молитве его неизменная помощница княгиня Евдокия.
Проводив супруга на битву, в этом же соборе она денно и нощно молилась о победе русского воинства, которая осталась в памяти поколений как одна из самых судьбоносных в истории нашего Отечества.
***
Ранним туманным утром 8/21 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, на обширном Куликовом поле, «на Дону усть Непрядвы», русское и ордынское войска сошлись для решающей битвы. Вспомним строки Александра Блока:
<…> В ночь, когда Мамай залёг с ордою
Степи и мосты,
В тёмном поле были мы с Тобою,-
Разве знала Ты?
Перед Доном тёмным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моём плече.
И когда, наутро, тучей чёрной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
(Александр Блок «На поле Куликовом», 14 июня 1908)
…Предания передают, что святой Сергий послал к Дмитрию Ивановичу двух своих витязей иноков Ослябю и Пересвета. Сражение началось с поединка Пересвета и татарского богатыря Темир-мурзы (Челубея).
Богатыри на полном скаку ударили друг друга копьями и оба упали с коней мёртвыми.
Сразу после этого поединка началась жесточайшая битва, закончившаяся бегством Мамая с поля боя и полным разгромом татаро-монгольского войска.
***
В день Куликовской битвы среди русского войска находилась икона, написанная в XIV столетии Феофаном Греком.
Как верили наши благочестивые предки, во многом благодаря заступничеству Царицы Небесной через этот чудотворный Образ и была дарована победа на берегах Дона.
После победы донские казаки подарили чудотворный Образ великому князю Дмитрию Донскому.
Князь, в чьё правление построен белокаменный Московский Кремль, перенёс святыню в Москву, где она находилась сначала в Успенском, а затем в Благовещенском соборе Кремля. С тех пор икона получила наименование Донской.
***
Имя великого князя Дмитрия, который именовался после победы на Куликовом поле «Донским», за несколько веков стало символом русской воинской славы.
За свое 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю») и признанным главой антиордынской политики на Руси.
Великий князь Дмитрий прекратил платить дань татарам. Но в 1382 году Тохтамыш, хан Золотой Орды, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани вновь была возобновлена.
Великий князь Дмитрий также добивался признания независимости Русской Православной Церкви от Константинополя.
При нём были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), которые прикрывали подступы к центру Москвы.
…В своей «духовной» (завещании) он передал великое княжение старшему сыну Василию без дополнительной санкции Золотой Орды уже как «свою отчину». Благословляя Василия перед кончиной, он высказал свою волю: соправительницей сыну должна быть мать.
Однако великая княгиня Евдокия, в течение 20 лет помогая советами и молясь за великого князя Василия, воздержалась от активного непосредственного участия в государственных делах.
Всем детям, в том числе и другим сыновьям (Юрию, Андрею, Петру, Ивану и Константину) Дмитрий Иванович завещал слушать во всём после его смерти мать Евдокию Дмитриевну.
Не менее ново было распоряжение князя Дмитрия о том, чтобы мелкие князья Московской земли жили в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам.
…Великий князь Дмитрий Донской скончался 19 мая/1 июня 1389 года на сороковом году жизни.
По свидетельству современников, этот день был днём печали и слёз для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» – одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси.
Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля. Причислен к лику святых на Поместном Соборе в 1988 году.
***
Ещё при жизни супруга княгиня Евдокия жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, надела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжёлые вериги.
Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги: устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к яствам, вкушая постную пищу.
Подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело её иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям».
Из её жития нам известно, что перед кончиной великой княгине Евдокии явился ангел. Он известил княгиню об окончании временного земного жития. Она онемела. Знаками попросила написать икону с явленным образом.
Написали одну икону, вторую… Княгиня горячо молилась перед ними, но речь не возвращалась.
И вот ей принесли ещё одну написанную икону. В Архистратиге Божием Михаиле, а это был его образ, она узнала явившегося ей ангела и заговорила.
Великая княгиня Евдокия решила провести остаток своих дней в затворе, приняв постриг с именем Евфросинии, что в переводе с греческого означает «радость».
Таковой она всегда и была для москвичей – радостью земной и радостью духовной. Поэтому ещё во время земной жизни святую княгиню за милосердие называли матерью. Матерью, которая не раз своими святыми молитвами спасала москвичей. А по её блаженной кончине они стали почитать преподобную Евфросинию, великую княгиню Московскую, как покровительницу Москвы.
***
Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на её гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча.
В XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок.
В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье.
И ещё один случай: неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии.
***
Летом 2002 года святая Евфросиния подарила великую радость всем чтущим её память. В Судной палате Архангельского собора были обретены святые мощи преподобной Евфросинии Московской, которые почивали в основанном ею в Московском Кремле Вознесенском монастыре и после революции, когда монастырь был закрыт, перенесены сюда.
Найти великую святыню помогли сохранившиеся в архиве музеев Московского Кремля документы, описывающие все действия Комиссии 1929 года по сохранению древних погребений усыпальницы Вознесенского монастыря.
Как показали изучение некрополя, архивных материалов, а также заключение археологов, останки святой Евфросинии, ранее считавшиеся утраченными, частично сохранились.
***
Образ преподобной Евфросинии был настолько ярким в истории нашего Отечества, что не оставил спустя столетия равнодушными поэтов и писателей Серебряного века.
Так, в своих стихах Анна Ахматова восторгалась жизнью этой святой русской жены.
Плотно сомкнуты губы сухие,
Жарко пламя трёх тысяч свечей.
Так лежала княжна Евдокия
На душистой сапфирной парче.
И, согнувшись, бесслёзно молилась
Ей о слепеньком мальчике мать,
И кликуша без голоса билась,
Воздух силясь губами поймать.
А пришедший из южного края
Черноглазый горбатый старик
Словно к двери небесного рая
К потемневшей ступеньке приник.
А русские живописцы, вдохновляясь ратным подвигом великого князя Дмитрия Донского, не могли не отразить поддержки, участия и молитвенного переживания за своего супруга великой княгини Евдокии.
***
В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1591 году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской ставропигиальный мужской монастырь, в котором был список чудотворной иконы и установлено совершать празднество 19 августа/1сентября.
Тогда же был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлён царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем.
Каменные стены и башни обители были возведены в 1686 году. В 1693 году освящён новый собор во имя Донской иконы Божией Матери.
В период правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича обитель становится местом царского богомолья, и сюда в день Донской иконы совершался ежегодный крестный ход из Кремля. Это молитвенно-покоянное шествие ярко описано в книге Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне»:
«<…> Завтра у нас «Донская». Завтра Спас Нерукотворный пойдёт из Кремля в Донской монастырь крестным великим ходом, а Пречистая выйдет Ему навстречу в святых воротах. И поклонятся Ей все Святые и Праздники, со всех хоругвей.
У нас готовятся. Во дворе прибирают щепу и стружку, как бы пожара не случилось: сбежится народ смотреть, какой-нибудь озорник-курильщик ну-ка швырнёт на стружку! а пожарным куда подъехать, народ-то всю улицу запрудит. Горкин велел поставить кадки с водой и швабры, – Бог милостив, а поберечься надо, всяко случается.
Горкин почётный хоругвеносец, исконный, от дедушки. У него зелёный кафтан с глазетовой бахромой серебряной, а на кафтане медали. Завтра он понесёт легкую хоругвь, а Василь-Василич тяжёлую, в пуд, пожалуй. А есть, говорят, и под три пуда, старинные, из Кремля; их самые силачи несут, которые овсом торгуют. У Горкина нога стала подаваться, отец удерживает его, но он потрудиться хочет.
– В последний, может, разок несу... – говорит он, вынимая из сундука кафтан. – Ну, притомлюсь маленько, а радость-то какая, косатик... встретятся у донских ворот, Пречистая со Спасителем! и все воспоют... и певчие чудовские, и монахи донские, и весь крестный ход – “Царю Небесный...” а потом – “Богородице Дево, радуйся...”! И все-то хоругви, и Святые, и Праздники, в золоте-серебре, в цветочках... все преклонятся пред Пречистой... Цветочки-то почему? А как же, самое чистое творение, Архангел Гавриил с белым цветочком пишется <…>».
***
В 1926 году монастырь был закрыт. С 1920-х годов на его территории существовали различные музеи.
Так, с 1934 года здесь находился Музей архитектуры имени Щусева. Именно сотрудники этого музея самоотверженно оберегали монастырь десятки лет, несмотря на нехватку средств и другие проблемы.
***
В 1991 году монастырь был передан Церкви, началось его возрождение. Вновь и в праздники, и в будни звучит молитва Божией Матери пред иконой Её Донской.
Большой собор вновь освящён. В августе 1991 года в нём начались богослужения.
19 февраля 1992 года после пожара в Малом соборе произошло обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.
Его мощи были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, став одной из главных святынь обители.
***
По сложившейся в последние годы традиции, Донскую икону доставляют ежегодно на один день в древнюю обитель Москвы из Третьяковской галереи, где она находится с 1919 года. Для её перевозки на «Московском заводе полиметаллов» был сделан специальный киот.
Разговоров о передаче святыни в собственность монастыря здесь принципиально не ведут: Донская икона уникальна, и специалисты сохраняют её не только для нашего поколения, но и на будущие века.
31 августа после всенощного бдения к святыне идут и идут всю ночь верующие. А 1 сентября, в день праздника, перед Донской иконой при огромном стечении богомольцев совершается Божественная литургия, которую возглавляет Святейший Патриарх или кто-нибудь из его викариев.
С 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла дню Донской иконы придан статус главного праздника российского казачества.
Николай Головкин, webkamerton.ru
Комментарии
Комментариев пока нет