В январе 2023 года произошло несколько событий, которые побудили меня вернуться к вопросу роли нашей так называемой «либеральной интеллигенции», «споре поколений» и попыткам этой самой «интеллигенции» приклеить, как им кажется, «обидные ярлыки» на своих оппонентов – «ватники» и «уходящие совки».
Я, как и многие, не мог не обратить внимание на скандал с уже порядком подзабытым актёром Артуром Смольяниновым, которого я вспомнил только по роли в фильме «9 рота». Находясь в Латвии, данный представитель «творческой интеллигенции» в интервью некоему Кириллу Мартынову осудил спецоперацию России на Украине, заявил, что готов воевать за Украину, а в отношении судьбы России, гражданином которой он является, со свойственной людям его профессии нарочитой патетикой заявил: «Мне плевать на Россию, даже если она превратится в радиоактивный пепел». Впрочем, когда через некоторое время его встретили на улице бандеровские активисты и попытались вручить символическую повестку о призыве в ВСУ, актёр изменился в лице и сбежал. Оно и понятно, примитивные бандеровцы просто не поняли тонкую душу Смольянинова – с Россией за Украину он готов воевать, но, так сказать, вдали от фронта, а сказал «для красного словца», с кем не бывает…
В январе 2023 года состоялось весьма значимое событие в рядах РОО «Беллитсоюз «Полоцкая ветвь» - на очень непростом заседании Совета организации исключили четырёх членов данного писательского союза. И не просто так, а по совершенно конкретной причине – данные «творческие личности» постоянно позволяли себе нелицеприятные высказывания, близкие к мыслям Смольянинова, а также не особо скрывали симпатии к лидерам протестов 2020 года и бело-красно-белой символике русофобской оппозиции, что бросало тень на весь писательский союз и явно не добавляло ему авторитета среди российских соотечественников (РОО «Беллитсоюз «Полоцкая ветвь» входит в состав Координационного Совета российских соотечественников Белоруссии). Во избежание подобного в дальнейшем писатели приняли решение о том, что в ряды союза не могут входить люди, выступающие против интеграции с Россией и государственной политики Республики Беларусь.
Примерно в это же время я повстречался со своими коллегами по перу в Витебске. Во время этой сугубо частной встречи мы обсудили ряд вопросов, а в конце, когда мы уже прощались, мне поведали, что в Витебске многие «творческие личности» считают меня «ватником».
Начну с последнего. Этот термин, как и похожий «совок» был задуман в качестве некоего уничижительно-оскорбительного ярлыка, который должен старательно навешиваться на любого противника «западных ценностей». Само слово мне не нравится, однако если иметь в виду, что я не приемлю «западные ценности» и во многом являюсь апологетом разрушенного СССР – то я, конечно же, выражаясь «интеллигентным» языком моих оппонентов – 100%-ный «ватник» и «совок». Как по мне, это куда достойнее, чем, если бы я слыл «змагаром» или «гражданином мира». «Ватник» явно от слова «вата». Именно ватой набивали подкладки бушлатов и телогреек (фуфаек), а также зимних штанов. В этих бушлатах воевали с немецко-фашистскими оккупантами красноармейцы, краснофлотцы и партизаны в годы Великой Отечественной войны, в телогрейках и фуфайках восстанавливали страну после Победы, осваивали Целину, работали на стройках и в шахтах, строили БАМ, Саяно-Шушенскую ГЭС. Всю нашу страну строили. Сколько жизней спасли эти ватные телогрейки заключённым бесконечными ночами в заполярных лагерях и зонах. Вся жизнь нашей страны, нескольких поколений, всё как хорошее, так и плохое связано с ватной основой этой добротной, недорогой, но такой судьбоносной для нашего народа одежды. В шкафу у моей мамы до сих пор висят старая серая телогрейка и коричневый шахтёрский бушлат, подаренный покойным дядей в Донецке, а у нас дома – зелёный выцветший бушлат, подаренный покойным тестем – прапорщиком. Думаю, у многих похожая ситуация. И когда вот эти вот «деятели культуры», не сделавшие для страны и народы ничего полезного, произносят презрительно слово «ватник», они даже не понимают, что отрекаются от истории своей страны, от истории предыдущих поколений, сменив «вату» на призрачные и чужие «бренды» и «бутики», становятся людьми «не помнящими родства». «Ватники» - это наши отцы и деды, те, кто сломал хребет немецкому фашизму и гитлеровской Германии, те, кто в холоде и голоде, огромном труде без сна и отдыха поднял разрушенную врагом страну на ноги, возродил наши города и сёла из пепла разрушений. Поэтому я «ватник», если они так хотят, и «совок»!
Теперь о решении РОО «Беллитсоюз «Полоцкая ветвь». Оно было непростым, но давно напрашивалось. Меня всегда удивляло то, насколько всерьёз некоторые «коллеги по перу» пытаются играть роль современных Пушкиных или Толстых, претендуя не просто на занятие литературой, но и на некое право «вещать истины». Между тем деятельность подобных писательских союзов или литобъединений напоминает мне скорее клубы по интересам – нумизматов, владельцев собак, любителей истории. Собираются люди, проводят вместе время, сочиняют стихи, прозу, читают и декламируют, устраивают творческие вечера. Хорошо? Уж точно никому от этого не плохо. Для этого авторы и объединяются в творческие союзы и объединения. Но явно не для того, чтобы своими политическими высказываниями или действиями (вроде вывешивания в библиотеке бело-красно-белого флага), создавать проблемы остальным, кто хочет издавать книги, писать и читать стихи…
Выставленные из «Полоцкой ветви» являют собой ту часть «творческой интеллигенции», которая берёт пример с самопровозглашённых «примадонн» и «королей» вроде певицы Пугачёвой, конферансье Галкина, актёра Смольянинова, писателя Быкова, рокера Гребенщикова и т.д. Всех вместе их часто называют «либеральной интеллигенцией», включая сюда не только «творческую часть», но и людей с высшим образованием, придерживающихся подобных взглядов.
Если послушать воспоминания этих деятелей, то в СССР все люди, а молодёжь в особенности, мечтали о музыке «Битлз», а затем о «запретном» роке, тяготели к «модной иностранной одежде» и были сплошь одержимы параноидальным стремлением «достать дефицит» и «завести блат». Отсюда и попытки представить разного рода стиляг, фарцовщиков, цеховиков, рок-музыкантов в качестве едва ли не самого передового и прогрессивного, что было в советской действительности. В партии и комсомоле, дескать, делали карьеру через пьянку, постель, громкие лозунги, а сами партийцы и комсомольцы ни во что не верили.
Эти постаревшие «борцы с коммунизмом» часто довольно откровенны в своих интервью. Однако даже при беглом анализе становится понятно, что то, что они вменяли другим и что описано выше, было свойственно им самим, разве что «громкие лозунги социализма» они заменили эпатажностью и натужным изображением «звёздности».
Да, в советское время многие тянулись к зарубежной музыке, хотели купить красивую одежду, заработать больше денег, завести полезные знакомства. Но всё это было лишь частью жизни советского человека, с разной степенью проявлялось у каждого по своему, и уж точно не было смыслом и целью жизни. Люди работали, создавали семьи, растили детей. А вот для Пугачёвых-Галкиных-Гребенщиковых-Быковых и тех, кто на них ориентировался, деньги, знакомства, одежда как раз и были «основой всего».
Но как раз у них всё это было – с той или иной степенью таланта и способностей они смогли достичь всего этого. А вот у их последователей и обожателей из числа «либеральной интеллигенции» всё было сложнее – они тоже хотели «красиво одеваться», «хорошо кушать», «красиво жить» и быть «кумиром для других». Но в СССР это не получалось. Не получается у многих и в наше время – как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь.
На чём построена так называемая «американская мечта»? В общем и целом на мифе, что любой человек может при желании и упорной работе достичь финансового успеха, построить карьеру, стать знаменитым. Эта мечта для большинства остаётся несбыточной и в самих США. Но именно эта удочка с подвешенной на неё приманкой – обещанием красивой жизни и личностного успеха, позволила поймать на крючок очень многих и у нас.
Отсюда и раздражение нашей интеллигенции, в том числе «творческой» - годы идут, денег нет, успеха и признания тоже. Кто виноват? Конечно же, тоталитарные режимы Путина и Лукашенко – вот если будем с США и «свободным миром», тогда всего будет у всех вдоволь. На этом купили Украину, купили ранее российскую космополитичную интеллигенцию. А теперь этими же посулами «лёгкой и красивой жизни» завлекают уже белорусскую интеллигенцию и российскую и белорусскую молодёжь. А деятели, подобные тем, от кого недавно избавилась «Полоцкая ветвь» играют роль «полезных идиотов», на самолюбии и самолюбовании которых и играют, как на струнах, те, кто привык дёргать за нитки общемировой геополитики.
Помню, как в перестроечное время высмеивали советскую пропаганду, которая говорила о том, что все эти стиляги, фарцовщики, рок-музыканты вольно или невольно действуют против своей же страны и действуют не просто так – все эти процессы отслеживались и по возможности направлялись из противостоящего нам западного блока. А ведь жизнь показала, что во многом это было так – тому свидетельством нынешняя дружная антироссийская и антибелорусская компания, ведущаяся из-за границы беглыми российскими и белорусскими политиками и представителями «творческой интеллигенции».
При этом я сознательно вынес в заголовок слова «псевдолиберальная псевдоинтеллигенция». Нет в них ничего либерального и интеллигентного. Собирательный образ всей этой публики выведен в песне Гребенщикова «Старик Козлодоев», о чём я уже писал:
Сползает по крыше старик Козлодоев,
Пронырливый, как коростель.
Стремится в окошко залезть Козлодоев
К какой-нибудь бабе в постель.
Вот раньше, бывало, гулял Козлодоев,
Глаза его были пусты;
И свистом всех женщин сзывал Козлодоев
Заняться любовью в кусты.
Занятие это любил Козлодоев,
И дюжину враз ублажал.
Кумиром народным служил Козлодоев,
И всякий его уважал.
А ныне, а ныне попрятались суки
В окошки отдельных квартир.
Ползет Козлодоев, мокры его брюки,
Он стар; он желает в сортир.
Эдакие карикатурные персонажи наподобие «Мистера Эя» из «Мэри Поппинс» - вечные бездельники, что-то постоянно напевающие на гитаре, острящие и всё критикующие, пытающиеся учить уму-разуму молодёжь и уже не замечающие, что с годами сами превратились в карикатуру. Люди без убеждений, «граждане мира», с непомерными и неудовлетворёнными амбициями и, что самое главное – абсолютно нетерпимые к чужому мнению.
На Украине бандеровцы сносят памятники героям Великой Отечественной войны, историческим деятелям, писателям и поэтам. При этом у некоторых наших «русскоязычных поэтов», о которых я говорил выше, хватает «смелости и принципиальности» вывесить в библиотеке бело-красно-белый флаг, но я не припомню, чтобы хоть кто-то из них возмутился демонстративным сносом памятника Пушкину.
В 2020 году (да и теперь порой) мне часто говорили – вот уйдёте вы, «ватники» и «совки», которые не дают молодёжи построить «нормальную жизнь», и «люди вздохнут свободно». Дескать, «спор поколений» неминуемо закончится в пользу «общечеловеческих ценностей».
На Украине уже вздохнули. А ведь там тоже не сразу бандеровщина взяла верх. Но вот такие вот псевдолиберальные псевдоинтеллигенты, выступая в роли «полезных идиотов» для США, в погоне за «красивой жизнью и успехом» внесли свой вклад в «построение демократии».
Сейчас на Украине идёт война за освобождение её от власти бандеровской хунты, идёт война за само будущее нашей Русской цивилизации, будущее народов России, Белоруссии и Украины, поэтому вопрос позиции, как творческой интеллигенции, так и интеллигенции вообще приобретает огромное значение. Дело не в «споре поколений», дело в том, кто и чему учит эти новые поколения. А вот тут вопросов пока больше, чем ответов.
Война многое расставит по местам. Многие достойные люди сейчас воюют сами на фронте, поддерживают наших солдат, выступают с концертами, делают репортажи, пишут стихи. Уверен, что мы откроем новых Симоновых и Твардовских, Васильевых и Бондаревых. А вся эта псевдолиберальная псевдоинтеллигенция постепенно растворится и исчезнет как накипь или плесень – война в любом случае многое очистит и расставит по своим местам.
Напомню песню Владимира Высоцкого «Баллада о времени», написанную им в 1975 году, но актуальную и сегодня:
Замок временем срыт
и укутан, укрыт
В нежный плед из зелёных побегов,
Но... развяжет язык молчаливый гранит —
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стёрло:
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло —
И оно свои тайны отдаст.
Упадут
сто замков,
и спадут
сто оков,
И сойдут
сто потов
с целой груды веков,
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков.
Ты к знакомым мелодиям ухо готовь
И гляди понимающим оком,
Потому что любовь —
это вечно любовь
Даже в будущем вашем далёком.
Звонко лопалась сталь под напором меча,
Тетива от натуги дымилась,
Смерть на копьях сидела, утробно урча,
В грязь валились враги, о пощаде крича,
Победившим сдаваясь на милость.
Но не все, оставаясь живыми,
В доброте сохраняли сердца,
Защитив свое доброе имя
От заведомой лжи подлеца.
Хорошо, если конь закусил удила
И рука на копьё поудобней легла,
Хорошо, если знаешь, откуда стрела,
Хуже, если по-подлому, из-за угла.
Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом!
Ведьмы вас не пугают шабашем?
Но... не правда ли, зло называется злом
Даже там — в добром будущем вашем?
И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель — всегда презираем,
Враг есть враг, и война
всё равно есть война,
И темница тесна,
и свобода одна —
И всегда на неё уповаем.
Время эти понятья не стёрло,
Нужно только поднять верхний пласт —
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.
Ныне, присно, во веки веков, старина, —
И цена есть цена,
и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром —
В прошлом, будущем и настоящем!
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.