
Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.
После попытки переворота 2020 года многие подобные ресурсы оказались блокированными, однако эти блокировки можно обходить, увы. Но есть и вполне себе легально проводящие подобную лживую антипартизанскую политику порталы. Так, в настоящий момент в канун 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на страницах в белорусскоязычной версии Википедии (весьма популярного ресурса) можно прочесть следующие «откровения».
В главе с красноречивым названием «Преступления против мирного населения и имущества» с отсылкой на первоисточник (изданный в 2004 году в Мюнхене сборник «Sowjetische Partisanen in Weissrussland» под редакцией известного русофоба и антисоветчика Богдана Мусяла): «Этот аспект советского партизанского движения не нашел отражения в традиционной советской историографии. Документы показывают, что деятельность советских партизан часто сводилась к бандитизму, изнасилованиям, грабежам и убийствам. В целом командование советских нерегулярных формирований считало грабеж естественным явлением. Поскольку советские партизаны, как правило, не пользовались поддержкой населения, они совершали набеги на деревни и фермы, чтобы добыть продовольствие. Как сказал один советский военачальник: «Большинство партизанских отрядов питаются, одеваются и вооружаются за счет местного населения, а не за счет захвата трофеев у немцев. Это вызывает враждебность среди людей, которые говорят: «Немцы все забирают, поэтому нам приходится делиться с партизанами».
Какой «один советский военачальник»? Когда сказал? А это не важно. Главное – облить партизан грязью.
Подобные сентенции можно прочитать сейчас и на вполне вроде бы аполитичных порталах. Так, на сайте https://govorim.cc прямо сейчас в разделе города Глубокое можно прочесть в статье, посвящённой «творчеству» Ларисы Гениуш, сотрудничавшей в годы войны с оккупантами, а точнее её стихотворному опусу «Партизаны», пропитанному ненавистью к патриотам, не склонившим головы перед оккупантами, следующее: «В официальном публичном пространстве Вторая мировая война по-прежнему по советскому обычаю именуется Великой Отечественной, а советские партизаны единодушно именуются героями. Между тем ученые отмечают, что война носила все черты гражданской. Десятки тысяч белорусов служили в полиции и частях, подчиненных нацистам, десятки тысяч были в советских партизанах — и убивали друг друга. Свидетели партизанской войны вспоминают, как действия партизан провоцировали нацистов на карательные операции. Когда партизаны убили немецкого генерала недалеко от Лынтупов, в регион были направлены литовские полицейские части, которые убили несколько сотен человек».
И это не частности – это сознательная политика, проводимая при поддержке западных спецслужб местными русофобами и их идейными вдохновителями из эмигрантских белорусских структур в Европе и Северной Америке, состоящих из прямых и идейных потомков, бежавших в 1944 году вместе с отступавшими немцами полицаев и колаборантов разных мастей.
В эту политику активно вовлекаются различные медийные (или изображаемые такими) персоны. Активно проводятся две взаимодополняющие линии. Одно направление – потоки лжи о партизанах, с «обнародованием» и «комментированием» якобы «тщательно скрываемых в советских период документов». Второе – популяризация в качестве «светочей белорусского культурного возрождения» прислужников оккупантов – Натальи Арсеньевой, Ивана и Ларисы Гениуш, Франтишека Олехновича и прочих.
Вопрос здесь, однако, даже не в конкретных персоналиях, вопрос в общем подходе – по заказу из-за рубежа обелить, приукрасить колаборантов, выставить на первый план их «важную кропотливую работу по возрождению белорусского самосознания», уходя от сотрудничества с немецко-фашистскими захватчиками.
Впрочем, проблема для «реабилитаторов» в том, что среди подобных фигур почти нет тех, кто бы смотрелся более респектабельно – хотя бы «боролся с большевизмом», но против фашистской Германии, в рядах «цивилизованного мира» - США, Британии и их окружения. А фигуры такие им нужны, потому что иначе придётся в деле выбора «национального возрождения» и далее опираться только на Купалу, Коласа и Танка, которые, к сожалению для «реабилитаторов», не проявляли никакой русофобии и антисоветизма, чего так не хватает оппозиционной публике на нынешний момент.
Странно, что местные сторонники «новой исторической правды», работающие по калькам из-за границы, не задумываются о том, что если и дальше двигаться такими темпами и в таком направлении, то рано или поздно придётся проводить грань между той же Гениуш и совсем уже отмороженными полицаями – первая, дескать, хорошая, продвигала «белорущину», а вторые – звери и нелюди. Но ведь в таком случае придётся упереться в проблему, когда наиболее умные и пытливые поэты, писатели, литкритики, студенты и аспиранты зададут сами себе вопрос: а что делали в одних и тех же местах Гениуш и ей подобные «светочи белорусской культуры» и полицаи, и вынуждены будут ответить для себя, что в общем-то между ними не было противоречий глобального плана – вопрос тут, как говорят художники, не в избранном цвете, а в колере, или оттенке. Как ни говори, а речь идёт о коричневом цвете нацистов – а уж светло-бежевый он, или насыщенный, вопрос уже деталей, не меняющий главного. Поэтому такая тактика и такое направление в «национальном возрождении» неизбежно упрётся в качестве антипода в историческую память белорусов о Великой Отечественной войне и героике партизанской борьбы. И как после этого относится к подобному «возрождению»?! Впрочем, думать тут исполнителям некогда – «старшие товарищи» из-за границы торопят действовать – думать они привыкли сами. А полицаи только и умели, что исполнять волю оккупантов.
На днях вышла моя новая книга «Белорусские дороги войны», изданная как раз к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, в которой я, говоря о проблеме противостояния условных «внуков полицаев» и «внуков партизан» в вопросе оценок событий войны в Белоруссии, напомнил, что всё это длится годами и в последнее время даже активизировалось.
Так, ещё 18 февраля 2020 года «нобелевский лауреат в области литературы» Светлана Алексиевич отметилась очередным скандальным интервью российскому Интернет-порталу «Медуза» под названием «Нас учат только тому, как умереть за Родину». Интервью и его фрагменты были многократно перепечатаны, в том числе и у нас в Белоруссии. Но чаще всего под другим названием-цитатой из этого злополучного интервью – «Я всю жизнь прожила в стране полицаев».
Приведу характерный отрывок из её разглагольствований: «Простые женщины легко рассказывали, что днём боялись немцев, а ночью — партизан. Партизаны-то еще и страшнее: немца можно уговорить, а партизана — никогда. Ведь кто такие партизаны? Они ведь далеко не сразу сложились в какое-то подобие военных отрядов. Поначалу это просто были полубандитские группы. Просто мужики с оружием, вот и всё».
Лично для меня в этом интервью не прозвучало ничего нового или неожиданного.
Вначале о самой госпоже Алексиевич. Она даже не писатель, она – некий эссеист, журналист, причём не самый талантливый и успешный. А как же Нобелевская премия?! Я уже неоднократно говорил о том, что Нобелевская премия – это награда коллективного Запада. В научной сфере – прежде всего для себя любимых, а в гуманитарной – инструмент для влияния на «партнёров» на постсоветском пространстве, в Китае, в странах третьего мира – везде, где иначе, нежели на коллективном Западе, смотрят на те или иные гуманитарные и культурные проблемы. У Алексиевич есть чутьё на то, что выгодно и коньюктурно – это как у африканской гиены есть чутьё на павшие туши. Начинала Алексиевич с деревенских тем, весьма популярных у российских почвенников времён позднего СССР, затем коснулась темы войны. Но она уже понимала, что былой «коммунистический задор» уходит в прошлое и будущее за вчерашним диссидентством. СССР рушился на глазах и Алексиевич, «развивая и углубляя» своё творчество, активно взялась за темы войны в Афганистане, Чернобыльской аварии. В 2013 году вышла её книга «Время second-hand» или «Конец красного человека», а всё изданное Алексиевич назвала «художественно-документальным циклом «Голоса Утопии». Стиль её публицистики весьма своеобразный – старательно отыскивать любой возможный негатив и подавать его в качестве среднестатистической нормы. В 2015 году Нобелевский комитет, известный своей крайней политизированностью в гуманитарной сфере, присвоил Алексиевич звание Нобелевского лауреата. Фактически, Алексиевич, терзая тело павшего Советского Союза, выстроив всю свою публицистику на откровенном антисоветизме и старательном оплёвывании отечественной истории советского периода, получила своё вознаграждение.
Предатели, полицаи, их дети, внуки, а теперь и правнуки, осевшие в США, Канаде, Британии и других странах, не сидят без дела и под прямым руководством своих «кураторов» из ЦРУ и других спецслужб западных стран разрабатывают стратегию реванша. Для них как нельзя более кстати Алексиевич, другие подобные авторы. Нужно нанести удар по героике войны, по партизанскому движению, обвинив партизан во всех смертных грехах, заявив, что белорусы гибли не из-за реализации человеконенавистнического фашистского плана «Ост», а из-за «вынужденных ответов» оккупантов на сопротивление партизан и подпольщиков. Этому активно способствует и русофобская оппозиция в Белоруссии, показательно выступающая под бело-красно-белыми знамёнами – знамёнами, под которыми полицаи и предатели маршировали по оккупированной фашистами Белоруссии в годы войны.
Попутно реализуется мощная западная грантовая система стимулирования написания и издания подобной литературы, «открывающей правду о партизанском движении, о войне, о советском прошлом Белоруссии», «рекомендующая» проведение подобных «научных исследований и конференций».
Весьма симптоматично, что синхронно начали говорить и о необходимости изменений в топонимике. Известный своей особой любовью к «белорусизации» всего и вся Олег Трусов, который в проевропейской газете «Народная воля» от 3 марта 2020 года в статье с красноречивым заголовком «Специальным законом нужно отменить большевистские названия улиц» прямо указал на «положительный» опыт Украины»: «До 2014 года советское наследие хорошо чувствовало себя на Украине. Но началось военное столкновение с Россией и, и «ленинопад» мгновенно увлёк за собой и остатки советских названий». В конце статьи Трусов, фактически, сообщил, что такая работа уже начата на государственном и общественном уровне.
И это могло быть только началом – очевидно, что в случае такого массового переименования ушли бы в небытие и улицы, названные в честь героев партизанского движения, подполья, Красной Армии. Впрочем, события 2020 года помешали этим планам.
В той же России (в Смоленске) была издана и порочащая партизан книга Богдана Мусяла.
В номере популярного российского еженедельника «Аргументы и факты в Белоруссии» от 3 марта 2020 года было помещено пространное интервью с «писателем Виктором Мартиновичем» под названием «Быть автором», где старательно создаётся Мартиновичу некий имидж «известного писателя и деятеля культуры и литературы». Ещё одна дутая и малоизвестная фигура, из которой лепили некий «талант». Для чего? Хотя бы для того, что в данной статье В.Мартинович рекомендовал всем читать книги той же Алексиевич и Орлова (автора исторических повестей, проводящего идею того, что белорусы веками воевали с русскими). Тот же В.Мартинович на сайте «Нашей Нивы» 16 февраля 2016 года в материале «Когда закончится война» прямо написал: «Правда о Второй мировой до сих пор не озвучена. Когда и кому, наконец, выпадет честь сказать здесь последнее слово? И каким оно будет, то слово?». Заметьте – не о Великой Отечественной, а о Второй мировой, хотя речь идёт о Белоруссии. И какое «слово» они собираются сказать, тоже понятно – только я сомневаюсь, что оно, это «последнее слово», будет за ними.
Красноармейцы, партизаны и подпольщики, сражавшиеся против немецко-фашистских оккупантов, отдавшие жизни за нашу Родину и эти «корифеи слова» словно происходят из разных миров. Что касается «таланта» Мартиновича, то в том же интервью «Аргументам и фактам» о себе любимом «Быть автором» он признался: «Сейчас мы с коллегами незаслуженно восхваляемые». Как говорится, хоть что-то сказано правдиво и верно…
20 апреля 2018 года «Радио «Свобода» радостно сообщила, что на издание пяти книг Алексиевич на белорусском языке пожертвовали 115 526 долларов, а 65% от этой суммы направил «Белгазпромбанк» - дочка российского «Газпромбанка». Впрочем, вряд ли стоит этому удивляться – во главе банка тогда был Виктор Бабарико, известный своей поддержкой самых разных националистических проектов.
Окончание следует.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.