18-19 июня 2024 года в Москве прошло 49-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников. Как всегда, эти дни были насыщенными, но наибольшее впечатление на меня произвело посещение Музея Победы на Поклонной горе, организованное для нас Департаментом по работе с соотечественниками МИД России. Отдельная благодарность за это российскому дипломату Т.Н.Митиной.
Являясь автором десятка научно-популярных книг о войне, нескольких художественных рассказов, я время от времени погружаюсь в военную тематику, посещаю различные музеи, так что мне есть с чем сравнить. В Музее Победы на Поклонной горе я уже бывал во время проведения XVII конгресса русской прессы в середине июня 2015 года, организованного при содействии ТАСС и Всемирной ассоциации русской прессы (ВАРП). Тогда удалось осмотреть всё снаружи, посетить Зал Славы, но самой экспозиции «Подвиг народа» я не видел, что и немудрено, так как она была открыта для посетителей только к 9 мая 2020 года.
Наше посещение началось с возложения цветов к вечному огню перед входом в Музей Победы, в котором приняли участие российские соотечественники из самых разных стран и континентов. Этот вечный огонь был зажжён 30 апреля 2010 года в честь героизма и стойкости наших воинов, победивших немецко-фашистскую Германию и её союзников, отстоявших свободу и независимость нашей Родины.
К слову, это третий вечный огонь, посвящённый Победе, который зажжён в Москве. Первым появился вечный огонь на Преображенском кладбище 9 февраля 1961 года от пламени вечного огня на Марсовом поле, а второй – вечный огонь у могилы Неизвестного солдата в Александровском саду, зажженный при участии Алексея Маресьева. Как раз от пламени этого вечного огня и горит огонь на Поклонной горе. Огонь на Марсовом поле стал первым в стране – он был зажжён в Ленинграде, «городе трёх революций», 6 ноября 1957 года от мартеновских печей Кировского завода к 40-летию Октябрьской революции. И с темой Великой Отечественной войны связан не был.
После возложения цветов мы прошли в сам музей, и я увидел прямо перед собой вход… в Холмские ворота Брестской крепость, как две капли воды похожий на настоящий, за исключением того, что он немного поменьше и воссоздана верхняя часть ворот.
Перед нами предстала уникальная экспозиция «Подвиг народа», включающая в себя 17 тематических разделов, 38 масштабных проекций, 58 информационных систем, 7 000 исторических статей и 22 фильма-реконструкции. Всё это разместилось на площади 3 000 квадратных метров.
Брестская крепость, библиотека блокадного Ленинграда, военный госпиталь, полевая почта, кабинет с голограммным заседанием ГКО под руководством И.В.Сталина, сводки Совинформбюро и голос Левитана, эшелоны военной поры, эвакуация, оккупанты, полицаи, партизаны и подпольщики, ворота концлагеря с циничным лозунгом «Труд освобождает», трёхмерные панорамы «Брестская крепость, 1941», «Великий Новгород, 1944», «Невский баталист», «Чудо эвакуации», «Оккупация», Освобождение Европы» и финальная сцена взятия Рейхстага. Долгие и трудные военные дороги от Бреста до Берлина.
Некоторые восковые фигуры поражают своей реалистичность. Кажется, что немец с автоматом смотрит прямо тебе в глаза. Порой настолько сложно отличить в экспозиции живых людей от восковых фигур, что в зале, посвящённом оккупации, долгое время неподвижно стоял полицай и все принимали его за восковую фигуру, пока он неожиданно не «ожил» и не рявкнул: «А вы кто такие? Чего здесь ходите? Документы!».
Экспозиция, как и Музей Победы в целом, построены на принципах сочетания экспонатов, декораций, панорам и спецэффектов, что позволяет соединить научно-популярную основу и эмоциональное восприятие увиденного. Именно по такому принципу построена экспозиция Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске. Как мне представляется, было очень важно найти эту нужную тональность. И не только в музейных экспозициях, но и в остальном искусстве – кинофильмах – как художественных, так и документальных, книгах – опять же как научно-популярных, так и художественных, спектаклях, выставках. Чисто интуитивно, сочетая факты и цифры с описанием судеб людей и эмоциональными отрывками из воспоминаний очевидцев той поры я построил многие свои книги – в том числе и уже вышедшие из печати «Опалённая войной Белоруссия» и «Белоруссия в годы Великой Отечественной войны». Сейчас, работая над третьей книгой этой серии «Белорусские дороги войны», я после посещения Музея Победы лишний раз убедился, что концепция, при которой книжная глава примерно соответствует тематическому залу, а вся книга – всей экспозиции, верная. Вопрос лишь в том, чтобы ощутить общий нерв в том и другом случае и, естественно, постараться его реализовать. В этом смысле я рекомендовал бы всем своим коллегам-писателям, а также историкам, педагогам, музейным работникам, художникам, скульпторам и т.д. посетить Музей Победы – не нужно ничего копировать или повторять, нужно просто лишний раз прочувствовать тот ансамбль из исторических экспонатов и художественных панорам, который здесь создан, чтобы потом, уже у себя на местах, сделать что-то своё, но пользуясь теми же принципами.
Хотелось бы, чтобы меня поняли правильно. Я вовсе не говорю о том, что то, что было сделано раньше – «плохо и не современно». Люди, которые всё это делали до нас, использовали доступные им технологии, которые были передовыми для их времени. Сейчас же открываются новые возможности. Здесь можно привести пример нашей Белоруссии. Основу монументального наследия Великой Отечественной войны заложил Пётр Машеров. А Александр Лукашенко всё это не просто сохранил, но преумножил и заставил заиграть новыми красками.
Я принадлежу к поколению детей «детей войны». Но мы застали и уже практически ушедшее поколение участников войны, наших дедушек и бабушек. Нам на смену пришло поколение тех, для кого Великая Отечественная война уже просто далёкая история, а для нынешних детей она и вовсе будет сродни русско-турецким войнам или Отечественной войне 1812 года.
Поэтому сохраняя всё, что создано до нас, нам нужно всё это приумножать и совершенствовать, чтобы сохранилась не просто память о Великой Отечественной войне, но само физическое, эмоциональное чувство сопричастности к тем годам и событиям.
Символически расписавшись на колоннах воссозданной копии входа в логово немецкого фашизма Рейхстаг в Берлине, мы понемногу засобирались к выходу. К сожалению, уже не успевали посмотреть выставку трофейной техники, захваченной в ходе СВО, но зато обнаружили на первом этаже выставку «Обыкновенный нацизм». Один за другим мы заходили в зал экспозиции и, осмотрев экспонаты, покидали её, думая уже о дне сегодняшнем.
Я вспоминал при этом кадры уникального документального фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», снятого на киностудии «Мосфильм» и вышедшего на экран в 1965 году. Тогда, двадцать лет спустя после Победы над фашистской Германией, казалось, что враг повержен навсегда.
К сожалению, фашизм, нацизм, никуда не ушли. После распада Советского Союза на Украине при прямой многолетней поддержке властей США и Евросоюза верх постепенно взяли бандеровцы - последователи украинских националистических организаций ОУН-УПА и более мелких им подобных. Вернувшись в годы «оттепели» из лагерей по амнистии и по окончании тюремных сроков, полицаи и каратели разных мастей начали медленную работу по своему возвращению. Поначалу аккуратно, действуя на ниве «национально-культурного возрождения», а затем, особенно после распада СССР, всё более нагло и цинично. Это вылилось в дикую русофобию, откровенный террор против оппонентов, силовой захват власти в результате поначалу «оранжевой революции», а затем и вовсе прямого государственного переворота в 2014 году. Из-за океана активно подключились зарубежные недобитые бандеровцы и их наследники. Бандеровцы стали сносить памятники героям Великой Отечественной войны, стремясь взять реванш за поражение в 1945 году. Сколько было в годы войны тех бандеровцев среди украинцев, даже в западных областях? Меньшинство… Но за эти годы нацистская хунта в Киеве, используя потоки лживой пропаганды и откровенного террора в отношении собственного населения, сделала бандеровскую идеологию основной, государственной. Киевская хунта, находящаяся под полным контролем США и их союзников, за десять лет погрузила Украину в страшную и непроглядную мглу – кажется, что над украинскими золотыми нивами и цветущими садами, терриконами, заводами и городскими парками и бульварами, приморскими набережными повис тяжёлый и беспросветный мрак чёрного проклятия.
И тогда Донбасс восстал – Донецк, Луганск и другие города и сёла начали вооружённую борьбу за свободу, за сохранение своей истории, культуры, своих ценностей.
Как у писателя, занимающегося популяризацией истории, у меня никогда не было никаких иллюзий по поводу основ и этики (точнее – её полного отсутствия) того человеконенавистнического режима, который, словно раковая опухоль, поразил Украину.
Можно много говорить на эту тему, но я коснусь лишь истории с Ромой Таравским, произошедшей в посёлке Великий Любень на Львовщине. Пятилетнего Рому, малыша, который ещё толком ничего не понимал в жизни, зверски убили бандеровцы. Не «москаля», не «поляка», а своего малолетнего односельчанина только за то, что малыш выучил песню про красноармейцев, и, вряд ли даже особенно понимая её смысл, напевал, играя на улице. После войны Роме установили памятник, а уже после распада СССР бандеровцы его демонтировали. При этом показательно, как это они прокомментировали – дескать, отца мальчика приговорили к смерти за противодействие бандеровцам, но тот «таскал мальчика с собой и прикрывался». «Ребята из леса» «до последнего» хотели убить отца без мальчика, но нужно было «исполнить приговор», поэтому убили, а мальчика «не специально, а он просто мешал собой убить отца».
Собственно говоря, вряд ли стоит удивляться другим многочисленным преступлениям бандеровцев – они убивали и своих, и белорусов, и поляков, и русских, и вообще всех, кого «приговорили». Раньше говорили, что Хатынь вместе с жителями сожгли немцы, теперь всё чаще утверждают, что украинцы. Я много занимался этой темой и хочу заверить, что Хатынь и многие другие деревни в Белоруссии были уничтожены именно немцами при их руководстве и прямом участии. Однако львиную долю «грязной работы» выполняли предатели и полицаи. В случае в Хатынью там, в рядах карателей, были многие бывшие советские военнопленные, большинство их которых были украинцами. Эти украинцы, безусловно, подвергались идеологической обработке со стороны бандеровцев. Но утверждать, что украинцы сожгли Хатынь не стоит. Хатынь сожгли предатели, выродки украинского народа. А миллионы украинцев воевали на фронтах Великой Отечественной, создавали партизанские отряды, боролись с врагом в подполье.
К сожалению, идеология бендеровцев, словно раковая опухоль, накрыла всю нынешнюю Украину. Стоит ли удивляться, что разные «Правые сектора», «Азовы», «Айдары», как и их предшественники из ОУН-УПА, с такой жестокостью пытались подавить народное восстание на Донбассе?! Всё, как и 80 лет назад – уничтожение ни в чём не повинных людей, пытки, расстрелы, убийства стариков, женщин, детей. Думаю, мы ещё узнаем много страшного о периоде оккупации бандеровцами Донбасса.
Но уже сейчас достаточно и того, что продемонстрировано в Музее Победы в зале экспозиции «Обыкновенный нацизм» в Зале Полководцев. Фото преступлений, откровенно нацистские нашивки бандеровцев, искорёженный обстрелом велосипед мальчика, инсталляция, посвящённая погибшим детям Донбасса. Множество подлинных экспонатов из Донецка, Мариуполя, Рубежного, Попасной, Северодонецка, других мест. Всего примерно 200 артефактов.
Выставка сформирована материалами и экспонатами как самого Музея Победы, так и фондами Донецкого республиканского краеведческого музея, Российского государственного архива социально-политической истории, а также специального проекта РИА Новости «Донбасс. Геноцид 2014 – 2022». Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Особенно сильной стороной экспозиции являются доказательства связи и преемственности современных нацистов Украины с их предшественниками из ОУН-УПА, прямые параллели с идеологией фашистской Германии. В разделе «Нацизм сегодня» представлены книги, форма, шевроны, вымпелы и другие предметы с откровенно нацистской символикой.
Сейчас наши солдаты и офицеры на фронтах СВО ведут тяжёлую борьбу с современным нацизмом и бандеровщиной. И экспозиция «Обыкновенный нацизм» любому непредвзятому человеку, даже далёкому от нашей истории, например, приехавшему из другой страны, ясно показывает, что на Украине идёт борьба с силами тьмы, борьба, которая, казалось бы, невероятными усилиями и жертвами всего советского народа и украинского народа в частности, была выиграна восемьдесят лет назад. Но тьма вернулась на нашу землю и как быстро Украина очистится от неё, зависит от каждого из нас.
Фото автора.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.