Космическое противостояние и соперничество СССР и США имело не только негативные стороны – конкуренция в космосе стимулировала науку и технику обеих сверхдержав, способствовала научно-техническому прогрессу всего человечества.
5 мая 1961 года суборбитальный полёт совершил Алан Шеппард, а настоящий космический полёт, сделав три оборота вокруг Земли, первым из американцев выполнил 20 февраля 1962 года Джонн Гленн.
Когда все показания приборов после полёта Ю.А.Гагарина были досконально изучены, в СССР стали готовиться к новому старту. Кораблю «Восток-2» предстояло провести в космосе целые сутки. Основным космонавтом «Востока-2» стал Герман Титов, а его дублёром – Андриян Николаев. Юрий Гагарин делился с товарищами своим опытом полёта, впечатлениями. Старт был намечен на 6 августа 1961 года. Позывным Г.Титова был «Орёл».
Старт был успешным. Г.Титов за 25,3 часа совершил 17 витков вокруг Земли. Это уже был не просто пробный полёт. Г.Титов управлял ориентацией корабля на орбите в ручном режиме, выполнял психологические тесты, делал записи в бортовом журнале, вступал в сеансы радиосвязи. Но самой главной задачей «Орла» было изучение воздействия невесомости на организм человека. В этом смысле Г.Титов ощутил первые трудности – не было аппетита, испытывал дискомфорт. После того, как с Земли ему посоветовали принять устойчивую позу, эти явления постепенно прошли.
Полностью выполнив предусмотренную программу полёта, Герман Титов благополучно приземлился на Землю 7 августа 1961 года.
Год спустя было решено отправить в космос сразу два космических корабля один за другим – «Восток-3» и «Восток-2». Они должны были провести в космосе несколько суток, в том числе некоторое время вблизи друг от друга – на расстоянии чуть больше 6 километров. Подготовка к этому полёту и сам полёт двух «Востоков» интересно описан в познавательной и увлекательной книге космонавта Андрияна Николаева «Космос – дорога без конца». Старт «Востока-3» был назначен на 11 августа 1962 года. Сутки спустя 12 августа 1962 года с «Байконура» стартовал космический корабль «Восток-4» с космонавтом Павлом Поповичем, получившим позывной «Беркут».
Теперь на орбите летали уже два корабля. Там, высоко над Землёй, очень важным было чувство локтя, сопричастности к большому и важному для всей страны делу. Некоторое время спустя при сближении космонавты увидели корабли друг друга в свои иллюминаторы. Первым корабль Николаева заметил Попович – «Восток-3» озарился лучами восходящего Солнца. Корабли сблизились на расстояние почти в 6 километров. Космонавты могли постоянно разговаривать между собой, а вот с Землёй связь была периодической.
Проведя большой комплекс исследований, 15 января 1962 года космические корабли начали посадку. Первым начал торможение «Восток-3», а считанные минуты спустя – «Восток-4». Посадка была успешной.
С учётом результатов первого длительного полёта А.Николаева и П.Поповича было решено в 1963 году осуществить схожий полёт, однако в одном из двух выводимых на орбиту «Востоков» должна была лететь первая в мире женщина-космонавт. В итоге выбор пал на Валентину Терешкову.
14 июня 1963 года с «Байконура» стартовал космический корабль «Восток-5» с космонавтом Валерием Быковским (позывной «Ястреб») на борту. Через двое суток стартовал и «Восток-6», на борту которого в космос отправилась первая женщина-космонавт в мире Валентина Терешкова, получившая красивый позывной «Чайка». Быковский и Терешкова также постоянно поддерживали связь между собой, как это годом ранее делали Николаев и Попович. Посадка была успешной.
В США по программе НАСА также к полёту готовились женщины-астронавтки – Джейн Харт и Джерри Кобб. Но СССР вновь оказался впереди. Сразу после известий о старте В.Терешковой Д.Кобб призналась, что она «весьма разочарована», а Д.Хархт и вовсе с обидой на НАСА заявила, что, видимо, в США к женщинам-астронавткам и дальше будут относиться с предупреждением, даже если СССР отправит в космос и вернёт на Землю весь Ленинградский симфонический оркестр.
К 1964 году космический корабль «Восток» был значительно доработан и на его базе создали многоместный космический корабль «Восход», рассчитанные сразу на трёх космонавтов. 12 октября 1964 года на РН «Восход» стартовал первый в истории многоместный космический корабль «Восход-1». Командиром экипажа был Владимир Комаров (позывной «Рубин»), в составе экипажа - учёный-космонавт Константин Феоктистов («Рубин-2») и врач-космонавт Борис Егоров («Рубин-3»). 18 марта 1965 года был осуществлён старт космического корабля «Восход-2». В данном корабле вместо левого кресла была дополнительно установлена надуваемая шлюзовая камера для осуществления первого в мире выхода космонавта в открытый космос, которая должна была быть сброшена после выполнения задания. Командиром корабля стал Павел Беляев («Алмаз»), а в открытый космос предстояло выйти Алексею Леонову («Алмаз-2»). П.Беляев оставался на борту «Восхода-2», а А.Леонов на 20 минут впервые в мире вышел в открытый космос. Он первым из землян видел звёзды, Землю, Луну не через иллюминатор, а вживую – через стекло гермошлема скафандра. Нужно сказать, что до выхода А.Леонова в открытый космос учёные спорили, сможет ли человек вообще это сделать, не будет ли его воля парализована от того, что он зависнет в космической бездне. Открытый космос поразил А.Леонова настолько, что он стал по возвращении на Землю писать картины, стремясь хоть как-то передать то, что ему довелось увидеть. А.Леонов плавал вокруг «Восхода-2» в космическом пространстве, первым из землян видел космический корабль не изнутри, а снаружи. Для передвижения и страховки А.Леонов пользовался космическим фалом, как это когда-то и предсказывал К.Э.Циолковский.
Выполнив программу полёта, космонавты стали готовиться к спуску 19 марта 1965 года.
Все космонавты, летавшие на «Востоках» и «Восходах», были заслуженно удостоены звания Героя Советского Союза.
Эпоха «Востоков» и «Восходов» была настоящим триумфом советской космонавтики и огромным личным достижением Сергея Павловича Королёва. Он выиграл своё заочное соревнование с Вернером фон Брауном практически по всем позициям. Гений советского конструктора превзошёл гений того, кто во время войны служил Гитлеру. И хотя Вернер фон Браун давно расстался со своим прошлым, это было глубоко символично. Нужно также учесть, что Советский Союз тогда не имел технологических и финансовых возможностей, доступных Соединённым Штатам. Здесь, безусловно, сыграла свою роль и фанатичная увлечённость космосом советского лидера Н.С.Хрущёва, которого в 1964 году сменил Л.И.Брежнев.
Пожалуй, главным детищем С.П.Королёва была тяжёлая ракета-носитель Н1, которую он задумал создать ещё в 1956 году. Предполагалось, что ракета будет иметь массу 2 200 тонн и сможет выводить на орбиту 75 тонн полезного груза. Это был чрезвычайно смелый проект. Он задумывался С.П.Королёвым для того, чтобы получить возможность выводить на орбиту крупные объекты. Н1 создавалась прежде всего для осуществления полётов к Луне и Марсу, другим планетам Солнечной системы и вывода на орбиту тяжёлых автоматических станций.
В проектном отделе ОКБ-1, которым руководил М.К.Тихонравов двумя группами проектировщиков Г.Ю.Максимова и К.П.Феоктистова в дополнительное рабочее время велись исследования по осуществлению пилотируемого полёта на Марс. Г.Ю.Максимов полагал, что необходимо быстро реализовать задуманное, используя уже имеющиеся разработки. Он предлагал создать межпланетный корабль, рассчитанный на 3 космонавтов. Этот корабль должен был пролететь возле Марса, изучить красную планету на пролётной траектории и возвратиться на Землю, не совершая посадки или облёта Марса.
Одновременно с подготовкой марсианской программы С.П.Королёв занимался и проработкой полётов на Луну. Уже в начале 1960-х годов С.П.Королёв наметил основные этапы освоения ближайшего космоса – создание орбитального пояса спутников и космических баз на околоземной орбите, потом – на окололунной, затем – создание базы непосредственно на самой Луне и начало промышленного использования ресурсов спутника нашей планеты.
В 1961 году после утверждения в США программы «Аполлон» проект лунной базы разрабатывался и американцами. Для решения этой задачи американцы предполагали задействовать ракетно-космическую систему «Сатурн-5». Проект был очень амбициозным и предполагал решить задачу пребывания на Луне 6 астронавтов в течение полугода, использования жил ого модуля, электростанции, а также лунохода с собственной системой жизнеобеспечения для длительных экспедиций по поверхности Луны. О луноходе задумался и С.П.Королёв.
Было ясно, что одновременно подготовить и лунную и марсианскую программы невозможно. Нужно было определяться. Разработка Н1 продолжалась. Чисто стратегически можно было сконцентрироваться на марсианской программе и совершить облёт красной планеты, а также вывести на орбиту тяжёлую орбитальную станцию. Это, безусловно, было бы грандиознейшим событием всего ХХ века. К тому же американцы на Марс лететь не собирались, выбрав своей главной целью Луну. Можно было сосредоточиться на Марсе, избежав изнурительной конкуренции в космосе. Однако советское руководство полагало, что необходимо принять вызов, брошенный американцами и рассчитывало, что С.П.Королёв и другие советские конструкторы и на этот раз смогут добиться приоритета. Марс решили оставить на потом.
Ещё 10 марта 1962 года С.П.Королёв утвердил технический проспект «Комплекс сборки космических аппаратов на орбите спутника Земли (тема «Союз)». Предполагалось задействовать космический корабль «Восток-7» с космонавтом-монтажником на борту. На орбите можно было собрать составную ракету, состоящую из трёх блоков. Уже при помощи такой ракеты предполагалось облететь Луну на корабле Л1 с экипажем от 1 до 3 человек в зависимости от окончательного решения. Этот же проект предусматривал сборку на околоземной орбите орбитальной станции для постоянного наблюдения за Землёй, состоящую из трёх отсеков – жилого, научно-приборного и корабля для доставки экипажа. По сути, это был прообраз будущих «Салютов», станции «Мир» и нынешней МКС. 10 мая 1963 года С.П.Королёв провёл корректировку проспекта. Основной упор теперь делался на вновь создаваемый космический корабль «Союз» и корабли-танкеры, которые должны были заправить собираемую лунную ракету.
Разработанный «Союз» имел три отсека – орбитальный, спускаемый и приборно-агрегатный. Очень важным было то, что проектировщикам удалось значительно снизить перегрузки при спуске – 3,5-4,5 единицы на «Союзе» при 8-9 на «Востоке». Это потом сразу же оценил А.Николаев, которому довелось полетать на обоих космических кораблях.
Всё шло по плану и С.П.Королёв, не отказываясь от своих задумок по Марсу, активно разрабатывал все части советской лунной программы. Несмотря на серьёзное преимущество в финансировании, пока ещё ничего не было ясно – СССР и США шли практически синхронно, хотя лунные программы обеих сверхдержав отличались друг от друга.
26 декабря 1965 года С.П.Королёв вместе с женой Ниной Ивановной посетили Звёздный городок. Его тепло встречали и уже слетавшие в космос космонавты-герои во главе с Юрием Гагариным, и те, кому ещё только предстояло совершить свои полёты. С.П.Королёв был в хорошем, предновогоднем настроении, много шутил, строил планы на будущее – эпоха «Востоков» и «Восходов» завершилась, и теперь предстояло осваивать совсем новый корабль – «Союз». Говорили и о перспективах освоения Луны, освоения Солнечной системы в будущем. Конструктор и его жена обошли практически весь Звёздный городок – учебные классы, тренажёры, пообедали в столовой, искупались вместе с космонавтами в бассейне. Казалось, что впереди этот дружный и сплочённый коллектив ждут новые грандиозные свершения и блистательные победы…
Безусловно, то напряжение, с которым жил и работал наш великий конструктор, не могло не сказаться на его здоровье. С.П.Королёв в тяжёлом состоянии попал в больницу, ему собирались сделать операцию. 8 января 1966 года к нему приехали обеспокоенные Юрий Гагарин и Андриян Николаев. С.П.Королёв чувствовал себя плохо, но вида не подавал – много говорил о своих планах. В этот день остановились его часы, и Ю.Гагарин уговорил конструктора принять в подарок часы от него. С.П.Королёв вначале не хотел брать, а затем всё же согласился и попросил Ю.Гагарина написать что-нибудь на них на память, что первый космонавт и сделал. Это была последняя встреча великого конструктора и первого космонавта. 14 января 1966 года С.П.Королёв умер после неудачно проведённой операции - сказался старый перелом челюсти, полученный им ещё в заключении, что привело к проблемам при анестезии.
Мимо его гроба при прощании в Колонном зале Дома Союзов шли тысячи и тысячи людей. По советской космонавтике был нанесён сильнейший удар. Конечно же, не только С.П.Королёв занимался разработками космических программ, но он был стержнем, душой всей нашей космонавтики, настоящим пассионарием, распахнувшим дверь в космос, поэтому его смерть стала, увы, невосполнимой утратой для нашей стран6ы.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.