САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко. Россия предлагает миру энергетическое сотрудничество вместо энергетического шантажа

Андрей Геращенко. Россия предлагает миру энергетическое сотрудничество вместо энергетического шантажа

« Назад

Андрей Геращенко. Россия предлагает миру энергетическое сотрудничество вместо энергетического шантажа 27.09.2024 16:30

Еще задолго до событий государственного переворота на Украине 2014 года, и тем более до начала в 2022 году специальной операции России транзит по нефтепроводу «Дружба» стал предметом манипуляций и недобросовестных действий. Достаточно показательны в этом отношении махинации официального Киева с поставками газа в 2008-2009 годах. Те, кто стоит за спиной В.Зеленского, добиваются окончательного разрыва между Россией и теми странами Европы, которые руководствуются, прежде всего, собственными экономическими интересами в области энергетического сотрудничества.

Даже сейчас, в период военных действий, Россия продолжает поставлять энергоресурсы Венгрии, Словакии и Чехии. Эти поставки осуществляются силами компании ПАО «Лукойл» При этом бандеровцы неоднократно устраивали провокации и пытались атаковать нефтепровод при помощи беспилотников.

ПАО «Лукойл» не подпадает под санкции Евросоюза, что объясняется принципиальной позицией властей Венгрии и Словакии, которые сопротивляются вводу новых антироссийских ограничений, что вызывает неприкрытое раздражение как в Брюсселе, так и в Вашингтоне.

В связи с этим в борьбе со «строптивыми союзниками» Вашингтон и Брюссель вновь использовали Украину – 17 июля 2024 года в Киеве было объявлено о блокировке поставок по южной ветке нефтепровода «Дружба». Это решение было поддержано Еврокомиссией, которая заявила об отсутствии интереса к поставкам после 2024 года. В данном случае постоянная недоговороспособность Киева и его стремление брать под козырёк любое указание своих кураторов было использовано для решения противоречий внутри самого ЕС.

Ирония здесь, однако, в том, что Украина заняла враждебную позицию не только против России, что вполне ожидаемо в связи с событиями СВО, но и по отношении к тем же Венгрии и Словакии, странам ЕС, без согласия которых Украина никак не сможет попасть в ряды Евросоюза, куда так стремится. При этом Киев даже игнорирует тот факт, что Венгрия и Словакия неоднократно оказывали Украине поддержку в данной сфере, обеспечивая поставки недостающих углеводородов и электроэнергии.

Обеспокоенные Венгрия и Словакия инициировали обсуждение данной проблемы с Киевом в рамках Соглашения об ассоциации ЕС-Украина, однако Еврокомиссия создаёт многочисленные проволочки и затягивает обсуждение темы, фактически давая понять, что интересы Венгрии и Словакии Брюссель мало заботят.

С теми же странами, которые являются пока лишь кандидатами на вступление в Евросоюз, Брюссель и вовсе не церемонится – их просто в ультимативной форме заставляют отказываться от давно налаженного и выгодного сотрудничества с Россией. Это касается как государств Западных Балкан, так и других стран.

Об интересах миллионов простых европейцев никто даже не заикается – это априори некая «мелочь, которой можно пренебречь».

Но история с нефтепроводом «Дружба» - это лишь видимая вершина огромного айсберга проблем в данной сфере в Европе.

Подрыв «Северного потока» и односторонние пересмотры действующих соглашений в последние годы демонстрируют малую степень надёжности каких-либо договоров и контрактов как со стороны ЕС в целом, так и со стороны его отдельных стран-членов в частности. Относительно спокойно себя чувствуют в Европе лишь США, которые де-факто являются для ЕС сюзереном и во многом как раз и заставляют Европу отказываться от своих обязательств даже вопреки собственным интересам. История с «Северным потоком» убедительно свидетельствует и о том, что ЕС и его члены всё больше лишаются своего национального суверенитета, и не только не в состоянии обеспечить охрану и безопасное функционирование энергетической инфраструктуры, но и фактически лишены возможности без ведома и контроля США проводить национальные расследования терактов и преступлений на собственной территории.

В этой ситуации частичной потери своего экономического и политического суверенитета виноват и сам Евросоюз, давно привыкший использовать любые контракты и экономические соглашения в качестве инструмента давления на те страны, которые не слишком охотно следуют американо-европейскому политическому курсу. Слепое следование политическим предпочтениям коллективного Запада во главе с США приводит к полной политизации экономических договоров, что никак не согласуется с исповедуемыми на словах принципами свободного рынка и конкуренции.

Еще в июне 2024 года ЕС принял регламент о внутренних рынках возобновляемого газа, природного газа и водорода, который позволяет странам Евросоюза в одностороннем порядке ограничивать или даже полностью останавливать поставки газа из России и Белоруссии «из соображений безопасности». Таким образом, в любой момент это может быть использовано для недружественных действий в отношении наших стран.

В США и Европе такие действия объясняют обывателю «необходимостью остановить агрессию России» и прямой связью данных мер с проходящей СВО. Между тем это касается и других регионов мира.

В связи с такой политикой энергоресурсы становятся всё менее доступными для развивающихся стран. Появился даже специальный термин, характеризующий данную ситуацию – «энергетическая бедность». В результате развивающиеся страны сталкиваются с дефицитом энергоресурсов, что приводит к проблемам в экономике, уже реальной бедности населения и усиливающейся зависимости этих стран от коллективного Запада.

В том же июне 2024 года был принят очередной, уже 14-й по счёту пакет антироссийских санкций, который запрещает реэкспорт российского сжиженного газа через морские порты Евросоюза в третьи страны. Небольшим послаблением, опять же вызванным протестами внутри самого Евросоюза, стало то, что пока по заранее заключённым договорам и контрактам поставки будут идти до 26 марта 2025 года, когда прекратятся полностью. Соответственно, новые договора заключать также запрещено.

Под удар попадают, прежде всего, страны Глобального Юга, где уже ощущается дефицит сжиженного природного газа. При этом запрет на поставки российского сжиженного газа для потребителей в самом Евросоюзе не распространяется – соответственно, значительная часть СПГ, идущая ранее на Юг, будет продана потребителям Евросоюза, притом вынужденно по более низкой, а значит и более выгодной для экономики Запада по сравнению со странами Юга стоимости.

Таким образом, ссылаясь на необходимость «борьбы с российской агрессией», Евросоюз в худших традициях неоколониализма сознательно наносит удар и по экономике стран Глобального Юга, заведомо ставя их в проигрышное положение, ограничивая развитие этих стран.

Осложняет ситуацию и приверженность Евросоюза «зелёной повестке», которой отдаётся приоритет по сравнению с углеводородной сферой. Используя риторику заботы об охране окружающей среды и повышении энергоэффективности производства и сферы потребления, руководство Евросоюза ведёт политику по сокращению доли ископаемого топлива с перспективой полного отказа от него. По мнению европейских политиков, такой переход к «зелёной повестке» приведёт к большей безопасности ЕС при сохранении конкурентоспособности его экономики.

Между тем значительное количество учёных всё чаще ставят под сомнение широко укоренившийся тезис о том, что к глобальному потеплению приводит антропогенный фактор и использование ископаемого топлива, а также промышленная и сельскохозяйственная деятельность.

Более того – поспешный и не всегда продуманный переход к «зелёной повестке» уже привёл к дефициту энергетических мощностей в самой Европе, что явно проявляется в холодный зимний период, особенно во время нетипичной холодной погоды.

Возникают серьёзные проблемы и в сфере экологии – так, использование больших площадей под выращивание культур для биотоплива снижает природное биоразнообразие фауны и флоры, приводит к экологической деградации целых регионов и, что не менее важно, к снижению производства продовольствия, что не так критично для стран ЕС, хотя и влияет на рыночные цены, зато очень критично для Глобального Юга.

На сегодняшний день Евросоюз сознательно сворачивает инвестирование и поддержку проектов углеводородной сферы, ограничиваясь ничего не стоящими декларациями. Соответственно, как местные инвесторы, так и потенциальные партнёры из третьих стран с большой опаской относятся к подобным проектам, так как из-за приоритетности «зелёной повестки» всё вложенное в углеводородной сфере, в том числе и создаваемая инфраструктура, могут в перспективе перейти в разряд никому не нужных «выброшенных активов».

В апреле 2024 года в Евросоюзе был опубликован список «проектов взаимного интереса», содержащий перечень энергетических инициатив, на которые ЕС может направить финансирование из своих фондов. Там ожидаемо нет проектов газовой сферы – в перечне не упоминается ни Транскаспийский газопровод, ни Южный газовый коридор, ни другие значимые проекты. Это уже бьёт по европейской экономике и ударит ещё сильнее в будущем.

Почему же тогда ЕС упорно не отказывается от «зелёной повестки» или хотя бы не проводит её корректировку?

Делает это ЕС по двум причинам.

Первая – экономическая война с Россией, Белоруссией и всё явственнее – с КНР.

Вторая – стремление через «зелёную повестку» сохранить политический и экономический контроль за Глобальным Югом. Совершенно очевидно, что страны Юга не смогут далее серьёзно развиваться без ископаемых углеводородов, а вот ЕС может это себе позволить. Поэтому по факту широко рекламируемая и навязываемая всему миру «зелёная повестка», это стремление закрепить за собой экономическое и политическое лидерство, сдерживая развитие других стран и континентов.

В силу этого все договорённости в энергетической сфере с ЕС крайне ненадёжны, что прекрасно понимают не только в России и Китае, но и в государствах Глобального Юга. В любой момент эти соглашения могут быть нарушены под самыми надуманными предлогами, если ЕС и США посчитают это для себя выгодным или необходимым для выкручивания рук по навязыванию той или иной политической и международной позиции зависимых от них стран.

Соответственно, Россия, Белоруссия, Китай, страны ШОС и БРИКС вынуждены на это реагировать, рассматривая альтернативные варианты сотрудничества в энергетической сфере.

В настоящий момент в Москве с 26 по 28 сентября 2024 года проходит Международный форум «Российская энергетическая неделя». Это крупнейшая дискуссионная площадка международного уровня в России для обсуждения тенденций развития мирового топливноэнергетического комплекса, определения основных направлений развития отраслей ТЭК и поиска оптимальных решений в ответ на существующие вызовы. В Форуме принимают участие главы государств и правительств, представители крупнейших международных энергетических компаний и лидеров отрасли, ведущие мировые эксперты и представители СМИ. Для обсуждения энергетической повестки в Москве собрались   4 000 участников и представителей СМИ из более 50 стран.

Центральным событием форума стало выступление Президента России Владимира Владимировича Путина, который, обращаясь к делегатам, высоко оценил значение данного масштабного мероприятия, подчеркнув, что это «Настоящий фундамент мирового развития, основа для роста экономики, социальной сферы и повышения благополучия граждан».

Россия предлагает миру энергетическое сотрудничество вместо энергетического шантажа.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.12.24

Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.

19.12.24

Только достройка Союзного государства России и Белоруссии как полноценного субъекта международных отношений является гарантией сохранения подлинной государственности Российской Федерации и Республики Беларусь.

19.12.24

Приближается важнейшая дата – 9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня нашей общей Великой Победы над фашистской Германией, достигнутой ценой невероятного напряжения и колоссальных потерь нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войны за право на само наше существование. 9-10 декабря 2024 года в Минске в Доме Москвы прошла очередная XVI страновая конференция белорусских общественных объединений российских соотечественников «Вместе с Россией сохраним память о Победе», посвящённая 80-летию Победы над фашистской Германией.

13.12.24

28 ноября 2024 года в Астане прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Всего в саммите приняли участие пять глав государств-членов ОДКБ – это президенты Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана.

13.12.24

230 лет назад  в конце 1794 года было полностью разгромлено польское восстание, вошедшее в историю как «восстание Костюшко». В советское время из польского генерала Тадеуша Костюшко сделали «борца за свободу против самодержавия», а после 1991 года его определили в «национальные герои Беларуси».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru