САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Юрий Рубцов: Космос и оружие

« Назад

Юрий Рубцов: Космос и оружие 14.09.2016 15:01

Повестка дня открывшейся 13 сентября 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН включает 168 вопросов. Как заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, среди приоритетных для России вопросов в этом обширном перечне – предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве.

До сих пор усилия Москвы, выступившей инициатором в достижении договорённостей о демилитаризации космоса, блокировались американской администрацией. На предыдущей 70-й сессии Генассамблеи ООН именно США (вместе с Израилем, Грузией и Украиной) проголосовали против проекта резолюции, внесённого Россией в соавторстве с еще 26 странами, о неразмещении первыми оружия в космическом пространстве.

Позиция Вашингтона по данному вопросу крайне противоречива. С одной стороны, пишет The Washington Post, США высказывают «обеспокоенность продолжающимися разработками противоспутникового оружия России и Китая», опасаясь появления технологии, которая может вывести из строя инфраструктуру национальной безопасности США в космосе. С другой стороны, эти опасения почему-то не выливаются в инициативу по заключению соответствующих международных договорённостей ограничительного характера. Наоборот, идёт блокирование усилий тех стран, чьи реальные или вымышленные действия вызывают у американских политиков «обеспокоенность».

Так, в январе сего года заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер, комментируя позицию своей страны на 70-й сессии Генассамблеи, заявила, что США не согласны с инициативами России и Китая по предотвращению размещения оружия в космосе. Причина – якобы не предложен механизм верификации, и соблюдение такого договора не поддается проверке. А заместитель помощника госсекретаря по контролю, верификации и проверке соглашений Мэллори Стюарт высказалась в том смысле, что США, мол, не против такого договора, но его заключению препятствует различное понимание сторонами ряда базовых терминов. По её утверждению, «определение "космические вооружения"» одной страны не совпадает с определением «космические вооружения» другой страной, а мирное использование космического пространства одним государством трактуется другим государством как своего рода размещение оружия в космосе.

Свой вклад в блокирование усилий по предотвращению гонки вооружений в космосе (ПГВК) вносят и западноевропейские союзники США. Как подчёркивали в МИД РФ, государства-члены Европейского союза ранее занимали достаточно конструктивную позицию по ПГВК, сейчас же их подходы вызывают всё больше вопросов: «Достойно сожаления, – отмечали в российском внешнеполитическом ведомстве по итогам 70-й ГА ООН, – что второй год подряд они под давлением США воздерживаются при голосовании по резолюции по НПОК [неразмещение первыми оружия в космосе. – Ю.Р.]… Это дает основание сомневаться в их надежности как партнеров в диалоге по вопросам предотвращения силовых действий в космическом пространстве».

В Вашингтоне говорят о необходимости достижения сначала «базисного консенсуса», который только и позволит продвигаться к «договору, рассчитанному на долгосрочную перспективу».

Пусть так, но при любых условиях нужны практические шаги вперёд. А их нет. Казалось бы, лучшей площадки, на которой можно отрабатывать тот самый «базисный консенсус», чем Конференция по разоружению, трудно придумать. Однако за последние полтора десятилетия она не решила ни одного вопроса, за исключением сугубо процедурных. Россия ещё в 2008 г. вместе с Китаем официально внесла на Конференцию по разоружению полномасштабный проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве и уже который год безрезультатно пытается сдвинуть вопрос с мёртвой точки. Делегация США блокирует обсуждении проблемы.

Видимо, США хотят иметь руки свободными для использования космического пространства в своих целях. С появлением у них соответствующих технологических возможностей они не остановятся перед тем, чтобы разместить ядерное оружие в космосе. И это будет, говорит директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов, «нечто, меняющее правила игры в сфере стратегической стабильности», нечто, что «откроет ящик Пандоры, и другие государства, имеющие такие возможности, немедленно пойдут по тому же пути».

С тем, что позиция США в вопросе об оружии в космосе обусловлена стремлением закрепить за собой позицию лидера в возможной гонке вооружений, согласны и многие эксперты. Так, научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев напомнил, что у США уже выведены на орбиту обеспечивающие системы высокого качества (связь, видео- и радиотехническая разведка и т. п.), которые они не считают ударным оружием, подлежащим контролю. «Американцы, - говорит И.Моисеев, - не хотят накладывать ограничения на обеспечивающие системы, которые у них есть. Насколько известно из открытых источников, ударные системы они не разрабатывают. И естественно, хотят, чтобы договор был составлен так, чтобы то, что у них развито, принято на вооружение, в перспективе не было ограничено».

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов также считает, что США преследуют цель развязать себе руки, чтобы «самим спокойно продвигать оружие в космосе», обвиняя в этом других и подготавливая американское общественное мнение к выходу из тех ограничительных режимов, которые сейчас обсуждаются в ООН.

Так или иначе, но подписанный в июне 2010 г. Б. Обамой документ «Национальная космическая политика Соединённых Штатов Америки» предусматривает беспрепятственное функционирование в космическом пространстве американских космических систем как национальной собственности США.

Справедливости ради стоит отметить, что блокированию американцами усилий, направленных на неразмещение оружия в космосе, объективно способствует также позиция некоторых так называемых околопороговых стран – Израиля, Пакистана, Индии. Они вот-вот обзаведутся носителями, способными выводить полезную нагрузку на околоземную орбиту, и заранее не хотят брать на себя обязательства, которые бы их в чём-то ограничили.

Реальность, однако, такова, что времени для решения проблем безопасного космоса остаётся всё меньше. Сегодня человечество обладает лишь одним действующим документом в этой сфере – заключенным в 1967 году Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Однако он не решает проблему в полном объёме, поскольку обязывает участников Договора лишь не размешать в космическом пространстве оружие массового уничтожения, а также запрещает «испытание любых типов оружия». Напомним, что и Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года, в свою очередь, устанавливает ограничения лишь на испытание такого оружия в космосе, а не на его размещение там.

Такая ограниченность наличных средств международного контроля тем более требует быстрых и эффективных усилий мирового сообщества по недопущению милитаризации космического пространства. Позволить кому-то вскрыть этот ящик Пандоры, вывести в космос любую оружейную систему – и мир получит новую область для гонки вооружений, практически не ограниченную ни масштабами, ни возможностями ударного оружия, которое там будет размещаться.

Фонд стратегической культуры


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

13.03.25

В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Причём, в 17-й статье Конституции РБ очерёдность расположения языков определяется алфавитом, а не каким-то верховенством одного языка над другим. Однако некоторые высокопоставленные депутаты и партийные функционеры этого понимать не желают и всячески пытаются низвести русский язык в разряд чуждых для белорусов и некой второсортности. При этом белорусскому обществу в качестве кумиров пытаются навязать таких ненавистников всего русского, как польские шляхтичи, посредственный литератор Франциск-Бенедикт Богушевич и псевдоакадемик (имел четыре класса образования) Вацлав Ластовский.

07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru