В Белоруссии давно свыклись с мыслью, что находящийся в инертном состоянии Союзный договор России и Беларуси ни к чему не обязывает и когда, под занавес года, с легкой руки Москвы процессу интеграции было придано ускорение, белорусское руководство оказалось к этому явно не готово. Хотя именно Минск своими требованиями равных тарифов на энергоносители спровоцировал такой поворот событий, ибо единственный вариант при котором Белоруссия может получить для себя внутрироссийские цены на энергоносители, это окончательное воплощение проекта Союзного государства.
Надо заметить, что в данном случае речь идет о полной интеграции, как экономической, так и политической. Хотя, Минск категорически отказывается вести диалог по так называемой 31-ой дорожной карте (введение единой валюты, создание единого эмиссионного центра, наднациональных органов управления и унифицированного налогового законодательства) включающей пункты, утверждение которых, как заметил председатель Правительства России Дмитрий Медведев, является непременной предпосылкой для предоставления Белоруссии бонусов в энергетической сфере.
Белорусское руководство всегда было трудным переговорщиком, но на этот раз превзошло себя. В ходе диспута по вопросам белорусско-российской интеграции Минск негласно заручился поддержкой специфического союзника – прозападной оппозиции. Надо заметить, что с момента подписания Союзного Договора отношение белорусского руководства к идее Союзного строительства кардинально изменилось. Причина метаморфозы в том, что делегирование властных полномочий на наднациональный уровень подразумевает высокий уровень конкуренции политических элит объединяющихся государств. Конкуренции, к которой сегодня белорусские власти, видимо, просто не готовы.
Что касается белорусской прозападной оппозиции, то ее отношение к белорусско-российской интеграции хорошо известно и если в последние годы она не слишком выпячивала свою враждебность к Русскому миру, то лишь потому, что не считала Союзный проект жизнеспособным. Однако теперь, усмотрев со стороны Москвы серьезность намерений, западники резко активизировались, действуя в унисон с белорусской правящей элитой. И именно в этом неестественном конгломерате заключена главная опасность Союзному государству. Ведь своим попустительством антироссийским акциям, Минск, по сути, придает им легальный статус.
Оппозиция почувствовала, что белорусским властям нужен фон якобы народных протестов во время переговоров с Москвой и провела, что называется, разведку боем. Убедившись в верности своих предположений, оппоненты белорусско-российского союза настолько почувствовали себя хозяином положения, что на общем совещании заговорили о целесообразности проведения переговоров с государственными управленцами и проправительственными молодежными организациями на предмет проведения совместных антироссийских акций!
Вежливые работники силовых структур ненавязчиво разъясняют хмельным от неожиданно свалившегося счастья вседозволенности митингующим их права и обязанности. Фотоснимки на фоне омоновских автозаков и местный офицер милиции из охраны российского посольства, ведущий с оппозиционерами диалог на матчынай мове – вот современные белорусские реалии. Один из лидеров молодежного крыла прозападной оппозиции бравировал в медипространстве тем, что, будучи осужденным за участие в несанкционированном митинге на арест, он был отпущен прямо из зала суда.
Надо заметить, что на самом деле, позывы к дискредитации союзного процесса в Белоруссии идут давно. Вот уже несколько лет белорусское государство возводит в ранг национального героя-освободителя Кастуся Калиновского – одного из руководителей антироссийского бунта, поднятого в 19 веке в западных областях империи. Сегодня ему ставят памятники, посвящают театральные постановки и разделы в учебниках по истории, его именем называют улицы. Сам президент А. Лукашенко двусмысленно назвал Калиновского «нашим человеком».
При энергичном содействии белорусского МИДа в Минск зачастили видные западные политики. Знаковыми в этом плане стали визиты Советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона и Заместителя государственного секретаря США Дэвида Хэйла. Венцом данной череды визитеров должен был стать приезд в Минск 4 января госсекретаря США Майкла Помпео, который сорвался в связи с обострением обстановки на Ближнем Востоке. К слову, спустя десять лет США и Белоруссия принципиально договорились о восстановлении своих дипломатических представительств в Минске и Вашингтоне на уровне послов.
Западные СМИ охарактеризовали событие как «дипломатический прорыв». Вот уже и Комитет государственной безопасности Белоруссии получил белорусскоязычную версию своего официального названия. С одной стороны, для страны с двумя государственными языками решение вполне обоснованное. С другой, почему именно сейчас? Ответ прост – все это элементы так называемой стратегии «мягкой силы»… Итак, нащупав слабое место белорусской правящей элиты, противники белорусско-российской интеграции кропотливо продвигают свою политику, укореняясь во власти и общественном сознании.
В противовес этим тенденциям, российское руководство придало ускорение процессу согласования вопросов интеграционной повестки. Однако, достигнутые между Минском и Москвой договоренности еще должны получить воплощение. А как показывает история двусторонних отношений последних десяти лет, согласованное главами государств приватно, далеко не всегда обретает практическую форму.
Обстановка неопределенности сохранится как минимум до 2022 г. К этому сроку Белоруссия и Россия условились унифицировать налоговое законодательство, без чего, прийти к согласию в наиболее сложных, энергетических вопросах не представляется возможным. И именно в этот промежуток времени, противники Союзного государства попытаются раскачать обстановку в Белоруссии. Другой возможности у них просто не будет, ибо создание единого экономического пространства в рамках ЕАЭС, а тем более Союзного государства России и Белоруссии, заложит прочную основу для долгосрочного развития союзных государств и послужит импульсом к ускорению интеграционного процесса на всем постсоветском пространстве.
В сложившейся ситуации белорусская правящая элита уже не может придерживаться традиционной для нее тактики «нашим и вашим», так называемой «многовекторной политики». Новая поляризация мирового сообщества требует четкого самоопределения от государств, которые после распада двуполярной модели мирового устройства некоторое время могли себе позволить шатания в политическом и внешнеэкономическом вопросах. Иными словами Минск должен определиться – является ли белорусская республика частью Русского мира или она претендует на вхождение в западное сообщество? Третьего просто не дано! Какие блага и потери сулят оба варианта – тема отдельного разговора.
Комментарии
Комментариев пока нет